Интернет-реклама. Эволюция.

Еще на заре существования человечества, натуральный обмен перерос в товарно-денежные отношения. Любая деятельность человека стала связана с деньгами. Если требуется произвести какое-либо действие, значит есть спрос, а если есть спрос - есть и предложение. Универсальные законы экономики действуют на все сферы человеческих взаимоотношений. В первую очередь, на производство, торговлю, но не только. Наука и культура, предметы роскоши и сфера услуг - все это тоже становится предметом обогащения для одних и расходов для других. Важное место занимает информация - информация всегда стоит денег. И именно поэтому Интернет, зародившись как коммерческая сеть, оказывает влияние и сильно зависит от товарно-денежных отношений.

Конечно, в первую очередь, бизнес в сфере ИТ-технологий интересен провайдерам различных услуг и сервисов. Это и предоставление доступа к самой сети, и электронная почта и различные сторонние сети. Кроме того, на базе ip-сетей построено множество технологий передачи информации (например, вариант использования системы клиент-банк), которые тоже приносят доходы. Но для простых пользователей, которых в сети большинство, эта сторона интернет-бизнеса интересна только в плане минимизации расходов - получить доход проблематично вследствие того, что он требует дорогостоящего оборудования и специализированных знаний.

Однако Интернет можно рассматривать как средство массовой информации, состоящее из множества небольших информационных ресурсов, принадлежащих конкретным пользователям. Каждый сайт можно считать аналогом отдельной телевизионной программы. Причем программы, доступной круглосуточно. Такая программа - прекрасное место для размещения рекламы. И, конечно же, специалисты в этой области давно поняли, что выгода от Интернет-рекламы может быть очень и очень немалой.

Первоначально рынок интернет-рекламы выглядел достаточно просто: у вас есть сайт или страница, на этой странице кроме полезной информации, посвященная основной тематике, может быть место (или несколько мест), которое вы готовы отдать под рекламу. Вы готовы сдавать это место за определенную плату, находите покупателя (или он находит вас) и заключается сделка. Это как раз самый простой вариант размещения рекламных материалов с оплатой за время размещения. Полный аналог телевизионной рекламе и рекламе на радио. Следует отметить, что поначалу таким образом рекламировались товары и услуги, совершенно не связанные с функционированием и принципами построения сети. В принципе, такая реклама имеет место и сейчас но, с развитием сети и www-сервисов, появились новые виды Интернет-рекламы.

Поначалу, когда ресурсов было мало, гонка за посетителями отсутствовала как класс - конкуренция была минимальной. Один сайт анекдотов, один поисковик, одна коллекция рефератов и т.д. Каждый ресурс имел свою отдельную аудиторию. Два-три ресурса на одну тематику практически не пересекались и конкурентов друг в друге не видели. Но когда однотипных ресурсов стало много, информация начала переходить с одного сайта на другой, появились и рейтинговые системы, которые явно показывали, что на один развлекательный сайт заходит 10 человек в сутки, а на другой 1000. И понятно, что реклама, которую видят 1000 человек должна стоить дороже.

Появился термин - показ рекламного материала. То есть, факт того, что рекламный материал (обычно - баннер) показан одному уникальному посетителю. Особенно удобен этот термин в том случае, когда картинка-баннер одновременно являлась и переходом на сайт-рекламодатель. Стали появляться сервисы (баннерные сети), которые предоставляли удобный интерфейс для автоматического размещения баннерной рекламы, а также подсчета показов этой рекламы. С развитием браузерных технологий и появлением новых мультимедийных возможностей, эта реклама переродилась в рекламу rich-media, когда каждый рекламный баннер может представлять из себя не простую статическую картинку, а целое произведение, которое можно купить баннер в костроме, зачастую сравнимое по сложности с веб-сайтом, на котором оно показывается. В таком виде и виде простых баннерных сетей такая реклама доступна и сейчас.

Ко всему прочему, такие баннерные сети дали возможность вести статистику по переходам. А такая статистика особенно важна для сайтов, предназначенные для прямых продаж (различные онлайн-магазины, системы бронирования билетов и другие онлайн-сервисы) - ведь каждый посетитель может стать покупателем. Поэтому, все большее распространение начали набирать различные системы PPC (paid-per-click - оплата за клик). В данном случае рекламодатель оплачивает каждый клик (переход) по рекламному материалу.

Одним из главных недостатков рекламы с оплатой за показы и за время размещения являлось и является то, что недобросовестные рекламные площадки имеют возможность техническими методами исказить статистику и получить оплату за фиктивные показы или переходы. Частично для этого, а также для того, чтобы более точно контролировать расходы на рекламу и себестоимость предлагаемых товаров и услуг, начала использоваться реклама с оплатой совершаемых посетителями рекламной площадки действий. Наиболее наглядной в данной категории является размещение рекламы с оплатой за продажи. То есть, на рекламной площадке размещены материалы, но оплачивается конкретное действие (покупка товара, например) посетителя, перешедшего по баннеру. Могут быть произведены тысячи показов, по баннеру сделано сотни переходов, но посчитаны будут именно конкретные действия на сайте-рекламодателе. Это дает возможность более точно посчитать долю расходов на рекламу в себестоимости предлагаемого продукта, а также исключить способы накрутки.

С дальнейшим ростом количества веб-ресурсов, увеличением базы поисковых систем и, соответственно, с усложнением их алгоритмов поиска, значительный вес приобрела ссылочная реклама. Дело в том, что на один не особенно специфический запрос, любой более-менее обширный поисковик выдаст десятки и сотни ссылок. Причем посетитель зайдет в лучшем случае на те сайты, которые расположены на первых страницах выдачи поисковика. Чтобы определить порядок размещения сайтов в этом списке, поисковые системы используют уникальные алгоритмы, одним из весомых параметров для которых является цитируемость сайта на других ресурсах. В общем случае это значит, что когда на сайт ссылается больше ссылок, то и в выдаче поисковика он отобразится раньше. Меньше ссылок, соответственно и выдача будет позже. Кроме того, современные алгоритмы учитывают близость тематики этих ссылок, а также используемый в них текст (так называемый "якорь" или "анкор").

Исходя из этих предпосылок и появилась ссылочная реклама, которая сейчас приносит достаточно неплохой доход крупной нише интернет-деятелей. В ссылочной рекламе владельцу площадки тоже оплачивается время размещения ссылки на его сайте. Но, в отличие от самого первого типа рекламы, важным здесь является не то, что видит посетитель рекламной площадки, а то, как видят эту ссылку поисковые системы, и как это в результате отражается на их выдаче (фактически - на результатах поиска). Такая реклама является чисто техническим видом, причем поисковые системы не считают возможным со стороны вебмастеров получать доход за размещение подобной рекламы. К настоящему моменту поисковые системы пришли к выводу, что такая реклама является поисковым спамом, нарушает правильное функционирование поисковых машин. Ресурсы, которые злоупотребляют такой рекламой "пессимизируются" в рейтингах, и блокируются в базах для поиска. Тем не менее, данная реклама широко распространена, она же приносит значительный доход для так называемых SEO-специалистов (SEO - search engine optimization - оптимизация для поисковых машин). Изначально термин СЕО применялся для тех, кто за определенную плату "поднимал" сайты в выдаче по запросам, сейчас же этот же термин применяют на себя те, кто получает доход с создания специализированных ресурсов для получения прибыли с интернет-рекламы.

Подвидом последнего типа, набирающим обороты в последнее время, являются контекстные ссылки. Основное отличие - текст ссылки не добавляется к существующей странице, а формируются на основе существующего текста (по-другому говоря - ссылка врезается прямо в текст страницы). Стоимость данного типа рекламы обычно немного выше предыдущего, кроме того, у поисковых систем практически нет оснований для штрафных санкций в этом случае - ссылки идеально подходят к тексту страницы и считать их специально размещенными для получения рекламы невозможно.

Вся автоматизированная реклама обычно размещалась через биржи, редко кто делал свой собственный скрипт магазина. Такие рекламные биржи обычно не занимались только одним видом деятельности, они сочетали несколько видов размещения рекламы для увеличения количества рекламодателей и партнеров, соответственно увеличивалась и комиссия биржи. А мой шеф употреблял эту штуку, когда печень чистил. Но он параллельно ходил на массажи+чистки всякие+ диета+ разгрузочные дни. Да, сбросил где-то 10 кг. И опять-таки, тренировки, ходит 2-3 раза в неделю в спортзал и в бассейн. Так что я сделала вывод, сами по себе это фигни не работают. И эти же биржи одними из первых вводили новые типы рекламы. Иногда, под новые типы реклам отделялись специальные ресурсы, иногда добавлялся еще один сервис к существующим в рамках одного и того же сайта.

К 2008 году появилась отдельная прослойка интернет-деятелей, которые зарабатывают не на производстве товаров и услуг, а исключительно на рекламе в Интернете, купле-продаже и перепродажи рекламы, раскрутке ресурсов. Причем, опытные деятели зарабатывают таким образом крупные суммы, в несколько раз превышающие средний доход обычного россиянина (да и не только - доход, приличный и по западным меркам). Ведется постоянная работа над новыми видами рекламы, борьба между поисковыми системами и оптимизаторами по улучшению алгоритмов поиска и наоборот, по преобразованию результатов поиска к требуемому виду. Интернет-рекламе и заработку посвящены целые порталы, но даже они не отражают всей картины.

Источник: Креативное обозрение на idea.ru

Обсуждаем

  1. 01.11.2007 13:08 | плотоядное
    Какая-то не мэрлинистая барышня. Не хватает ей форм для идентификации образа. То есть идея интересна, но оформлена и подана бедненько.
  2. 01.11.2007 14:10 | max
    Какая смелая девушка!
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ