Электронные оригиналы

Сегодня, 15 ноября, в филармонии состоится премьера совместного проекта группы Nuclear Losь и новосибирских джазистов. Пожалуй, это первый в Сибири опыт обобщения творчества электронщиков силами «живых» музыкантов. Во всяком случае, на вечернем концерте в Малом зале филармонии тенор-саксофон, рояль, контрабас и голос будут воспроизводить гармонические тутти, первоначально придуманные и склеенные из сэмплов диджедаями, как сами себя называют «Лоси».   Антон и Аркадий всегда делали «убойную» музыку Самые знаменитые сибирские электронщики, чьи треки с завидной регулярностью появляются на представительных сборниках в разных странах мира, а долгоиграющая пластинка уже год радует финских поклонников группы (американский релиз с записью раннего industrial-периода не в счет), всегда тяготели к плотному и честному звуку. Во-первых, на взлете своей карьеры (группе в прошлом году исполнилось 10 лет) Антон Трубица и Аркадий Хлобыстов терзали самые настоящие музыкальные инструменты. Во-вторых, два года назад в группе (в то время уже состоящей из операторов аналогового синтезатора, groove- и drum-боксов, аппарата для scratch и микшерского пульта) появился «живой» барабанщик Алек Лавелин. В-третьих, Антон и Аркадий никогда не чурались авторских сэмплов - неслучайно в квартире-студии Аркадия потертая бас-гитара при буквально ежеквартальном приросте «умных» аппаратов (это не считая компьютера) до сих пор остается на виду. И если бы не фирменные наклейки на всех пластинках, которые входят в джентльменский набор «Лосей»-диджеев, можно было бы обнаружить, что все эти поскрипывания, подводки и скрэтчи на их альбомах сделаны с использованием любимых ребятами пластинок джазовой классики. Запах. Как такового его нет, если нюхать пакетик. Точнее он есть, но ОЧЕНЬ слабенький. Ситуация при заваривании немного изменяется, чай начинает издавать аромат, правда неприятный какой-то... В 90-х Антон и Аркадий присвоили своей музыке совсем не случайный термин pornojazz (получается какой-то игривый взгляд на стОящую музыку). Поэтому следующий шаг - совместное выступление с «аналоговым» музыкантом - был буквально предрешен самой историей. Смельчаком, рискнувшим отойти от «чистого» жанра и «петь под волынку» технаря и филолога (такое у Аркадия и Антона образование), оказался один из самых «продвинутых» новосибирских джазменов, преподаватель Новосибирского музыкального колледжа тенор-саксофонист Владимир Тимофеев. Первый концерт Sibirisch Djazz стал заметным явлением как в стане «химиков»-DJ, так и в среде импровизаторов города. По результатам концерта был сведен альбом «для узких кругов», что не помешало одному из его номеров (под названием «'99») выдержать за прошедшие три года три официальных переиздания. В частности, он появлялся в сборнике «Муссон» на лейбле «Цитадель/Дискоксид» и в альбоме Nuclear Losь Pornojazz, вышедшем на Stop Recording в Финляндии. А совсем недавно «'99» вошел в сборник «Destination: Out» на австрийском лейбле Ecco Chamber. Концерт с Тимофеевым до сих пор остался для группы лучшим из прошедших в филармонических стенах. Концерт с расширенным джазовым составом 2000 года, в который помимо Тимофеева вошли пианист Роман Столяр и певица Вика Чековая, для диджедаев можно признать неудачным. Уже к середине концерта Столяр с головой ушел в ближневосточные медитации, которые вкупе с интенсивными саксофонными порывами Тимофеева свели очарование техногенной культуры на нет. Вряд ли хороший джаз с электронными завитушками был конечной целью музыкантов Nuclear Losь. Мне почему-то напоминает табак, а так как я человек некурящий - неприятно вдвойне. Вообще, когда начинаю пить этот чай - бесит его запах. Невкусный какой-то, хоть и не сильный. Пахнет даже я бы сказала замоченным в воде табаком...Кажется, некорректность сложно темперированной и модально аранжированной подачи easy listening музыки «Лосей» понял и сам Владимир Тимофеев. Во всяком случае, предложив ребятам новый раунд филармонического сотрудничества, Тимофеев взялся адаптировать музыку группы для почти оркестрового прочтения. К примеру, в ставшей уже классической пьесе «Jar» (ее исполняли и на первом концерте с Тимофеевым) расплывчатые мазки синтезатора, знакомые фанатам группы по первой редакции пьесы, приобрели оркестровую собранность. Теперь их в унисон исполняют Евгений Серебренников (орган, фортепиано), Владимир Тимофеев (саксофон) и Виктория Чековая (голос). Сэмплированный контрабас заменили реальным - и он запел в руках Дмитрия Аверченкова. И все это по-настоящему, с нотами, со спорами на репетиционной площадке, как корректнее и живее прозвучит каждый такт пьесы! В результате «Jar» теперь напоминает какие-то киношные образцы музыки - того же Морриконе. В специально отведенных местах Серебренников разводит на клавишах свою импрессию. Хорош новый электронный кусочек, в котором Аркаша интенсивно качает манипулятором типа джойстик - теперь эта игровая прилада помогает работать со звуком. В Latin Fun джазовый руководитель репетиции Тимофеев обращается к Серебренникову и Аверченкову: «У нас получается какой-то сейшн! Надо отработать каждое вступление, каждый такт!» В том смысле, чтобы не было никакой отсебятины там, где это не позволено регламентом. С музыкой группы Nuclear Losь теперь обращаются бережно. «Лоси» уже застолбили свое место криком - теперь с ними интересно прорабатывать полутона. В подтверждение этих слов новая вещица Power Bass показалась просто восточной сладостью - этакой любовной балладой с гулким и нежным вступлением на ф-но и шлепающим барабаном Лавелина в середине. На репетиции в этой пьесе у Тимофеева и Аверченкова получались самые проникновенные соло. Я отметил про себя, что этот поп-шлягер имеет все шансы попасть на очередной альбом «Лосей» в качестве «живого украшения». После репетиции мне удалось задать музыкантам Nuclear Losь несколько вопросов.

Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ