Омск показал Новосибирску, как заманить инвестора

Нефтяная компания «Сибнефть» станет основным инвестором строительства нового омского аэропорта (проект оценивается в 2 млрд рублей). В ответ омские власти отказались от конкурсного отбора подрядчика и добились спецразрешения в Минэкономразвития. Разрешительные процедуры при активной помощи местных властей заняли всего полгода. Пример омичей - как работать с инвестором - может стать поучительным для соседей. В Новосибирске, к примеру, концепция развития аэропорта Толмачево обсуждается уже более трех лет, а инвестор не найден.  Власти Омской области пошли на беспрецедентные меры, чтобы привлечь инвестора для строительства нового аэропорта. Опыт омичей может стать поучительным для соседей. В Новосибирске, к примеру, концепция развития аэропорта Толмачево обсуждается уже более трех лет. На фото - губернатор Омской области Леонид Полежаев (справа) и вице-губернатор Новосибирской области Андрей Филичев. Фото Михаила ПЕРИКОВА  Возведение аэропорта Федоровка началось в 80-е годы, однако с прекращением финансирования из госбюджета работы были полностью свернуты. В 1992 году предпринималась попытка реанимировать стройку, к делу привлекли американскую компанию Ralf M. Parsons Ltd, специализирующуюся на строительстве аэропортов. Но американцы заявили, что готовы работать только над объектом суперкласса, а простая модернизация существующего аэропорта ничего не даст. Дело вновь застопорилось. Вновь вернуться к замороженному проекту заставила катастрофа украинского Ан-70 , произошедшая в январе 2001 года в омском аэропорту. Тогда лишь благоприятное направление ветра помешало лайнеру упасть на крыши домов. Губернатор области Леонид Полежаев поставил задачу ускорить возобновление строительства Федоровки. В бюджете на 2002 год на эти цели заложили 100 млн рублей, «Ленаэропроекту» заказали новый проект и начали поиск инвестора. И хотя генеральный директор АО «Омский аэропорт» Сергей Круглов выступал против строительства Федоровки (по его мнению, строить новый аэропорт нет смысла: достаточно вложить порядка 100 млн руб. в реконструкцию взлетно-посадочной полосы существующего аэропорта, и он сможет принимать широкофюзеляжные лайнеры), в июле нынешнего года новый проект прошел госэкспертизу и был утвержден начальником госслужбы гражданской авиации. Нашелся и стратегический инвестор - компания «Сибнефть», готовая взять на себя основное бремя расходов по строительству, но при одном лишь условии - генподрядчиком работ должна стать югославская компания Planum. Она уже возвела аэропорты в восьми российских городах, среди которых Челябинск, Чита, Якутск, Кемерово, и хорошо показала себя на реконструкции аэропорта Анадыря - столицы Чукотки, где губернаторствует владелец «Сибнефти» Роман Абрамович. Но «назначить» генподрядчика нельзя - его должен определить тендер. Конкурс был объявлен, и явным фаворитом поначалу выглядел омский «Трансстрой», чьи подразделения - «Омсктрансстрой» и «Сибаэродромгосстрой» - вместе с омским стройтрестом N 1 в свое время и начинали возведение Федоровки. Но «Трансстрой» приходил лишь со своим опытом - никаких кредитных ресурсов у него не было. Решить эту проблему, по словам вице-губернатора Омской области Александра Луппова, «оказалось непросто, но возможно». Согласно законодательству, если исполнитель работ предлагает «исключительные условия», можно обойтись и без тендера - получив лишь разрешение правительства. Обладминистрация сумела доказать, что привлечение югославов, связанное с финансовыми ресурсами «Сибнефти», можно считать такими условиями. В конце августа Минэкономразвития дало разрешение на заключение договора с Planum без проведения тендера, и около месяца назад он был подписан. Как сообщил корреспонденту «КС» Александр Луппов, прежде всего предполагается провести подготовительные работы объемом 35,5 млн руб. Их необходимо закончить до конца года, чтобы получить финансирование из федерального бюджета на будущий год. По словам начальника участка Зорана Витезовича, в сроки уложатся - на стройке ежедневно без выходных работают 150-200 человек. Директор компании Planum Велимир Газивода считает, что «в Омске была проделана большая работа и построить здесь хороший аэропорт можно быстро». Пока безусловным лидером на рынке обслуживания пассажиров в Сибирском регионе является новосибирский аэропорт Толмачево. Так, по итогам первого полугодия 2002 года Толмачево обслужило 229 тыс. пассажиров. Омский аэропорт в его нынешнем состоянии - 74 тыс. пассажиров. Однако новосибирский аэропорт в отличие от Омска не может пока не только определиться с инвестором, но и представить согласованную концепцию собственного развития - в лучшем случае она будет готова только к концу этого года. Еще сложнее обстоят дела с потенциальным инвестором - недавние жесткие заявления руководства аэропорта («КС» писал об этом в предыдущем номере) ставят под сомнение участие в этом проекте авиакомпании «Сибирь», которая собиралась вести переговоры с западными инвесторами. Впрочем, шансы Омска на превращение в «воздушные ворота» Сибири новосибирскими авиаторами оцениваются невысоко. Так, пресс-секретарь авиакомпании «Сибирь» Игорь Волков полагает, что значительного передела пассажиропотоков между Омском и Новосибирском в любом случае не произойдет: «Новосибирск географически находится в центре путей между Кемеровым, Томском и Барнаулом, поэтому пассажиры, сейчас тяготеющие к Новосибирску, не перейдут в Омск. Он менее удобен и для трансферных пассажиров. Новый аэропорт скорее сможет конкурировать с Уральским регионом или Северным Казахстаном». Тем не менее в следующем году в Омске должно начаться полномасштабное строительство авиационного узла. Планируется освоить не менее 500 млн руб., а всего возведение первой очереди аэропорта потребует 2,1 млрд руб. и завершить его предполагается в 2005-2006 годах. Доли вложений не разглашаются, но судя по тому, что на 2003 год в бюджете области на строительство аэропорта заложено лишь 5 млн руб., а из бюджета РФ планируется выделить 35 млн. Львиную часть расходов возьмет на себя «Сибнефть». Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ