Омские власти готовят экспансию

На сибирском продовольственном рынке грядет очередной передел. Власти Омской области собираются стимулировать межрегиональную экспансию продукции местных предприятий пищевой отрасли. Конкуренты омичей из других регионов готовы к борьбе.   Омское продовольствие вывезут за пределы области централизованно. Фото Татьяны КРАВЧЕНКО Администрация Омской области одобрила концепцию развития пищевой и перерабатывающей промышленности. Эта отрасль по темпам роста сегодня опережает все остальные в регионе, но специалисты считают, что реализация концепции позволит удвоить ее эффективность, добиться опережающего роста объемов продукции пищепереработки и усиления экспансии в другие регионы. Доля пищевой и перерабатывающей промышленности в общем объеме промышленного производства Омской области выросла за последние пять лет с 15% до 32%, доля поступлений в бюджет от промпредприятий - 28%, доля в прямых инвестициях за последние пять лет - 33% (2,6 млрд руб.). В отрасли достигнут наибольший ввод новых основных фондов - 20% от общей стоимости, износ фондов сократился с 43% до 31%. Решить поставленные задачи авторы концепции предлагают, в первую очередь, за счет глубокой интеграции перерабатывающих предприятий с производителями сельхозпродукции. Примеры такого рода уже есть. В области действуют три крупных холдинга, работающих по полному производственному циклу, - «Омский бекон», «Росар» и «Оша». Совокупные отчисления в бюджет области налога на прибыль входящих в эти три холдинга предприятий составили в прошлом году 332 млн руб. - 20% всех поступлений от данного налога. Этот пример объясняет заинтересованность власти в создании новых вертикально интегрированных структур, на что, собственно, и направлена принятая концепция. Кроме того, омские власти намерены помочь «своим» производителям продавать продукцию за пределами области. Как заявил первый вице-губернатор Евгений Вдовин, говоря о продвижении продовольствия на межрегиональном рынке, «надо думать не о том, чтобы ситуация стала лучше, а о том, что она стала жестче». Для этого авторы концепции развития пищепрома призывают предприятия вести более агрессивную маркетинговую политику, завоевывая рынок как качеством продукции, так и формами ее подачи: от упаковки до широкой рекламы. Помимо этого администрация предполагает предоставить административные и экономические - в том числе налоговые - преференции для стимулирования «своих» пищевиков. Планируется также помочь производителям и в транспортировке продукции. По мнению председателя аграрного комитета ЗС, директора Иртышской птицефабрики Анатолия Беззубцева, это необходимо, так как высокие транспортные расходы подчас делают производство той или иной продукции невыгодным, несмотря даже на достаточный спрос в других регионах. Для решения транспортной проблемы планируется разработать отдельную программу. Как пояснил «КС» источник в администрации области, возможно, власти помогут в создании специализированного предприятия для централизованных перевозок готовой продукции за пределы области. Председатель «Клуба 100», объединяющего крупнейших сельхозпроизводителей области, депутат ЗС Владимир Пушкарев говорит о необходимости практических шагов: «Концепция должна породить программы, позволяющие эффективно конкурировать с иногородней и зарубежной продукцией, постепенно вытесняя ее с омского рынка». Отчасти действия по реализации концепции уже предприняты. Так, в областное Законодательное собрание уже внесен проект закона о предоставлении налоговых льгот инвесторам. Больших бюджетных затрат, по мнению председателя экономического комитета администрации области Сергея Евсеенко, при этом нести не придется. Перерабатывающая промышленность имеет достаточно высокую рентабельность (9,2%, тогда как в целом в омской промышленности она составляет 4,6%) и быструю окупаемость инвестиций. Пищевики согласны с этим и говорят, что для поддержки отрасли нужны лишь небольшие усилия со стороны власти. По словам директора АО «Форнакс» (производитель продуктов питания) Зинаиды Елизаровой, отрасль уже сегодня способна обеспечить продовольственную безопасность области и масштабный выход на российский рынок, нужны лишь дополнительные организационные мероприятия. Президент Ассоциации предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, гендиректор «Омского бекона» Александр Кивич считает важным соблюсти интересы сельхозпроизводителей, промышленников и сбытовых предприятий, и тогда дальнейший рост омской «пищевки» неминуем. Экономисты понимают намерения омских властей. Замдиректора Института экономики СО РАН Виктор Суслов говорит, что «поддерживать и так уже успешную отрасль, с точки зрения здравого смысла, может быть, не стоило; с другой стороны, понятно желание властей с помощью этого «трамплинчика» прыгнуть еще выше». Депутат Госдумы, член аграрного комитета Александр Фомин считает важным выбор цивилизованного механизма господдержки. «Если речь идет о каких-то конкретных дотациях, то это воровство, - предупреждает депутат. - Я категорически против таких методов, но если инвесторы действительно вкладывают средства в основные фонды, развитие производства, то, безусловно, это правильно - давать определенные льготы. Но это должно быть очень четко и прозрачно, чтобы не возникло желание таким образом прятать прибыль». Между тем пищевики из других регионов не боятся усиленной экспансии омских производителей, а беспокоятся лишь о способах ведения конкурентной борьбы. Так, топ-менеджер одного из крупных предприятий Новосибирской области, производящего продукты питания, напомнил о барьерах, которые в свое время существовали при передвижении продукции между регионами. «К административным рычагам в борьбе за место под солнцем прибегали не только в Омской области, это было во всех регионах. Не хотелось бы повторения той ситуации, - заявил источник «КС». - Если они [омские производители] намерены конкурировать по качеству, это можно только приветствовать». Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ