Не успевают за ставками

Нестабильность на финансовых рынках приводит к тому, что заемщики от органов власти, которые традиционно относились к классу высоконадежных, начинают испытывать проблемы с привлечением ресурсов просто потому, что не успевают вовремя отреагировать на растущие ставки. Эксперты рекомендуют эмитентам этого сегмента заранее закладывать значительную премию по стоимости привлечения ресурсов к текущим уровням. 31 октября должен был пройти аукцион на право заключения государственного контракта на оказание услуг по предоставлению администрации Новосибирской области кредитных ресурсов по возобновляемой кредитной линии. На тендер было выставлено пять лотов совокупным объемом 2 млрд рублей и сроком действия кредитной линии 90, 180, 270, 300 и 365 дней. Начальная максимальная цена госконтракта по лотам находилась в диапазоне 11,46–12,06% годовых. 22 октября, в день завершения приема заявок стало понятно, что аукцион не состоится из-за отсутствия кредиторов-претендентов. В администрации области «КС» пояснили, что «повторный тендер в ближайшее время проводиться не будет, так как область сейчас не нуждается в кредитных ресурсах». А 14 октября департамент финансов Томской области проводил аукцион по выбору ведущего организатора для размещения выпуска облигаций Томской области 2008 года объемом 2 млрд рублей и сроком обращения от одного года до пяти лет. Размещение займа должно начаться до конца текущего года. За услуги организатору была установлена начальная цена контракта — 4 млн рублей, или 0,2% от объема займа. На аукцион не было подано ни одной заявки. «Дело в том, что окончание приема заявок на аукцион пришлось на пик текущего кризиса, когда потенциальные участники аукциона были заняты решением своих более актуальных проблем, — пояснили «КС« в департаменте финансов Томской области. — Сейчас мы рассматриваем варианты дальнейших действий: объявлять новый аукцион либо переносить размещение на будущий год и регистрировать новый облигационный выпуск. Эта процедура потребует дополнительных временных затрат, но она уже отработана.  Однако дело в том, что, помимо общих финансовых проблем, ситуацию с привлечением ресурсов для муниципальных и субфедеральных заемщиков сегодня осложняет зарегламентированность конкурсных процедур, которые необходимо провести для осуществления заимствований. В частности, согласно федеральному законодательству срок от подготовки конкурсной документации до окончания приема заявок составляет не менее 30 дней. За это время на рынке могут существенно измениться условия привлечения заемных средств. Данные обстоятельства не позволяют регионам оперативно реагировать на ситуацию. Думаю, что в похожем положении сегодня находятся многие субфедеральные и муниципальные заемщики». Как отмечает начальник отдела анализа рынка долговых обязательств Инвестиционного банка «КИТ Финанс» Владимир Малиновский, борьбы за право размещать облигации, в том числе регионов, которая была еще год назад, сейчас уже не наблюдается. «Инвесторы в настоящее время очень настороженно относятся к облигационным займам, а редких покупателей интересуют либо наиболее ликвидные и надежные инструменты, либо, наоборот, те, которые предлагают доходность, как правило, выше 20% годовых, — рассуждает эксперт. — В настоящее время очень сложно говорить о справедливой доходности облигаций того или иного эмитента, даже среди субъектов РФ и муниципалитетов. Разрыв по ставкам порой достигает 4–5 процентных пунктов, при этом бывают случаи, что доходности займов регионов с более высоким рейтингом оказываются больше, нежели тех, у кого оценка ниже». «Да, сейчас начали регистрировать новые эмиссии, но по закону их можно разместить в течение года, то есть когда обстановка на долговом рынке станет более благоприятной, — добавляет аналитик отдела анализа рынка облигаций Банка Москвы Наталья Ковалева. — Сегодня ситуация такова, что не работает ни принадлежность эмитента к властным структурам, ни наличие у него каких угодно рейтингов — хотя бы потому, что на рынке нет справедливых ориентиров, на которые можно опираться при прогнозах». В данной ситуации, по мнению Владимира Малиновского, эмитентам надо либо в условиях конкурса заранее закладывать значительную премию по стоимости привлечения ресурсов к текущим уровням, либо обращаться за кредитами напрямую к банкам. 23 октября стало известно, что Новосибирская область возглавила Национальный рейтинг конкурентоспособности регионов, подготовленный компанией «Бауман Инновейшн» при поддержке международных и российских партнеров. За ней следуют Республика Татарстан и Московская область. «Получение этого рейтинга не просто престижно — это серьезный сигнал для инвесторов и рынка в пользу вложения ресурсов на территории Новосибирской области. Рейтинг и тот факт, что мы оказались впереди Татарстана и Московской области, особенно актуальны в нынешней ситуации, когда объем денег на рынке сокращается, конкуренция за них усиливается, а инвесторы задумываются о том, как лучше вложить свои средства, чтобы не потерять их и приумножить», — прокомментировал эту информацию губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский. Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ