Болезнь и смерть куклы

После череды дней согласия и примирения в Новосибирске перед резиденцией полпреда президента в СФО состоялась дерзкая акция современного искусства, отдаленно напоминающая политическую. Несколько молодых людей разыграли традиционный фарс с речами в поддержку именитого диссидента, попыткой пронести и сжечь куклу, призванную олицетворить российскую Фемиду. Разглядеть объект, хотя бы для того, чтобы усомниться в его эстетической ценности, общественности не дала милиция.   Один из уважаемых новосибирских художников, график Владимир Степанов как-то рассказал мне о выставке в музее современного искусства города Антверпен. Художника особенно потряс один зал (как и все остальные, выкрашенный в ослепительно белый цвет), в котором единственным объектом являлась стремянка, ведущая к слуховому окну под самой крышей четырехэтажного особняка музея. Взобравшись на лестницу, можно было увидеть готовую разбиться и только чудом зацепившуюся за карниз соседнего дома фигуру с искаженным ужасом лицом. Фигуру куклы. На удивление, грамотно подстроенная фальшивка вызывала самые настоящие чувства - от сострадания до отчаяния. Степанов тогда подытожил, что хоть перформеры и не владеют ремеслом рисовальщиков, им не откажешь в умении нагнетать атмосферу. Современное искусство таранит нашу жизнь, заставляя нас верить в эффект наращивания мускулов от постоянного преодоления «себя как зрителя» и тут же - «себя как автора».Что понравилось - пакетики легко можно разделить один от другого по специальному шовчику. Разделяются очень легко и быстро, у чая от "Красной цены" такой роскоши не было:D
Сегодня самое сложное - быть посторонним. Несколько лет назад я интересовался, как отделить спекуляцию от современного искусства, ведь каждый может объявить себя концептуалистом, у самого именитого перформера Новосибирска Максима Зонова (замечательный дизайнер, фильммейкер и художник трагически погиб весной 2002 года). Максим ответил так: «Когда занимаешься современным искусством, то по ходу решаешь собственные проблемы. В итоге и зрители сыты, и авторы целы. Если тебе интересен твой опыт, то он интересен и кому-то еще. Перформанс - это как секс. Если ты один раз сделал «это», сделаешь и снова. Просто нужно выбрать партнера». В случае с куклой Фемиды организаторы митинга играли с милицией и прессой. За день до несанкционированного митинга (организаторы упорно называли его «встречей») один из организаторов Игорь Аристов загодя попытался представить детали хэппенинга. «В три часа мы соберемся перед резиденцией Драчевского, а в три пятнадцать нас уже заметут. Надеюсь, мы успеем провести визуальную часть», - так Аристов призывал корреспондента «КС» не опаздывать на митинг-встречу. Поводом для общественного действия явились 19 месяцев, проведенных под стражей русским писателем Эдуардом Лимоновым (Савенко). Чай в пакетиках ООО "Интрейд-юниор" Наш продукт Чёрный байховый индийский фото
Правда я всё равно разделила не очень аккуратно - торопилась и нетерпячка у меня! Вовремя (к 15.00) собравшиеся три десятка активистов были похожи скорее на деятелей андерграунда, чем на представителей НБП и ЛДПР. Сделавший несколько заявлений руководитель Новосибирского регионального отделения Национал-большевистской партии России Дмитрий Казначеев издалека показался мне похожим на хорошего поэта и писателя Романа Кривушина. Среди подписавших «Обращение новосибирской общественности в защиту писателя Эдуарда Лимонова» действительно оказались известные культуртрегеры: художник Дмитрий Булныгин, поэты Станислав Михайлов и Юлия Пивоварова, писатели Нина Садур и Николай Шипилов. Говорят, Михайлова попросили собрать подписи под «Обращением» в одном из творческих союзов Новосибирска. Появившись на пороге союза ранимый Станислав получил такую словесную оплеуху от первого же действительного члена, что бросил собирать подписи, ушел в запой и прийти на митинг не смог. Других подписавшихся тоже видно не было. Появился только друг детства Аристова Дмитрий Булныгин - чтобы зафиксировать происходящее на камеру. Действо уложилось в 15 минут. Собравшиеся, милиция и молодые политиканы были явно проверенными партнерами, работали профессионально и не без удовольствия. Вот Аристов и Казначеев произнесли речи. Потом камера дрогнула и повела куда-то во внутренний двор, где двое уже пытались поджечь интересно выполненное чучело Фемиды с весами и окровавленным топором в руках. Милиционеры двумя ударами уложили чучело на снег. Опоздавшие зрители требовали повторить горячий момент. «Это продажная Фемида - образ правосудия в современной России», - объяснял кто-то. Из другого конца толпы слышалось: « за то, что несли и пытались поджечь » Публика улыбалась, милиционеры давали провинившимся договорить. Потом Аристова и еще одного гражданина увезли на милицейской «ГАЗели» (чучело тоже забрали). На часах было что-то около 15.15. «Уложились», - подумал я. Разгоряченные люди с неудовольствием расходились. Уже после акции Дмитрий Булныгин вместе с соратником по современному искусству Вячеславом Мизиным в личной беседе наперебой выдвигали свои, выигрышные варианты завершения акции. Например, такой. Предположим, Игорь Аристов застраховал чучело Фемиды как объект современного искусства на солидную сумму. И в тот миг, когда фигура с шумом треснула под милицейским сапогом, Игорь вытащил бы из кармана документ оценки на 100 тыс. рублей и предъявил счет людям в форме! Так можно было удержать внимание публики еще 5-7 минут. Несколько мгновений, переполненных всей гаммой чувств - от сострадания к действительно хорошему писателю Савенко до отчаяния от современного искусства со всеми признаками государственной диктатуры.

Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ