Улетающее сегодня, или В поисках «Демидовской дороги»

«Мы же современники», - несколько раз в разговоре со мной повторил известный алтайский писатель, основатель алтайского Демидовского фонда Александр Родионов. Это был его ответ на вопрос, почему он стал инициатором экспедиции по поиску следов «Демидовской дороги», по которой в 1726-1729 годах на Алтай для освоения рудных залежей шли посланные промышленником Акинфием Демидовым первооткрыватели рудного месторождения и первые промышленники
Материалы экспедиции будут обнародованы к 200-летию Колыванского камнерезного завода в июле 2002 года. Но мы решили не ждать и по горячим следам узнать, с какими находками вернулись члены экспедиции.
Из сохранившихся до наших дней архивов известно, что первая научно-исследовательская поездка на Алтай под названием «Великая Северная экспедиция» была организована в 1734 году. В ее составе находились всемирно известные ученые археограф Герхард Миллер, профессор Санкт-Петербургской Академии наук Гмелин, будущий описатель земли Камчатской Крашенинников и другие. Отмеченные в их записях названия населенных пунктов, в тех краях, где была проложена дорога, дошли и до третьего тысячелетия. Дневниковые записи, сделанные почти два века назад, практически совпали(!) с заметками членов экспедиции-2001, которые с 6 по 11 августа прошли этот маршрут по картам XVIII века. Александру Родионову удалось заинтересовать идеей студентов-этнографов, историков и географов двух вузов края - Алтайского госуниверситета и педуниверситета, а также сотрудников музея истории дорог Алтая. Результаты экспедиции «Демидовская дорога» совпали с поисковыми прогнозами.
- Цель-то была конкретной, - рассказывает Александр Родионов, - собрать комплекс вещей дорожного характера, которые сохранились у жителей той местности, и передать находки, полевые записи, видеосъемки и фотоматериалы в дорожный музей «Автодора». Впервые такой проект был финансово поддержан комитетом по культуре и туризму администрации края. Мы постарались максимально приблизиться к тому пути, по которому шли к медным залежам первопроходцы Демидова. Маршрут пролегал от первой переправы через Обь на устье Касмалы (село Касмалинское, Павловский район) до первого медеплавильного Колыванского завода.
Устье Касмалы - место безлюдное, кроме рыбаков и туристов никого не увидишь. Следующим пунктом была Барнаульская Демидова деревня с речкой Барнаулкой. Старожилы называли ее Старобарнаульской и сообщили о существовании более десяти выселок близ этого села. Само село было огромное, насчитывало более тысячи дворов. В конце XIX века население Демидовой деревни пополнилось переселенцами из центральной части России. Во многом благодаря Столыпинской реформе, когда многие двинулись в Сибирь в поисках свободных земель. Как ни странно, это село развалилось на коммуны и мелкие хозяйства в 30-е годы коллективизации и географически сдвинулось из лесного бора в степь. Увиденное произвело на нас тоскливое впечатление, потому что, кроме креста на месте бывшего храма и кладбища (в 1893 году холера «выкосила» в селе сразу 80 жителей), мы ничего больше не нашли. Следующими пунктами в нашем маршруте стали села Сидоровка и Ракиты, где мы узнали, что местное название демидовской дороги - Паршино (наверно, по названию села Парша). И еще один интересный факт: когда в 1974 году строили дорогу и поднимали насыпь, бульдозер вскрыл три гроба. Гробы были старинными, не из досок, а из цельного дерева (колоды). Никто тогда не исследовал это захоронение, а найденный там же горшочек с монетами попросту растащили.
Демидовская дорога тянулась верст на триста, за один день не пройдешь. Вот и появились вдоль дороги расстоянием примерно в один дневной переход станцы - места привала с основательными постройками в несколько избушек. В станце можно было переночевать, накормить уставших лошадей. Впоследствии из них выросли целые деревни. До наших дней сохранился и Парфеновский станец, и деревня Савино и село Урюпино у переправы через реку Алей. В районе Поспелихи на отрезке Калмыцкие Мысы - Новофирсово, прямо на развилке двух современных дорог, нам удалось увидеть фрагмент рудовозной дороги. Это нераспаханная колея, напоминающая на карте форму клюшки, которая сохранилась потому, что проходит по краю поля, куда не доходит плуг. По этому участку Демидовской дороги даже успели поездить первые автомобили. Мы сделали снимки полотна, которое, кстати, составило в ширину 8-9 метров. Исследовав дорогу, мы прошли еще ряд сел вдоль реки Локтевки. Около немногих из населенных пунктов стоят знаки, в каком году они образованы. Как следовало из дневников Великой Северной экспедиции, некоторые села намного старше дат, приведенных на указателях у въезда. От большого села Рудовозы, жители которого возили руду в Барнаул, уцелело всего 20 обитаемых дворов. Многие усадьбы занимают пасечники из Рубцовска. в ящике 33 коробки доставка в любой уголок Украины,транспортной компанией на Ваш выбор. самая выгодная доставка службой Деливери, цена доставки одного ящика всего  30-40грн Отправки каждый день!! Цена: 49 грн. Я обрадовался, когда увидел камень, на котором высечена дата образования села - 1730 год. Старожилы села рассказали нам, как обслуживалась эта часть дороги. За каждым двором был закреплен отдельный участок, и староста, проезжавший по ней на своей телеге, всегда знал, кто из жителей не досмотрел - кто не отвел, к примеру, воду или не засыпал своевременно колдобину. О дороге тогда хорошо заботились.

Демидоваская дорога вела в Колывань, на Колыванский камнерезный завод, основанный в 1829 году, где до работы с цветным поделочным камнем плавили руду. Это был конечный пункт и в маршруте нашей экспедиции.
От Александра Родионова мы узнали, что экспедиция собрала комплекс предметов для музея дорожников. И помогли им в этом жители сел и деревень, сохранившихся в той местности, через которую проходила Демидовская дорога. У старожилов был найден полувековой давности комплект тележных деревянных колес. В селе Рудовозы нашли старый стол для создания интерьера, который был в станцах, в других местах - старые подковы, замки для пут, таганок, элементы ткацких станков и самотканые скатерти. Первую подкову на счастье им подарила 98-летняя дочь кузнеца Ольга Савельевна Комарова из села Колыванское, которая в здравом уме и при ясной памяти рассказала много интересных вещей. А придорожную наковальню старичок из села Карпово так и не отдал. Оказалось, что он до сих пор клепает на ней ножи для сенокосилки.
Мы прошли несколько десятков населенных пунктов, - заканчивает свой рассказ Александр Родионов, - опросили много жителей, конечно, в основном старожилов. Увидели, кто поселился на этой дороге через сто с лишним лет после ее основания, и убедились, что в их памяти предание о дороге еще живо. Для итогов это очень важно. Мы же не замечаем сегодня пролетающий день, почти не фиксируем. А это надо. Мы же современники.
Елена МОРОЗОВА, «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»
P.S. Благодаря участникам экспедиции, была достигнута договоренность с администрацией села Калмыцкие Мысы и администрацией Поспелихинского района о придании уцелевшему фрагменту рудовозной дороги статуса исторического памятника пока районного уровня.

«Мы же современники», - несколько раз в разговоре со мной повторил известный алтайский писатель, основатель алтайского Демидовского фонда Александр Родионов. Это был его ответ на вопрос, почему он стал инициатором экспедиции по поиску следов «Демидовской дороги», по которой в 1726-1729 годах на Алтай для освоения рудных залежей шли посланные промышленником Акинфием Демидовым первооткрыватели рудного месторождения и первые промышленники
Материалы экспедиции будут обнародованы к 200-летию Колыванского камнерезного завода в июле 2002 года. Но мы решили не ждать и по горячим следам узнать, с какими находками вернулись члены экспедиции.
Из сохранившихся до наших дней архивов известно, что первая научно-исследовательская поездка на Алтай под названием «Великая Северная экспедиция» была организована в 1734 году. В ее составе находились всемирно известные ученые археограф Герхард Миллер, профессор Санкт-Петербургской Академии наук Гмелин, будущий описатель земли Камчатской Крашенинников и другие. Отмеченные в их записях названия населенных пунктов, в тех краях, где была проложена дорога, дошли и до третьего тысячелетия. Дневниковые записи, сделанные почти два века назад, практически совпали(!) с заметками членов экспедиции-2001, которые с 6 по 11 августа прошли этот маршрут по картам XVIII века. Александру Родионову удалось заинтересовать идеей студентов-этнографов, историков и географов двух вузов края - Алтайского госуниверситета и педуниверситета, а также сотрудников музея истории дорог Алтая. Результаты экспедиции «Демидовская дорога» совпали с поисковыми прогнозами.
- Цель-то была конкретной, - рассказывает Александр Родионов, - собрать комплекс вещей дорожного характера, которые сохранились у жителей той местности, и передать находки, полевые записи, видеосъемки и фотоматериалы в дорожный музей «Автодора». Впервые такой проект был финансово поддержан комитетом по культуре и туризму администрации края. Мы постарались максимально приблизиться к тому пути, по которому шли к медным залежам первопроходцы Демидова. Маршрут пролегал от первой переправы через Обь на устье Касмалы (село Касмалинское, Павловский район) до первого медеплавильного Колыванского завода.
Устье Касмалы - место безлюдное, кроме рыбаков и туристов никого не увидишь. Следующим пунктом была Барнаульская Демидова деревня с речкой Барнаулкой. Старожилы называли ее Старобарнаульской и сообщили о существовании более десяти выселок близ этого села. Само село было огромное, насчитывало более тысячи дворов. В конце XIX века население Демидовой деревни пополнилось переселенцами из центральной части России. Во многом благодаря Столыпинской реформе, когда многие двинулись в Сибирь в поисках свободных земель. Как ни странно, это село развалилось на коммуны и мелкие хозяйства в 30-е годы коллективизации и географически сдвинулось из лесного бора в степь. Увиденное произвело на нас тоскливое впечатление, потому что, кроме креста на месте бывшего храма и кладбища (в 1893 году холера «выкосила» в селе сразу 80 жителей), мы ничего больше не нашли. Следующими пунктами в нашем маршруте стали села Сидоровка и Ракиты, где мы узнали, что местное название демидовской дороги - Паршино (наверно, по названию села Парша). И еще один интересный факт: когда в 1974 году строили дорогу и поднимали насыпь, бульдозер вскрыл три гроба. Гробы были старинными, не из досок, а из цельного дерева (колоды). Никто тогда не исследовал это захоронение, а найденный там же горшочек с монетами попросту растащили.
Демидовская дорога тянулась верст на триста, за один день не пройдешь. Вот и появились вдоль дороги расстоянием примерно в один дневной переход станцы - места привала с основательными постройками в несколько избушек. В станце можно было переночевать, накормить уставших лошадей. Впоследствии из них выросли целые деревни. До наших дней сохранился и Парфеновский станец, и деревня Савино и село Урюпино у переправы через реку Алей. В районе Поспелихи на отрезке Калмыцкие Мысы - Новофирсово, прямо на развилке двух современных дорог, нам удалось увидеть фрагмент рудовозной дороги. Это нераспаханная колея, напоминающая на карте форму клюшки, которая сохранилась потому, что проходит по краю поля, куда не доходит плуг. По этому участку Демидовской дороги даже успели поездить первые автомобили. Мы сделали снимки полотна, которое, кстати, составило в ширину 8-9 метров. Исследовав дорогу, мы прошли еще ряд сел вдоль реки Локтевки. Около немногих из населенных пунктов стоят знаки, в каком году они образованы. Как следовало из дневников Великой Северной экспедиции, некоторые села намного старше дат, приведенных на указателях у въезда. От большого села Рудовозы, жители которого возили руду в Барнаул, уцелело всего 20 обитаемых дворов. Многие усадьбы занимают пасечники из Рубцовска. Я обрадовался, когда увидел камень, на котором высечена дата образования села - 1730 год. Старожилы села рассказали нам, как обслуживалась эта часть дороги. За каждым двором был закреплен отдельный участок, и староста, проезжавший по ней на своей телеге, всегда знал, кто из жителей не досмотрел - кто не отвел, к примеру, воду или не засыпал своевременно колдобину. О дороге тогда хорошо заботились.
Демидоваская дорога вела в Колывань, на Колыванский камнерезный завод, основанный в 1829 году, где до работы с цветным поделочным камнем плавили руду. Это был конечный пункт и в маршруте нашей экспедиции.
От Александра Родионова мы узнали, что экспедиция собрала комплекс предметов для музея дорожников. И помогли им в этом жители сел и деревень, сохранившихся в той местности, через которую проходила Демидовская дорога. У старожилов был найден полувековой давности комплект тележных деревянных колес. В селе Рудовозы нашли старый стол для создания интерьера, который был в станцах, в других местах - старые подковы, замки для пут, таганок, элементы ткацких станков и самотканые скатерти. Первую подкову на счастье им подарила 98-летняя дочь кузнеца Ольга Савельевна Комарова из села Колыванское, которая в здравом уме и при ясной памяти рассказала много интересных вещей. А придорожную наковальню старичок из села Карпово так и не отдал. Оказалось, что он до сих пор клепает на ней ножи для сенокосилки.
Мы прошли несколько десятков населенных пунктов, - заканчивает свой рассказ Александр Родионов, - опросили много жителей, конечно, в основном старожилов. Увидели, кто поселился на этой дороге через сто с лишним лет после ее основания, и убедились, что в их памяти предание о дороге еще живо. Для итогов это очень важно. Мы же не замечаем сегодня пролетающий день, почти не фиксируем. А это надо. Мы же современники.
Елена МОРОЗОВА, «»
P.S. Благодаря участникам экспедиции, была достигнута договоренность с администрацией села Калмыцкие Мысы и администрацией Поспелихинского района о придании уцелевшему фрагменту рудовозной дороги статуса исторического памятника пока районного уровня.
Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ