Когда «масштабны» и дела, и мысли


Завод «Тяжстанкогидропресс» был образован в 1942 году при непосредственном участии первого наркома станкостроения А. И. Ефремова. Его имя вскоре после войны и стало носить это предприятие. И хотя сейчас оно не значится на вывеске ОАО «Тяжстанкогидропресс», завод по сути не изменил основного направления своей производственной деятельности. Здесь по-прежнему продолжают изготавливать тяжелые станки и гидравлические прессы.
Правда, за последние годы проведены работы как по модернизации и частичному обновлению оборудования, так и по увеличению перечня выпускаемой продукции, что связано с расширением круга заказчиков.
Одними из таких новых заказчиков вот уже более пяти лет являются шахтеры.
Дело в том, как рассказал нам генеральный директор ОАО «Тяжстанкогидропресс» Виктор Арановский, что в начале 90-х годов разладилась безупречно действовавшая до этого схема поставок оборудования для шахт Кузбасса со стороны объединения «Карагандауглемаш». Попытки шахтеров выстроить отношения с пересмотром договорных условий нужного эффекта не дали.
Тогда и было принято решение о создании на базе Юргинского машиностроительного завода, что в Кемеровской области, и Новосибирского «Тяжстанкогидропресса» нового объединения «Кузбассуглемаш». Здесь предусматривалось изготавливать для кузбасских шахт не только сами крепи, но и очистные механизированные комплексы: в Юрге должны были делать комплекс 138 для угольных пластов в 2,5 метра, а в Новосибирске - более крупные комплексы 142 - для пластов от трех до пяти метров.

- Конечно, тогда мы самостоятельно не могли разработать этот комплекс, - вспоминает Виктор Антонович Арановский. - Сделать нужные расчеты, проекты нам помогли в Московском институте «Гипроуглемаш», с которым был заключен договор. Первый комплекс для кузбасской шахты «Распадская» представлял собой 132 секции общим весом 2,5 тысячи тонн с ручным управлением. Последующие комплексы были оснащены электрогидравлическим управлением. Управляющее электрооборудование для него нам изготовили на базе только что созданной в то время в Новосибирске фирмы - АОЗТ «Конвер», а всю управляющую гидравлику к комплексу поставляли из Томска. У себя на предприятии мы вели изготовление сварных металлоконструкций, доукомплектацию всеми деталями и механизмами, проводили сборку и испытания комплекса. Всего за пять лет нами сделано четыре мощных комплекса 2 КМ 142 Н. К тому же в прошлом году для продления лавы на шахте имени Ленина изготовлены дополнительно 35 секций. И еще выпустили опытный образец одной сек-ции более тяжелой крепи 174 для той же шахты «Распадская», где собираются вести работы на участке с более мощным угольным пластом. Секция проходит испытания.
Следует заметить, что последнюю фразу Арановский произнес со скрытой надеждой на новый заказ. И это понятно. Всем известна нынешняя политика губернатора Кемеровской области Амана Тулеева сделать Кузбасс самообепечивающимся регионом, все изготавливать на своих предприятиях. В принципе генеральный директор «Тяжстанкогидропресса» эту политику одобряет, считая, что и в целом Россия должна придерживаться той же политики - минимум импортной продукции, максимум - отечественной.
Вместе с тем Виктор Антонович высказывает сомнения, что в ближайшее время Юргинский завод сможет удовлетворить потребности кузбасских шахтеров комплексами 142 и 174. Ведь шахты с угольными пластами более четырех метров - «Имени Ленина», «Распадская», «Аларда», «9 Ноября» - уже оснащены комплексами, изготовленными новосибирцами. И, если потребуется, комплексы эти будут продлены новыми секциями, которые с успехом сделают на «Тяжстанкогидропрессе» в короткие сроки по освоенной схеме «Кузбассуглемаша».
Так что здесь не без оснований рассчитывают на новые заказы. Никаких претензий со стороны шахтеров к изготовителям за все это время не поступало.
Впрочем, резонен вопрос: а что, разве другим угольным регионам не требуется продукция «Тяжстанкогидропресса»?
Оказывается, частично - да, не требуется. Ни Ростову, ни Приморью, ни Забайкалью. Правда, большой интерес комплекс 2 КМ 142Н вызывает у зарубежных угольщиков. Например, в Индии на шахте есть пласты до 6 метров!.. Виктор Антонович с какой-то грустной иронией констатирует:
- Мы туда много другого оборудования поставляли. Потом были запросы их модернизации, новых поставок. Год-два с ними работаем, но когда дело доходит до подписания контракта... Заключение партнерских отношений с зарубежными предприятиями на крупные сделки возможно только с участием государственных структур. Тогда толк будет.
Между прочим, если вы обратили внимание, это уже второй момент, когда Виктор Антонович переводит проблему на, так сказать, государственный уровень. Действительно, государство должно способствовать налаживанию партнерских отношений между российскими производителями и зарубежными заказчиками.
Затем мы заговорили с Арановским о подготовке кадров для его предприятия. Гендиректор снова «поднялся над фактом»: не только на «Тяжстанкогидропрессе» не хватает молодежи, но и в целом на всех заводах нашей страны.
- Выступления прессы запугали ветеранов производства, - развивал мысль Виктор Антонович, - дескать, если те, выйдя на пенсию, будут продолжать работать, то за свой труд получат копейки, так как пенсия им уменьшается чуть ли не на половину. Это несправедливо! Пенсионеры могут, желают и должны работать. Кто будет обучать и влиять на молодежь, которая и так бежит от станка, как от чумы? Нынешним парням, видите ли, нужно зарабатывать до тысячи долларов, ничего не производя... Идут работать на рынок, в охрану - лишь бы, как они говорят, иметь побольше свободного времени. А для чего? Для развлечений! Совсем забыли поговорку о том, что делу - время, а потехе - час... И вообще, многое забыли. В администрациях областей есть департамент промышленности. Неплохо было бы, чтобы он еще занимался и подготовкой кадров для нее. Серьезно надо подходить к этой проблеме. Государственно. Время, думаю, давно пришло. Ведь вот на самом деле не дадут пенсионерам работать, кто тогда у станка останется?
Возможно, генеральный директор «Тяжстанкогидропресса» и сгущает краски. Но нельзя не согласиться, что проблема обновления кадрового состава - и в первую очередь на производстве - сейчас в нашем городе стоит очень остро. В ОАО «Тяжстанкогидропресс» пытаются решать ее разными способами. Здесь поддерживают и социальную сферу: есть свои поликлиника, профилакторий, база отдыха, не прекращают и строительство жилья, работники получают квартиры. Но все равно увольняются, хотя зарплата здесь не маленькая.
Уходят в основном молодые люди. Как тут не согласиться с Арановским по поводу «департамента подготовки кадров»?
А уж для готовых трудиться «кадров» на «Тяжстанкогидропрессе» всегда найдется интересная работа. Производство сориентировано на выполнение индивидуальных заказов, где требуется высокая квалификация. Разве это не привлекательно?
- Вот и нашим партнерам, шахтерам, мне бы хотелось в их профессиональный праздник сделать одно пожелание, - завершает нашу беседу Виктор Антонович. - Желаю, чтобы у них не было недостатка ни в рабочих кадрах, ни в объемах работы. А мы обещаем и впредь выполнять все их заказы на нашу продукцию своевременно и с высоким качеством.
Виктор РОСТОВЦЕВ, «».

Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ