Настоящая игра может быть только по правилам

Перманентный скандал, инициированный депутатами уходящего Новосибирского областного Совета и продолжавшийся более года вокруг кредита Всемирного банка, выделенного области на реконструкцию социально значимых объектов здравоохранения, образования и коммунального хозяйства, оказал серьезное негативное влияние на объемы и темпы освоения кредитных средств. В результате в области многие населенные пункты останутся с нереконструированными школами, больницами и объектами коммунального хозяйства. Но в последнее время, несмотря на сопротивление противников использования кредита Всемирного банка на социальные цели, прошел ряд конкурсов на реконструкцию нескольких объектов. Среди них - тендер на капитальный ремонт школы-интерната в поселке Сузун
В конкурсе на право реконструкции Сузунской школы, в которой будет обучаться более 190 детей, принимали участие четыре крупных российских и зарубежных фирмы. Победителем стало московское акционерное общество «РАО Роснефтегазстрой». Оно определено генподрядчиком этого проекта. А субподрядчиком стал неоднократный победитель конкурсов новосибирское ОАО «МАиС-КОМПАНИЯ». Ее специалисты уже реконструировали в Новосибирске два образовательных учреждения на средства кредита Всемирного банка.
Корреспондент «ЧС» попросил генерального директора ОАО «МАиС-КОМПАНИЯ» Бориса Михайловича Попова рассказать об участии его фирмы в проектах по реконструкции социально значимых объектов.
-Борис Михайлович, Ваша компания накопила большой опыт участия в конкурсных проектах по кредиту Всемирного банка. В новом проекте Вы выступаете в сотрудничестве с одной из крупнейших строительных компаний России. Несколько слов о работе по проектам Всемирного банка.
- Все тендеры Всемирного банка проходят по строжайшим правилам. Отступления от этих правил не допускаются ни заказчиками - областной администрацией, Всемирным банком, ни подрядчиками. В частности, компании, участвовавшие в последних тендерах, в том числе и по Сузунской школе-интернату, должны были удовлетворять двум принципиально важным условиям. Во-первых, иметь годовой объем строительно-монтажных работ не менее 100 млн рублей.
- Очень большая сумма.
- Верно. В Новосибирске такие объемы строительства имеют, думаю, не более двух-трех фирм. Второе принципиальное условие, фирма - участник конкурса - должна иметь гарантию банка 10 процентов от стоимости контракта, то есть банк должен дать фирме-участнику гарантию на сумму около 10 млн рублей. Не могу сказать, какая из новосибирских строительных фирм смогла бы получить такую гарантию, да и скандалы вокруг кредита в областном Совете этому не способствовали. Это одна из существенных причин, по которой к участию в тендерах пришли и победили не новосибирские и даже не российские компании. Конкурс на реконструкцию таких крупных объектов, как Новосибирская горбольница, Черепановская и Чулымская больницы, выиграли китайская и словенская компании. И хорошо, что в конкурсах стали участвовать крупнейшие российские строительные фирмы. В частности, Роснефтегазстрой, которая победила в нескольких конкурсах, в том числе и по Сузунской школе. Роснефтегазстрой, учитывая опыт МАиС-КОМПАНИИ, предложил нам участвовать в проекте в качестве субподрядчика с передачей нам функций генерального подрядчика. Мы согласились. Наши специалисты подготовили конкурсную документацию. И из четырех участников этого тендера - Роснефтегазстрой, Коксохимстрой из Заринска Алтайского края, Трансстрой тоже с Алтая и крупная китайская компания - только Роснефтегазстрой при нашем участии смог предложить минимальную цену реконструкции. Она составила 88 млн 47 тыс. рублей. Коксохимстрой дал 89,6 млн руб., две другие компании предложили цены в 105 и 111 млн рублей. То есть цена реконструкции, как и всегда в подобных конкурсных проектах, определилась на основе рыночной реальности в строительной отрасли и состязательности конкурсантов. Никакой политики, как бы этого ни хотелось некоторым политиканствующим депутатам. Только строгий экономический расчет, учитывающий реалии рынка. И вообще, надо заметить,конкурсные проекты по кредиту Всемирного банка - это честная игра по честным правилам.
- Борис Михайлович, расскажите, пожалуйста, о Вашем новом проекте - Сузунской школе-интернате.
- Во-первых, Сузун - небольшой районный центр. Двести километров от Новосибирска. И для такого поселка реализация такого крупного проекта, несомненно, имеет большое значение. Это и новый уровень, и новое качество строительства прежде всего. Кроме того, это социальная программа. Она позволит радикально улучшить условия учебы и жизни воспитанников этой школы-интерната.
В рамках капитального ремонта будут не только отремонтированы существующие корпуса школы в соответствии с самыми современными нормами, с использованием современных строительных материалов, но и построена новая автономная котельная, оснащенная самым современным автоматическим оборудованием, банно-прачечный корпус, овощехранилище. А также - сети теплоснабжения, водоснабжения и канализации, внутриплощадочные автодороги, благоустройство, ограждение, наружное освещение территории, весь набор спортивных площадок и спортивного оборудования. Думаю, для Сузуна большая удача - реализация этого проекта.
Для нас, строителей, есть свои сложности. Во-первых, расстояние до объекта. Второе - новизна проекта, в котором заложены специальные помещения для адаптации детей к современным условиям жизни.
Объемы на новом объекте нас не пугают. У нас достаточно средств, механизмов, квалифицированных специалистов, которые уже прошли неплохую школу конкурсных объектов. ОАО «МаиС-КОМПАНИЯ» за восемь месяцев текущего года, уже выполнила собственными силами объемов работ на 40 млн рублей. По итогам года мы выйдем на объем 60 млн рублей. Это без учета работ на Сузунской школе. Сузун добавит работ примерно на 10-12 млн. Более того, к фирме усилился интерес со стороны специалистов рабочих профессий высокой квалификации, которые хотят у нас работать, а также со стороны ряда строительных организаций, предлагающих свои услуги как субподрядчики. Учитывая отдаленность объекта, мы организовали для рабочих благоустроенное общежитие в Сузуне, трехразовое питание рабочим за счет компании. Все это поможет эффективно работать коллективу наших строителей.
- Когда начинается реконструкция?
- Она уже идет. Мы пришли на объект в середине сентября. Сроки строительства очень жесткие - 14 месяцев. Хотя проектировщиками заложен нормативный срок 22 месяца. Такое значительное сокращение срока в контракте вызвано, думаю, тем, что срок кредитования завершается в 2002 году. И Всемирный банк должен в конце будущего года, независимо от того, сколько денег освоено, прекратить в соответствии с положением финансирование всего регионального проекта. Вот вам еще один негативный результат деструктивной деятельности депутатов нашего областного Совета в отношении проекта Всемирного банка. Но это тема отдельного разговора. Упущено очень много. Даже по нашему конкретному проекту. Если бы мы начали не осенью, а весной, то у нас было бы два лета и одна зима. А сейчас придется работать две зимы и лишь одно лето. И в таком положении оказались многие победители последних конкурсов.
- Борис Михайлович, чем для Вас как для предпринимателя-строителя интересно участие в проектах по кредиту Всемирного банка?
- Приобретением нового, не побоюсь сказать, бесценного опыта работы в условиях цивилизованной конкуренции, состязательности. Конкурентность снимает многие проблемы во взаимоотношениях заказчика и подрядчика. Нет никаких недоразумений типа «ты мне мало платишь», «а ты много требуешь». Все четко определено условиями по цене, которые предложил подрядчик заказчику и которые принял заказчик. Это первое. Второе, уход от сметы в нашем российском понимании, от каких-то мифических цен 1984 года. Эти вещи ни одному строителю из цивилизованной страны просто невозможно объяснить. А по контракту все просто. Мы взялись выполнить работу по реконструкции школы за 88 млн рублей в соответствии с проектом, предложенным заказчиком. И ни копейки нам больше никто не даст. А мы должны выполнить весь комплекс работ в соответствии с проектом. Только тогда нам оплатят выполненную работу. Никогда раньше в советские времена наши строители так не работали. Поэтому были и долгострои, и халтура, и приписки и многое другое. При работе со Всемирным банком все это исключено. Правила игры едины, что для африканских, американских или российских строителей. В-третьих, бизнес - это соревнование, в котором побеждает наиболее умелый. Здесь перестают действовать такие типичные для советских времен отношения кумовства, какого-то протекционизма. Здесь не может выиграть конкурс фирма, у которой баланс минусовый. Она просто не выдержит квалификационных условий, которые установлены Всемирным банком. И вообще тендер в строительной отрасли - это революция. И все большее число специалистов - проектировщиков, строителей - принимают участие в этой революции. Пусть не все выигрывают конкурсы. Но все их участники учатся работать по-новому. Рано или поздно российский бизнес будет вести свои дела строго по правилам. А тот, кто будет их игнорировать, просто не сможет существовать. Ведь не секрет, что на Западе нас не понимают: как можно не платить налоги, зарплату, обманывать заказчиков и, наоборот, заказчику не рассчитаться с подрядчиком, иметь отрицательные экономические показатели и т.д. Соблюдение там у них строгих правил бизнеса формирует «деловую репутацию фирмы». Цвет сравним с завариванием с помощью чайного пакетика, используемого вторично. Даже фруктовый Pimton, о котором я уже писал, был насыщеннее. Окончательно мою радость "унял" вкус самого чая. Чуть терпкий и не эксклюзивный. И в случае ухудшения деловой репутации, имиджа, рейтинга компании она уходит в небытие. И никакие «друзья» не помогут. Поэтому считаю, что присутствие Всемирного банка в Новосибирской области это хорошая необходимая школа, вопрос только в одном, насколько готовы мы воспринимать современную науку бизнеса.

Виктор ТИМАКОВ, «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»

Перманентный скандал, инициированный депутатами уходящего Новосибирского областного Совета и продолжавшийся более года вокруг кредита Всемирного банка, выделенного области на реконструкцию социально значимых объектов здравоохранения, образования и коммунального хозяйства, оказал серьезное негативное влияние на объемы и темпы освоения кредитных средств. В результате в области многие населенные пункты останутся с нереконструированными школами, больницами и объектами коммунального хозяйства. Но в последнее время, несмотря на сопротивление противников использования кредита Всемирного банка на социальные цели, прошел ряд конкурсов на реконструкцию нескольких объектов. Среди них - тендер на капитальный ремонт школы-интерната в поселке Сузун
В конкурсе на право реконструкции Сузунской школы, в которой будет обучаться более 190 детей, принимали участие четыре крупных российских и зарубежных фирмы. Победителем стало московское акционерное общество «РАО Роснефтегазстрой». Оно определено генподрядчиком этого проекта. А субподрядчиком стал неоднократный победитель конкурсов новосибирское ОАО «МАиС-КОМПАНИЯ». Ее специалисты уже реконструировали в Новосибирске два образовательных учреждения на средства кредита Всемирного банка.
Корреспондент «» попросил генерального директора ОАО «МАиС-КОМПАНИЯ» Бориса Михайловича Попова рассказать об участии его фирмы в проектах по реконструкции социально значимых объектов.
-Борис Михайлович, Ваша компания накопила большой опыт участия в конкурсных проектах по кредиту Всемирного банка. В новом проекте Вы выступаете в сотрудничестве с одной из крупнейших строительных компаний России. Несколько слов о работе по проектам Всемирного банка.
- Все тендеры Всемирного банка проходят по строжайшим правилам. Отступления от этих правил не допускаются ни заказчиками - областной администрацией, Всемирным банком, ни подрядчиками. В частности, компании, участвовавшие в последних тендерах, в том числе и по Сузунской школе-интернату, должны были удовлетворять двум принципиально важным условиям. Во-первых, иметь годовой объем строительно-монтажных работ не менее 100 млн рублей.
- Очень большая сумма.
- Верно. В Новосибирске такие объемы строительства имеют, думаю, не более двух-трех фирм. Второе принципиальное условие, фирма - участник конкурса - должна иметь гарантию банка 10 процентов от стоимости контракта, то есть банк должен дать фирме-участнику гарантию на сумму около 10 млн рублей. Не могу сказать, какая из новосибирских строительных фирм смогла бы получить такую гарантию, да и скандалы вокруг кредита в областном Совете этому не способствовали. Это одна из существенных причин, по которой к участию в тендерах пришли и победили не новосибирские и даже не российские компании. Конкурс на реконструкцию таких крупных объектов, как Новосибирская горбольница, Черепановская и Чулымская больницы, выиграли китайская и словенская компании. И хорошо, что в конкурсах стали участвовать крупнейшие российские строительные фирмы. В частности, Роснефтегазстрой, которая победила в нескольких конкурсах, в том числе и по Сузунской школе. Роснефтегазстрой, учитывая опыт МАиС-КОМПАНИИ, предложил нам участвовать в проекте в качестве субподрядчика с передачей нам функций генерального подрядчика. Мы согласились. Наши специалисты подготовили конкурсную документацию. И из четырех участников этого тендера - Роснефтегазстрой, Коксохимстрой из Заринска Алтайского края, Трансстрой тоже с Алтая и крупная китайская компания - только Роснефтегазстрой при нашем участии смог предложить минимальную цену реконструкции. Она составила 88 млн 47 тыс. рублей. Коксохимстрой дал 89,6 млн руб., две другие компании предложили цены в 105 и 111 млн рублей. То есть цена реконструкции, как и всегда в подобных конкурсных проектах, определилась на основе рыночной реальности в строительной отрасли и состязательности конкурсантов. Никакой политики, как бы этого ни хотелось некоторым политиканствующим депутатам. Только строгий экономический расчет, учитывающий реалии рынка. И вообще, надо заметить,конкурсные проекты по кредиту Всемирного банка - это честная игра по честным правилам.
- Борис Михайлович, расскажите, пожалуйста, о Вашем новом проекте - Сузунской школе-интернате.
- Во-первых, Сузун - небольшой районный центр. Двести километров от Новосибирска. И для такого поселка реализация такого крупного проекта, несомненно, имеет большое значение. Это и новый уровень, и новое качество строительства прежде всего. Кроме того, это социальная программа. Она позволит радикально улучшить условия учебы и жизни воспитанников этой школы-интерната.
В рамках капитального ремонта будут не только отремонтированы существующие корпуса школы в соответствии с самыми современными нормами, с использованием современных строительных материалов, но и построена новая автономная котельная, оснащенная самым современным автоматическим оборудованием, банно-прачечный корпус, овощехранилище. А также - сети теплоснабжения, водоснабжения и канализации, внутриплощадочные автодороги, благоустройство, ограждение, наружное освещение территории, весь набор спортивных площадок и спортивного оборудования. Думаю, для Сузуна большая удача - реализация этого проекта.
Для нас, строителей, есть свои сложности. Во-первых, расстояние до объекта. Второе - новизна проекта, в котором заложены специальные помещения для адаптации детей к современным условиям жизни.
Объемы на новом объекте нас не пугают. У нас достаточно средств, механизмов, квалифицированных специалистов, которые уже прошли неплохую школу конкурсных объектов. ОАО «МаиС-КОМПАНИЯ» за восемь месяцев текущего года, уже выполнила собственными силами объемов работ на 40 млн рублей. По итогам года мы выйдем на объем 60 млн рублей. Это без учета работ на Сузунской школе. Сузун добавит работ примерно на 10-12 млн. Более того, к фирме усилился интерес со стороны специалистов рабочих профессий высокой квалификации, которые хотят у нас работать, а также со стороны ряда строительных организаций, предлагающих свои услуги как субподрядчики. Учитывая отдаленность объекта, мы организовали для рабочих благоустроенное общежитие в Сузуне, трехразовое питание рабочим за счет компании. Все это поможет эффективно работать коллективу наших строителей.
- Когда начинается реконструкция?
- Она уже идет. Мы пришли на объект в середине сентября. Сроки строительства очень жесткие - 14 месяцев. Хотя проектировщиками заложен нормативный срок 22 месяца. Такое значительное сокращение срока в контракте вызвано, думаю, тем, что срок кредитования завершается в 2002 году. И Всемирный банк должен в конце будущего года, независимо от того, сколько денег освоено, прекратить в соответствии с положением финансирование всего регионального проекта. Вот вам еще один негативный результат деструктивной деятельности депутатов нашего областного Совета в отношении проекта Всемирного банка. Но это тема отдельного разговора. Упущено очень много. Даже по нашему конкретному проекту. Если бы мы начали не осенью, а весной, то у нас было бы два лета и одна зима. А сейчас придется работать две зимы и лишь одно лето. И в таком положении оказались многие победители последних конкурсов.
- Борис Михайлович, чем для Вас как для предпринимателя-строителя интересно участие в проектах по кредиту Всемирного банка?
- Приобретением нового, не побоюсь сказать, бесценного опыта работы в условиях цивилизованной конкуренции, состязательности. Конкурентность снимает многие проблемы во взаимоотношениях заказчика и подрядчика. Нет никаких недоразумений типа «ты мне мало платишь», «а ты много требуешь». Все четко определено условиями по цене, которые предложил подрядчик заказчику и которые принял заказчик. Это первое. Второе, уход от сметы в нашем российском понимании, от каких-то мифических цен 1984 года. Эти вещи ни одному строителю из цивилизованной страны просто невозможно объяснить. А по контракту все просто. Мы взялись выполнить работу по реконструкции школы за 88 млн рублей в соответствии с проектом, предложенным заказчиком. И ни копейки нам больше никто не даст. А мы должны выполнить весь комплекс работ в соответствии с проектом. Только тогда нам оплатят выполненную работу. Никогда раньше в советские времена наши строители так не работали. Поэтому были и долгострои, и халтура, и приписки и многое другое. При работе со Всемирным банком все это исключено. Правила игры едины, что для африканских, американских или российских строителей. В-третьих, бизнес - это соревнование, в котором побеждает наиболее умелый. Здесь перестают действовать такие типичные для советских времен отношения кумовства, какого-то протекционизма. Здесь не может выиграть конкурс фирма, у которой баланс минусовый. Она просто не выдержит квалификационных условий, которые установлены Всемирным банком. И вообще тендер в строительной отрасли - это революция. И все большее число специалистов - проектировщиков, строителей - принимают участие в этой революции. Пусть не все выигрывают конкурсы. Но все их участники учатся работать по-новому. Рано или поздно российский бизнес будет вести свои дела строго по правилам. А тот, кто будет их игнорировать, просто не сможет существовать. Ведь не секрет, что на Западе нас не понимают: как можно не платить налоги, зарплату, обманывать заказчиков и, наоборот, заказчику не рассчитаться с подрядчиком, иметь отрицательные экономические показатели и т.д. Соблюдение там у них строгих правил бизнеса формирует «деловую репутацию фирмы». И в случае ухудшения деловой репутации, имиджа, рейтинга компании она уходит в небытие. И никакие «друзья» не помогут. Поэтому считаю, что присутствие Всемирного банка в Новосибирской области это хорошая необходимая школа, вопрос только в одном, насколько готовы мы воспринимать современную науку бизнеса.
Виктор ТИМАКОВ, «»
Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ