Фактор холода

Морозы января 2006 года вполне могут претендовать на статус особого экономического фактора. Для потребительского рынка Сибири этот период стал экстремальным испытанием. Хотя январский спад потребительской активности и считается естественным, сезонным, он оказался глубже, чем в «обычные» зимы. Хозяева ледового городка уже не рассчитывают на успех прошлых сезонов. Сегодня речь идет о минимизации убытков. Фото Михаила ПЕРИКОВА Особенно пострадали оптовые пищевые компании и фирмы-производители — холода в буквальном смысле ударили по логистическим цепочкам продуктового рынка. «Наша тема — деликатесные колбасы, и от мороза этот нежный товар серьезно пострадал, — говорит директор торгового дома «Сузун-Агро« (Новосибирск) Людмила Арнаутова. — Особенно проблемным было алтайское направление — продукция, которую везли издалека, оказалась самой уязвимой. Ведь чем дольше деликатес проедет по морозу, тем хуже его товарное состояние в пункте назначения. Колбасы перемерзали, лопались их оболочки — любые — и натуральные, и полиамидные. К тому же магазины делали в эти дни гораздо меньше заявок. В общем, холода для нас обернулись неделей простоя». Простой — ключевое слово январских дней. «Не меньше 50% машин стоят в ожидании потепления», — отмечает начальник планово-экономического отдела красноярского ТД «Каравай» (оптовая торговля продуктами питания) Ольга Полстян. А начальник департамента маркетинга ООО «Рики» (Барнаул) Оксана Бородина отметила, что 12–13 января отгрузка продукции в районы Алтайского края вовсе не производилась из-за угрозы потери кондиции товара от мороза. Такая острота транспортной проблемы на многих предприятиях вызвала «эффект домино». «Мы не можем вывезти нашу продукцию (кондитерские изделия. — «КС«) в отдаленные регионы. Соответственно, для предотвращения затоваривания складов мы вынуждены снижать объемы производства», — объясняет взаимосвязь директор красноярского ООО «Декорт» Алексей Мальчиков. Он предполагает, что потери эти вряд ли будут восполнены: «Даже если столбик в термометре поднимется выше -30 градусов, люди вряд ли станут есть в два раза больше сдобы и печенья». Для розничных операторов холода оказались менее травматичными, нежели для оптовиков и товаропроизводителей. «Пожалуй, этот экстремальный январь принес нам больше плюсов, чем минусов, — сказала корреспонденту «КС» директор универсама «Солнечные продукты» в ТРЦ «Континент« Наталья Патрина. — В холода, как известно, люди больше едят, так что объем потребления большинства продуктов возрос». Единственной серьезной проблемой, которая в морозы может грозить продуктовой рознице, Наталья Патрина называет пресловутый автомобильный фактор. «Впрочем, мы этого не допустили, — добавляет она. — Хотя у некоторых поставщиков и были попытки сослаться на холода, мы общими усилиями нашли решение и графики поставок сохранили». «Нам тоже удалось избежать проблем с поставщиками, — продолжает тему директор новосибирского супермаркета «Зебра« Наталья Удова. — У нас свой автопарк, так что если бы у поставщиков замерзли машины, подстраховка нашлась бы в любом случае». По словам Натальи Патриной, прирост объема продаж пока не анализировался, но по многим товарным позициям он заметен даже по первым наблюдениям: «Притом что посещаемость нашего универсама не упала, покупать стали больше. Что интересно, выросли продажи не только продуктов питания, но и сопутствующих товаров». В супермаркете «Зебра» мороз поспособствовал не только росту продаж горячительных напитков, но и продвижению новой услуги — службы доставки товаров по телефонным заказам. «Доставку продуктов на дом для владельцев наших дисконтных карт мы ввели совсем недавно, накануне Нового года, — рассказывает Наталья Удова. — И именно в холода этот сервис «выстрелил«. Причем заказывали не только большой объем продуктов, но и мелочи вроде пачки сигарет. Доставляли и такое. Думаю, динамику новой услуги мы сохраним». Предприятиям общепита морозная погода тоже приподнесла сюрпризы. «По сравнению с аналогичным периодом прошлого года ситуация парадоксальная, — говорит директор по развитию ресторанного направления компании «Септима» Ольга Ковтунова. — В нашем ресторане «Шемрок» выручка январских понедельников была аналогична хорошей пятничной. В связи с морозами увеличился и средний чек «Шемрока«: вечерние гости, ожидая такси (а это порой занимало полтора-два часа), не теряли времени даром». По предположению госпожи Ковтуновой, посещаемость «Шемрока» не упала в силу того, что большинство гостей этого заведения располагают свободным временем, — так, например, ланч может плавно перейти в ужин. Директор «Шемрока» Елена Алферова добавила, что гости стали более вальяжными, спокойными и умиротворенными — они не спешили покидать ресторан, с видимым удовольствием засиживались. Впрочем, статистика «Шемрока» как раз и является счастливым исключением, а для другого проекта «Септимы», кофейни «Кофемолка», морозы имели негативные последствия: ряды гостей «Кофемолки» таяли по мере усиления морозов. «Днем особой разницы не было, а вот вечером посещаемость существенно снижалась, — вспоминает Ольга Ковтунова. — В такую погоду люди стремятся как можно быстрее добраться до дома, поэтому основой аудитории «Кофемолки« были те, кто живет или работает неподалеку. Люди забегали отогреться, поэтому выросли продажи как кофейных напитков с алкоголем, так и обычных алкогольных напитков. В этой группе лидировал коньяк». В отличие от «Кофемолки« в ресторанах комплекса «Стоун-Хаус» изменения числа и состава гостей практически не наблюдалось. «Причина, видимо, и в расположении «Стоун-Хауса», и в характере наших завсегдатаев, — рассуждает менеджер направления ГК «Конквест« Наталья Богатова. — Единственное, что изменилось очень показательно, это предпочтения гостей. Упала популярность напитков, которые подаются холодными — пива, например. Зато существенно вырос спрос на глинтвейн, ирландский кофе. Растут продажи кофе и чая. В общем, хорошо идет все, что согревает». Погода внесла свои поправки и в жизнь кинопрокатного бизнеса. По наблюдениям директора кинозала «Прогресс-Киномир» (Новосибирск) Ольги Барановой, в выходные спада практически не было — тем разительнее контраст с буднями. «В холода изменилась модель досугового поведения новосибирцев, — объясняет госпожа Баранова. — Они после работы не шли «развеяться«, а спешили домой греться. Можно сказать, досуг сосредоточился в домашних стенах и вечерняя городская жизнь слегка подмерзла. В выходные же было людно. Видимо, за будни люди успевали соскучиться по зрелищам, по обществу. И шли в кино наперекор морозу». Поскольку январские проблемы потребительского рынка имели сугубо естественное происхождение, его игрокам оставалось утешать себя мыслью о временности погодных бедствий. «Ситуация довольно быстро выправляется, — сообщила «КС« накануне сдачи номера Людмила Арнаутова. — Даже небольшое повышение температуры повлияло позитивно». Ольга Полстян настроена менее оптимистично: «Если техника со временем отогреется и оживет, то наши «морозные« потери товарооборота вряд ли будет возможно наверстать. Если бы подобные холода пришлись на декабрь, можно было бы надеяться на компенсирующую роль праздников, на праздничный потребительский ажиотаж. Но впереди, увы, только будни. Поэтому сейчас практически нет сомнений, что упущенные объемы так и останутся упущенными». Мороз навредил даже проектам, которые, казалось бы, могут существовать только в холодное время года. «Для ледяной архитектуры экстремальный мороз — страшный враг, — говорит коммерческий директор ООО «Лед-Шоу Парк» Сергей Машаров (эта екатеринбургская компания уже третий год строит ледяной городок на новосибирской набережной). — Дело в том, что лед — материал гораздо более нежный, чем принято считать. В сильный мороз и он «перемерзает», становится хрупким, колется. Дело даже не в морозоустойчивости публики — ледяными аттракционами в такую погоду нельзя пользоваться просто по соображениям безопасности, они становятся хрупкими и ненадежными. Если же ледяные детали ремонтировать — заливать водой, то лед «ведет», он теряет прозрачность и начинает «рваться«. Расчетная посещаемость ледяного развлекательного комплекса, возведение которого обошлось екатеринбуржцам в 4 млн руб., — 200 тысяч посетителей за сезон (до начала марта). Реальная — вполовину меньше ожидаемой. »Все-таки основные надежды были связаны именно с периодом 1–10 января, а именно он-то и оказался холодным, — сетует генеральный директор компании «Лед-Шоу Парк« Игорь Пенкин. — И даже если на всю оставшуюся зиму погода будет теплая и прогулочная, посещаемость будет уже не та, на которую мы рассчитывали в период новогодних каникул. Конечно, мы уплотним нашу развлекательную программу. Но уже сейчас можно сказать, что ни прогнозных результатов, ни успешного уровня прошлого сезона мы, к сожалению, не достигнем. Речь идет о минимизации убытков. Впрочем, ледовые городки в Новосибирске мы будем строить и впредь. Эта зима — форс-мажор, исключение. И на наши долгосрочные планы она не повлияет». Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ