Генеральная уборка началась...

Ежедневная уборка офиса, вывоз десятков килограммов строительного мусора после ремонта или срочная подготовка помещения к приему важной делегации — эти и другие возможности сегодня готов предоставить развивающийся рынок клининговых услуг. И более опытные игроки федерального уровня уже проявляют интерес к сибирскому рынку. Насколько успешно смогут конкурировать с ними на своем поле региональные клининговые компании, разбиралась ЕКАТЕРИНА ДМИТРИЕВА.

Несмотря на то что необходимость вымыть пол в офисе после рабочего дня была и раньше, еще пять лет назад в Сибири она осуществлялась преимущественно силами штатных сотрудников. По словам директора новосибирского агентства сервисных услуг «Золотые руки» Марии Нагайцевой, в тот период предлагать такой сервис клиентам было очень сложно. Скачок в развитии рынка произошел приблизительно два года назад, когда, по мнению заместителя директора по маркетингу компании «КорпусГрупп» Павла Рочева, «импульс к развитию этого направления дало активное развитие рынка офисной и торговой недвижимости, которое определило возрастающий спрос на клининговые услуги в данных секторах недвижимости».

По данным аналитического агентства Regional Real Estate, в 2007 году средняя площадь торгового комплекса в Сибири составила 6511 кв. м, средняя площадь офисного комплекса — 6690 кв. м: очевидно, что генеральная уборка обширных коммерческих площадей потребовала привлечения специалистов. По оценкам экспертов, сегодня именно торговые компании составляют до половины клиентов крупнейших клининговых компаний, еще около 20% — это компании, нуждающиеся в уборке офисной недвижимости. В целом же, по мнению директора компании «Кристофер» Сергея Конева, в 2007 году объем рынка клининговых услуг вырос примерно в 3–4 раза. Такая конъюнктура рынка показалась привлекательной многим из тех, кто раздумывал над сферой приложения своих сил. В пользу этого решения говорила также и относительная простота входа на этот рынок: с 2001 года деятельность по профессиональной уборке перестала подлежать обязательному лицензированию (за исключением услуг по вывозу мусора).

И хотя в 2002 году был введен ГОСТ Р 51870–2002, в соответствии с которым сегодня работают клининговые компании в России, тем не менее, по словам Марии Нагайцевой, «многие, купив швабру и ведро, решили начать уборочный бизнес«. Это обусловило существенное превышение предложения клининговых услуг над спросом, причем, по мнению большинства участников рынка, такая ситуация сохраняется до сих пор. По словам представителя иркутской компании «Аврора-клининг», «потенциальный клиент еще не подготовлен к данному виду услуг». Поэтому неудивительно, что, по признанию директора клининговой компании «Ангелы порядка» Ольги Телеманюк, «сегодня этот рынок является высококонкурентным. Очень много появляется и исчезает небольших клининговых компаний. Только за уходящий 2007 год в регионе нашей работы — клининговая компания «Ангелы порядка« работает в Иркутской области, Читинской области, Республике Бурятии — возникло около 12 новых компаний и закрылось около 10».

По словам одного из собственников компании «Эра-Клининг» Светланы Грешновой, «в первую очередь это происходит за счет появления большого количества мелких компаний, ограничивающих свою деятельность определенным кругом задач. Они стремятся получить прибыль с минимальным количеством вложений (дешевый инвентарь и непрофессиональная химия), и за счет этого могут сбивать цены на рынке, что, однако, не может не сказаться на качестве их услуг». Согласен с ней и Сергей Конев: «Мелкие компании активно стремятся выйти на крупные заказы, участвуя в проводимых тендерах. Впрочем, им довольно сложно сразу же выиграть крупный тендер, поскольку большие заказчики относятся к малым компаниям скептически, не веря, что те способны справиться с поставленной задачей». По мнению Ольги Телеманюк, «можно четко выделить сектор «обслуживание крупных корпоративных клиентов» — именно его и делят лидеры рынка. А есть сектор «чистка ковров частным лицам«. В нем постоянно появляются какие-то игроки, человек купил экстракторный пылесос — и вот вам уже новый игрок. Но на рынок это особого влияния не оказывает».

Если в первые годы развития рынка клининговых услуг предложение фактически формировало спрос, то сегодня, по мнению Светланы Грешновой, «услуги, которые предлагают клининговые компании, охватывают не весь спектр потребностей клиентов, поскольку уже сейчас намечается тенденция к расширению запросов потребителей этого вида услуг». В связи с этим происходит расширение самого понятия «клининг» — сейчас, как утверждает Светлана Грешнова, «в него нередко включают не только то, что обслуживается внутри здания, но и благоустройство прилегающей территории». Вместе с тем, по словам Павла Рочева, несмотря на то что «на рынке работает огромное число компаний, далеко не все они могут предложить действительно качественные услуги». Это ведет к формированию достаточно четкой группы лидеров в каждом из регионов Сибирского федерального округа, которая, как правило, включает в себя 3–5 компаний. Одной из причин, ограничивающих возможности компании по предоставлению услуг высокого качества и служащей таким образом закреплению состава основных игроков, является инвестиционный барьер.

Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ