«Мы не знаем, сколько стоит бизнес»

В прошлом номере в тематическом обзоре «Металлургия» «КС» рассказывал о проблемах привлечения инвестиций в отрасль. Эксперты оценивают потребности всей отрасли в $50-100 млрд, в то время как крупнейшие игроки российского рынка металлов готовы вкладывать в отрасль в десятки раз меньше. На вопросы корреспондента «КС» МИХАИЛА СТОЛЯРОВА о проблемах инвестирования в металлургическую отрасль отвечает заместитель гендиректора компании «Русский алюминий» по специальным и международным проектам АЛЕКСАНДР ЛИВШИЦ.   - Как вы оцениваете уровень инвестиционной привлекательности металлургии? - Металлургия - одна из самых привлекательных отраслей для инвесторов. Прежде всего это объясняется тем, что отрасль экспортная. По некоторым оценкам, объем иностранных инвестиций в российскую металлургию по итогам 2002 года составил $2,47 млрд. Это почти в полтора раза больше, чем в 2001 году. Тенденция увеличения объемов вложений, видимо, сохранится и в текущем году. Но инвестиций не хватает, иностранных недостаточно. Российские компании вкладывают из того, что заработали сами или привлекли в качестве инвестиционных кредитов. Но это довольно скудная база инвестирования. - Что тормозит приток инвестиций? - Их замедляет динамика мировых цен на основную продукцию. В частности, на алюминий. Если бы цены росли, и росли устойчиво, это было бы привлекательно. Есть и второй фактор. Негативных отзывов об Новой Диете почти не имеется ввиду того, что обычно потребители данного продукта становятся и его распространителями, пытаясь заработать, впаривая несуществующие «уникальные» свойства коктейлей. Дело в том, что зарубежные инвесторы, планируя свои вложения, как правило, рассчитывают на владение частью собственности. Российские металлурги с интересом рассматривают такие предложения, но отечественные компании пока не готовы в значительных объемах привлекать новых акционеров. Причина этого заключается в том, что российский бизнес сильно недооценен. Мы не знаем, сколько он реально стоит. Когда наши компании выйдут на мировые финансовые рынки, они будут стоить очень дорого. Любой заинтересованный зарубежный инвестор хочет купить кусочек российского бизнеса сейчас, пока он еще дешевый. Мы понимаем это не хуже, чем они, поэтому и не продаемся. Когда капитализация отечественных компаний будет достаточной для нынешних акционеров, среди них появятся иностранцы со своим капиталом. Судьба крупных российских компаний такова, что они все будут в конечном итоге транснациональными с участием стратегических иностранных инвесторов. Иными словами, модель British Petroleum-ТНК через пять-семь лет распространится и на металлургию. Что касается рисков инвестиционных программ, то, как уже было сказано выше, один из основных - это динамика цен и острая конкуренция на мировом рынке. Например, в алюминиевом бизнесе серьезную конкуренцию составляют китайские производители. Второй риск связан с тем, что российские компании проходят этап реструктуризации и экономии затрат. Но этот процесс сдерживается недостаточной активностью государства. Компаниям приходится проводить реструктуризацию за свой счет. Это дорого. Это снижает рентабельность бизнеса. Следовательно, увеличивается риск вложения в такой бизнес. - Почему металлургические предприятия слабо используют рынок акций как инструмент привлечения средств? - Что значит быть участником рынка акций? Это означает выпускать акции на мировой рынок и ожидать, что там их будут покупать. Это перспектива. И все мы пройдем по этому пути. Но когда бизнес недооценен, мало капитализирован - жалко отдавать по дешевке. Вот в чем причина. Кроме того, далеко не все внешние займы приемлемы для российских металлургов. Если бы мы брали все, что нам предлагают, то этот «бум» длился бы вечно. Мы подходим к решению этого вопроса выборочно. Если мы берем кредиты, то, как можно длиннее по сроку и как можно дешевле по процентам. Мы не нуждаемся ни в каком буме внешних займов. - Происходят ли изменения в структуре инвестиций в металлургию? - Изменения есть. Они идут в пользу привлеченных средств. Это обычная мировая тенденция. - Назовите наиболее успешные, на ваш взгляд, инвестиционные программы. - Если говорить про «Русский алюминий», то у нас есть несколько успешных и перспективных программ. В частности, это ОАО «Компания бокситов Киндии», занятое разработкой крупных месторождений бокситов на территории Гвинеи. Не так давно мы начали сотрудничество с канадской Hatch Group. Эта компания стала подрядчиком в строительстве второй очереди Саяногорского алюминиевого завода (САЗа). И, наконец, Николаевский глиноземный завод - крупнейшее украинское предприятие, обеспечивающее сырьем наши металлургические производства. - Насколько реально, по вашему мнению, увеличение в два раза валового внутреннего продукта за 10 лет, о чем говорит президент? - Реально. Речь идет о валовом внутреннем продукте, а не о промышленном производстве. Шанс удвоить ВВП есть, но не за счет сектора производства, а за счет сектора услуг. Полагаю, сектор услуг будет расти, и прежде всего - услуг финансовых.

Партнёр материала: Greenway

Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ