Новогодний подарок брокерам

Последние поправки к федеральному закону «О рынке ценных бумаг» внесли многочисленные изменения в законодательство о фондовом рынке. Рынок ждал этих изменений более 5 лет. И был разочарован. По общему мнению профучастников, данный документ не решает главной задачи - повышения инвестиционной привлекательности и эмиссионной активности российских предприятий.   Рисунок Владимира СТЕПАНОВА Еще на стадии прохождения через Госдуму законопроект вызывал нарекания как со стороны профучастников фондового рынка, так и со стороны эмитентов. Но вот 28 декабря 2002 года Владимир Путин поставил точку в почти двухлетнем труде министерств, законодателей и профучастников. Изменения коснулись практически всех глав принятого почти 7 лет назад основного закона на фондовом рынке. Несмотря на то что изменения еще до конца не осмыслены участниками рынка ценных бумаг, «КС» попытался узнать у них, как повлияют нововведения на дальнейшее развитие рынка и условия работы на нем. По общему мнению, нововведения не вызовут значительного всплеска активности рынка. Большинство участников считает, что никаких судьбоносных перемен не будет. Так, по мнению президента Сибирской фондовой биржи Льва Назарова, изменения закона задают вполне определенный вектор - на усиление административного пресса. «Безусловно, в поправках есть положительные моменты, но в целом они не способствуют развороту рынка в сторону инвестиционной привлекательности», - считает господин Назаров. Из наиболее существенных нововведений профучастники называют «больший простор работы с эмитентами». «Однако в законе излишне расширен перечень информации для раскрытия: опыт показывает, что для ряда эмитентов это является серьезным ограничением», - считает Игорь Герцог, директор департамента инвестиционного финансирования ТИК «Лэнд» Основные изменения закона коснулись не только положений об эмиссионных ценных бумагах и процедур эмиссии. Законом введена новая ценная бумага - опцион эмитента. В январе 1997 года ФКЦБ уже пыталась внедрить в российскую практику так называемые «опционные свидетельства», однако за 6 лет эта «ценная бумага» на российском рынке не прижилась. Кроме того, в мировой практике вводимая ценная бумага соответствует другому известному производному финансовому инструменту - варранту (Stock purchase warrant; WT). «Несмотря на то что с опционами у нас практика не сложилась, мировой рынок все-таки активно работает с этим инструментом, - говорит Игорь Герцог. - Это позволяет предполагать рост популярности и на нашем фондовом рынке. Хотя быстрого развертывания активности операций с ним я бы не ждал». По мнению Евгения Полякова, ведущего аналитика инвестиционной компании «Амальгама-Инвест», использование опциона эмитента в основном видится в стимулировании менеджмента корпораций к увеличению стоимости компаний. Однако он считает, что у профучастников на настоящем этапе интерес к данному инструменту будет несущественным. Другим серьезным изменением является введение нового вида деятельности на фондовом рынке - финансового консультирования. По закону, им может заниматься брокер или дилер, «оказывающий эмитенту услуги по подготовке проспекта ценных бумаг». Для многих профучастников целесообразность введения нового вида деятельности остается загадкой. Ведь ни для кого не секрет, что и прежде финансовые компании и банки занимались указанными услугами. «Если новые требования необходимы для того, чтобы написать проспект эмиссии, то этим требованиям удовлетворяют все компании, которые зарабатывают деньги на эмиссиях ценных бумаг. Не хотелось бы, чтобы нововведение стало лишь поводом определенным регистрирующим структурам получать небольшой частный приработок на регистрации консультантов», - комментирует Игорь Герцог. Лев Назаров также полагает, что «профессиональный консультант» в законе появился неспроста: «Через полгодика наверняка следует ожидать от ФКЦБ принятия какого-нибудь Положения об этом виде деятельности. Однако в целом рынку введение указанной деятельности может быть на руку. Если проспекты ценных бумаг пустят только через профконсультантов - значительно возрастет качество эмиссий». Для руководителей компаний-профучастников, банков, страховых компаний, инвестиционных или негосударственных пенсионных фондов, лишившихся лицензии или обанкротившихся, закон вводит трехлетний запрет на руководство компанией-профучастником. Указанные лица не могут также входить в состав совета директоров и коллегиального исполнительного органа. Ужесточение требований к должностным лицам профучастников не вызывает однозначных комментариев последних. По словам Евгения Полякова, «ограничения на осуществление функций единоличного исполнительного органа является мировой практикой, поэтому появление подобной нормы в новой редакции закона можно расценить как положительное событие». Однако практическая значимость такого шага все равно будет низка; как считает Игорь Герцог, «реально сделками будут заниматься все равно те, кто ими и занимается». Серьезные изменения коснулись положений по функционированию фондовых бирж. Отныне фондовая биржа может быть не только некоммерческим партнерством, но и (как во многих странах с развитым фондовым рынком) акционерным обществом. Безусловно, старая редакция закона предусматривала признание фондовыми биржами фондовых отделов товарных и валютных бирж, которые могли создаваться в форме акционерных обществ. Примером тому может служить ЗАО «Сибирская межбанковская валютная биржа». Однако, учитывая современные тенденции последнего времени, более жизнеспособной формой является акционерная. Кроме того, установлено, что отныне фондовая биржа имеет право осуществлять только функции валютной и товарной бирж, заниматься распространением информации, клиринговой и издательской деятельностью. Совмещать свои основные функции с другими, например, обучением, теперь запрещено. Представители Сибирской фондовой биржи пока не готовы прокомментировать изменения. Как полагает Игорь Герцог, изменения планировалось вводить с целью повышения прозрачности деятельности фондовых бирж для участников торгов. Однако, по его мнению, с этим и сейчас не так уж плохо. Дополнительные требования можно трактовать лишь как желание определенных структур получить больше полномочий и инструментов давления на деятельность на организованном рынке ценных бумаг. Серьезные изменения коснулись ряда статей по процедурам эмиссии ценных бумаг, а также требований к содержанию проспекта ценных бумаг. По мнению профучастников, очевидных улучшений здесь не видно. На эмиссионную активность может существенно повлиять лишь отмена налога на операции с ценными бумагами, а не процедура регистрации проспекта ценных бумаг. «Слепить» бумажный документ - обычная сторона деятельности всех компаний. Предприятия же исходят в первую очередь из экономической сути сделки», - комментирует Игорь Герцог. «Существенного влияния на эмиссионную активность предприятий не окажет и исключение из закона одного из требований, касающегося обязательности регистрации проспекта ценных бумаг в случае, когда общий объем эмиссии превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда», - считает Евгений Поляков из ИК «Амальгама-Инвест». Хотя, добавляет он, в целом изъятие данного положения из закона является благоприятным фактором. Единодушно положительно профучастники оценили лишь изменения условий доступа заинтересованных лиц к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг. Новой редакцией закона установлена его публикация в печатных СМИ тиражом не менее 10 тыс. экземпляров (случае закрытой подписки - тиражом не менее 1 тысячи экземпляров). Этот шаг позволит повысить информационную прозрачность и открытость рынка для инвесторов; а предприятиям-эмитентам - «пробить» монополию крупнотиражных печатных СМИ (ранее обязательное раскрытие информации требовалось при открытой подписке в СМИ тиражом не менее 50 тыс. экземпляров). Серьезные претензии у фондовиков есть в отношении законодательного признания фактов манипулирования ценами на РЦБ. Ранее данный вердикт выносился в судебном порядке. Теперь по результатам проведенной проверки ФКЦБ самостоятельно принимает решение о признании факта манипулирования ценами и привлечении виновного лица к ответственности и приостановлении (аннулировании) лицензии. Очень вкусный и полезный мармелад, цену и доставку уточняйте в л.с. ) 1 кор. - 55 грн. при заказе от 10 коробок - цена на 5 грн. меньше за коробку =))) Останутся ли профучастники беззащитными перед «перегибами» ФКЦБ, пока неизвестно. Вместе с тем, по мнению отдельных представителей профучастников, доказать факт манипулирования ценами практически сложно, даже если таковой и имел место. Для этого у ФКЦБ должны быть полномочия оперативных органов, ведущих следственную работу. Пока к силовым министерствам ФКЦБ не отнесли, вряд ли у нее в руках будет материал, способный доказать факты манипуляций. Нельзя не отметить инициативы ФКЦБ по повышению инвестиционной привлекательности российских предприятий и повышению прозрачности фондового рынка. Однако, несмотря на активность, влияние фондового рынка на инвестиционный процесс в экономике пока неощутимо.

Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ