Зонтичный брэнд «Гришковец»

В Томске и Новосибирске на прошлой неделе прошли показы спектакля Евгения Гришковца «Планета» и его концерты с группой «Бигуди». Ни «Планета», ни «Бигуди» в Сибири до этого не были. Кроме проведения спектакля и концертов, поездку Гришковца можно рассматривать и как промотур недавно вышедшей повести «Реки», в которой речь идет как раз о Сибири.  Фото Михаила ПЕРИКОВА  «Планета» - самый масштабный из всех спектаклей Гришковца. Вместе с ним на сцену выходит Анна Дубровская, актриса московского театра им. Вахтангова. В спектакле есть полноформатные декорации, а для его обслуживания необходима группа техников и инженеров. Поэтому в России «Планету», кроме столицы, видели зрители Питера, Екатеринбурга и Нижнего Новгорода. Теперь еще и Сибири. Но спектакль пока даже не был показан в Калининграде, где Гришковец живет и к которому относится очень трепетно. И даже в родном его городе Кемерово «Планета» не была - там нет качественного света и звука для ее показа. Город, по словам Гришковца, не готов. Зарубежная премьера «Планеты» состоялась на венском театральном фестивале, затем были фестивали в Нанси, Авиньоне, Берлине, Мюнхене, Штутгарте. «Планета» и концерт с группой «Бигуди» объединились закономерно - в спектакле речь идет о людях большого города, и музыка «Бигуди» - тоже музыка мегаполиса. В Новосибирске «Планета» с аншлагом была показана на сцене «Глобуса», а концерт с «Бигуди» прошел в переполненном клубе Rock-City. Что-либо говорить о спектакле и концерте бессмысленно, на мой взгляд. «Планета» ничем принципиальным не отличается от моноспектаклей Гришковца - и способ существования героя, и сам герой, и тематика его монологов продолжают линию «Собаки» и «Одновременно», а присутствие на сцене Анны Дубровской мало что меняет. Это ничуть не умаляет достоинств «Планеты» - к тому же и сыгранной отлично, с драйвом и свежестью. Концерт же в полной мере показал, насколько культовой фигурой Гришковец стал среди молодых представителей среднего класса. Если бы похожие монологи под музыку произносил кто-либо другой, реакция была бы кислой. То же самое можно сказать и про повесть «Реки», которая вышла в издательстве «Махаон» 28 апреля. На сегодня, по словам Гришковца, продано более 80 тыс. экземпляров книги, что для лирической бессюжетной прозы просто непредставимо. Если бы на обложке не стояла фамилия Гришковца, успеха бы, разумеется, не было. То есть потребитель испытывает доверие к Гришковцу. Точно так же, как и к какому-либо популярному брэнду. И сам Гришковец стал за шесть лет присутствия на рынке брэндом, популярным и узнаваемым. Можно даже сказать - зонтичным. Все началось с пьес и моноспектаклей. Потом появились книги с текстами пьес. Во МХАТе Гришковец поставил как режиссер спектакль «Осада». Потом - «Бигуди». В прошлом году вышел роман «Рубашка», прочно занимающий место в списках бестселлеров, сейчас - «Реки». Осваивается территория кино - были маленькие роли в фильмах «Азазель» и «Прогулка». Нет никакого сомнения, что именно кинематограф станет новой завоеванной Гришковцом территорией. Сейчас с наибольшей заинтересованностью он говорит именно о литературе и кино. С повестью «Реки» (которую он называет традиционной русской прозой с попыткой написать большую русскую прозу) связана непростая история. Еще до «Рубашки» Гришковец пробовал написать сборник мемуарных рассказиков, надиктовывая жене Лене. Написал месяцев за семь. Но тут ограбили квартиру и украли компьютер. Он давал объявления в газету, обращался к наркоманам и бандитам, чтобы вернули хотя бы винчестер. В итоге ничего не вернулось, и Гришковец попытался восстановить текст повести - обзвонив друзей, которым посылал текст по почте. Собралась примерно четверть разрозненного текста. Текст получился, по его словам, какой-то несчастливый. Но в этом году неожиданно написал первую фразу: «Я только однажды видел медведя не в зоопарке...», - и повесть написалась. О писательской жизни Гришковец говорит охотно (очевидно, потому, что она для него внове). Допустим, о том, что издательство «Зебра-Е», продавшее права на издание его книг с текстами пьес издательству «Эксмо», продолжает печатать «пиратские» тиражи в Белоруссии и, по самым скромным подсчетам, продало около 50 тыс. экземпляров. Гришковец говорит: «Самое неприятное в этой истории то, что совладельцем этого издательства является Виктор Ерофеев, который сам - писатель. И он занимается воровством. Я не единственный, кто с ним судится, до этого была Татьяна Толстая. Я не берусь судить, какой он писатель, но он - вор и бандит. И негодяй, который обворовывает своих коллег». Уже можно предположить, что новым завоеванием Гришковца станет кинорынок. Про экранизацию «Рубашки» он говорит, что было много предложений, но, читая синопсисы, он был не удовлетворен: «Роман монологичен, и все попытки поставить его привели бы к занудному кино. Такому кино, на кассетах с которым написано: «Кино не для всех». Так вот кино «не для всех» меня не интересует как таковое. И знаете почему? Потому что я - автор бестселлеров». Гришковец говорит: «Кинематограф я знаю лучше, чем он знает меня». Нет сомнений, скоро узнает хорошо. В новом фильме Говорухина Гришковец сыграет в крохотном эпизоде следователя НКВД: «Честно говоря, не знаю, кого он допрашивает, я допрашивал камеру. Мерзкий следователь в очках, когда я себя в зеркале увидел, то подумал: «Дедушка бы увидел - проклял». Еще Гришковец снялся в эпизоде фильма Глеба Панфилова «В Круге первом» по роману Солженицына. Сыграл Константина Симонова, которого, считает Гришковец, отрицательным персонажем назвать нельзя. Более того, Гришковец находит, что у него с Симоновым (тем, что в фильме) есть много общего: им по 37 лет, оба картавят. Оба начинали с произведений о защите Родины (у Гришковца - спектакль «Как я съел собаку»). Когда, по словам Жени, он отпустил усы и ему добавили седины, получилось серьезное портретное сходство. Галахов (под этой фамилией Симонов выведен в романе) - подонок и негодяй. Гришковец с этим не согласен: «Он талантлив и во всяком случае внешне импозантный человек. Так что в фильме Симонов не будет подлецом. Это важный опыт... И к тому же знаете, как приятно побыть в хорошем двубортном пиджаке с пятью значками лауреата Сталинской премии, которая в те годы была 50 тысяч рублей, а машина «Победа» стоила семь тысяч. А Симонов получил пять премий к своим 38 годам!» Категория успешности для Гришковца - одна из самых важных. Он говорит: «Пока я еще остросовременен. Пока я еще несколько лет буду успешным... Я с самого начала был довольно успешен - даже тогда когда занимался пантомимой в Кемерове. И когда занимался студенческой самодеятельностью в университете. На сегодняшний день я не сделал ни одного неуспешного произведения». Разумеется, говорить о Гришковце как о брэнде - в известной степени шутка. Но в каждой шутке, как известно, есть доля шутки. В случае Гришковца можно говорить и о правильном позиционировании того, что он делает, как идеального продукта для среднего класса. К тому же сам он иногда пользуется категориями маркетинга, говоря о своей успешности. Хочу рассказать свою историю. Возможно кого-то она убережет от необдуманных шагов! Больше года назад муж увлекся new. Сначала я отнеслась к этому спокойно, говорю - попробуй, лишняя копейка не прмешает. Сначало увлечение было не активно... Например, согласно опросам, около 20% жителей Москвы и Петербурга знают, кто он такой. И милиционеры в лицо узнают. Нет сомнений, что «узнаваемость брэнда» будет только возрастать вместе с частотой его появлений в кино и на телеэкране. Сейчас, с радостью и изумлением говорит сам Гришковец, его знают такие люди, как Никита Михалков, Галина Волчек и Борис Ельцин. Бывший президент России, прочитав «Рубашку», попросил сотрудников своего аппарата достать ему повесть «Реки» с автографом автора. Что и было сделано.

Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ