Шаман ольхонский Валентин Хагдаев

Лето. Август. Байкал. Разгар курортного сезона. Мы, группа разношерстных туристов, изнывающие от жары и восьмичасового переезда из Иркутска, подъезжаем к священному Ольхону - сердцу Байкала, излюбленному месту отдыха российских и особенно иностранных туристов. В небольшом прибайкальском поселке Еланцы наш экскурсовод предложила зайти к молодому шаману Валентину Хагдаеву. На острове Ольхон среди прочих развлечений нам предстояло увидеть одно из девяти восточных чудес света, скалу-шаманку или мыс Бурхан
Собрали взнос в «фонд бурятского шаманизма». Должно сказать, что ожидали мы увидеть нечто похожее на концерт-камлание, но вместо этого белый шаман (т. е. «очень добрый», как нас предварительно заверили) прочитал лекцию о верах и обычаях бурятского народа, отрывки из эпоса, собственные стихотворения, рассказал случаи из шаманской практики, ответил на вопросы. Шамана в общепринятом смысле мы так и не увидели, разве что когда он говорил не об обыденном, то весь преображался, забывал себя, как бы устремлялся ввысь - и даже его речь становилась плавной, медленной и поэтичной - это запечатлелось в его рассказах, записанных нами.
Стал Валентин шаманить не так давно. Посвящению в шаманы предшествовала светская жизнь - женитьба, обучение в институте, аспирантура на философской кафедре... Собственно, он и не собирался быть шаманом. Но его нашли, уговорили вернуться в поселок - он из немногих, кто отмечен знаком шамана - шестым пальцем (для нас уродство, для бурят - признак избранности).
Сейчас Валентин постоянно живет в Еланцах, в свободное время шаманит, главным образом для проезжих туристов. Работает Валентин здесь же, директором местного историко-краеведческого музея. Он автор книги «Шаманизм и мировые религии»; ему посвящено много статей в наших и зарубежных газетах - предмет его особой гордости статья в «Нью-Йорк таймс», - а в недавно вышедшей книге о бурятском шаманизме фото с его изображением вынесено на обложку.
Когда выступление Валентина было в самом разгаре, вышел совершенно черный кот, лег между нами - зрителями и шаманом - словно оберегая своего хозяина от наших праздных и приземленных взглядов.
Из рассказов шамана Валентина
Как я пережил клиническую смерть
Лежу я без сознания, в больнице. Вижу себя, свое тело, медсестру как бы со стороны, сверху. Потом начинаю стремительно удаляться - лечу вверх. Тела, такого, какое сейчас, нет. Ничего нет. Я будто мыльный пузырь. Лечу все выше и выше и наконец останавливаюсь на некой границе, уперся в нее. Поразило меня там обилие красок. Мы на земле знаем шесть-двенадцать цветов, там сто или двести. И музыка постоянно звучит. Не такая, как у нас: бум-бум. А сплошная, слитная музыка. Понятно, да? (он постоянно прерывал свои рассказы такими вопрошаниями, не замечая, что от них мы, представители цивилизованного мира, чувствовали себя безнадежными неандертальцами). Я был в форме мыльного пузыря. Вдруг появляется другой мыльный пузырь. Я ему задаю вопрос. Еще вопрос не закончился, уже пришел ответ, т. е. вопрос и ответ передавались мысленно. Очень интересно. Он говорит: португалец, в Лиссабоне погиб в автомобильной катастрофе. Я ему рассказал о себе. Мы друг друга прекрасно поняли. Дальше я иду своим путем, он своим. Лечу выше, впереди меня что-то, напоминающее мох. Я натыкаюсь на этот мох и лопаюсь на множество мыльных пузырьков, - ведь я был мыльным пузырем. Вхожу в этот мох. Здесь задают тысячи вопросов и дают тысячи ответов - за тебя отвечают. Тут тебя жуют, стенают, мучают - все делают. Сделали. Потом звук: бамс. И я через волосы вхожу в собственное тело, через бактерии, клетки, которые живые, шевелятся. Понятно, нет? И еще. Там ты в блаженстве находишься, а сюда возвращаешься - в мир страданий, мир мучений. Когда входил в тело, такая тоска наваливается, сердце так сжимается - не хочется возвращаться, хочется все время там летать.
Рассказ о скале-шаманке, главной святыне острова Ольхон
Камень этот - земной дворец владыки внутренней сущности, т. е. знающего мысли и деяния каждого. Он имеет три дворца: на небе, под землей и на земле. Это его земной дворец. Если вы оскверните это место - будете себя неправильно вести - залезете на этот камень, напишете «Петя, Вася» - я ведь не пишу в церкви: «Здесь был шаман ольхонский» - это может и не будет иметь для вас последствий, но отразится на сыновьях и внуках. Вот что опасно. У меня был случай. Парень приехал с запада России и не знал, что это за место. Лазил на камень в трусах, кричал, нырял с него. Но он не знал, что этого нельзя. Потом ему сказали. Он возвратился молиться, а сам православный. Потому что он после того случая с женой развелся, сын у него дважды попадал в аварию - сплошные неприятности. Хотя по нашим законам, кто нарушает табу, страдают сыновья и внуки. У него в этой жизни началось. Будьте осторожны.
«У меня тургеневский азарт к охоте»
Или еще расскажу. До меня здесь был другой шаман, черный. Старый уже. Он пас скот, я иногда ему помогал, я тогда еще ребенком был. Однажды он вернулся не в себе: А у нас недалеко есть красивое озеро, еще недавно в нем водились утки. Теперь их нет и озеро заросло. Рассказывает: подъехали «Жигули», вышел мужчина, молча достал снайперскую винтовку и бах-бах. В это время как раз утка плавала с утятами-подростками. Всех перебил. Один раненый утенок пытался убежать по берегу. Так он его нагнал, наступил и выстрелил в голову. И ведь не нужны ему были эти утки, просто так стрелял, для услады. Дед подошел, спросил: «Ты зачем их убил?» - «Ты, дед, не понимаешь, у меня тургеневский азарт к охоте».
С тех пор он не говорит. Мы за все расплачиваемся, кто-то уже в этой жизни, но большинство - после.
Ну а после рассказов состоялось нечто наподобие пресс-конференции с шаманом ольхонским. Вот что он рассказал о себе.
- Расскажите, кто были ваши предки?
- Буряты рода Бою. Подрода Хадгэ. Они занимались скотоводством и рыболовством.
- Были ли в вашем роду шаманы?
- Да, и по материнской, и по отцовской линиям. Слово «шаман» не бурятское и не буддийское, а тунгусское. У бурят шаманы называются боо, что называется «спустившийся, явившийся, тот, в кого нисходит дух и кто обладает способностью вещать». По преданию, первым шаманом был орел, который летает между небом и землей. Ему было тяжело нести шаманский дар, и он передал его женщине - хранительнице огня. Одэгон была тунгусской, этот дар она передала своему мужу-буряту. Это было очень давно, и шаманы тогда обладали большой силой. Один из шаманов даже смог оживить умершего человека, вернув ему душу. В наказание дар шаманов сократили в четыре раза.
- А в чем сейчас заключается дар шамана?
- Шаман - хранитель родословных преданий и легенд, хранитель духовных знаний, традиций и обычаев народа. Многие считают, что шаманы - это что-то экзотическое и чудесное, но это было раньше. Сейчас остались лишь осколки знаний, которые мы пытаемся собрать.
- Что означает раздвоенный палец у вас на руке?
- Это знак. Священник, например, учится в семинарии и там получает свой диплом. Шаман рождается с этим знаком, это тоже как диплом, только его не заработаешь. Это называется лишней костью, она дается избраннику духов, как подтверждение неба. Такой знак был у моего деда.
- Может ли шаман жениться?
- А почему нет? Можно, и не раз. И не два, и не три. Моя первая жена живет в Москве, вторая - в Еланцах. У меня дочка и два сына, они такими знаками не отмечены. В мире столько религий, так трудно выбрать одну, лучшую. Бог един для всех, но пути постижения у каждого народа могут быть разными. Если христианин молится в церкви, то бурят-шаманист - в степи, в горах. Наш храм - это небо. Христиане зажигают свечи, а мы - костер. Будда говорил, что нужно почитать свою веру и не хулить веру других.
- Вы верите в судьбу, рок, фатум?
- Небом все предопределено. И наша с вами встреча вполне закономерна. Но нельзя сдаваться, человек должен меняться в лучшую сторону. На каждом витке перевоплощения человек должен себя перевоспитывать, становиться лучше. Силен не тот, кто семерых одолел, а тот, кто изменил себя в лучшую сторону.
- Все так просто?
- Все сложное и великое - просто. Христос и Будда говорили простыми словами, доступными всем. Главное, чтобы это дошло до души и сердца.
- А как быть, если жизнь все-таки не складывается?
- Всему свое время и у всего своя мера. Человек безгрешен от рождения, и всем нам дан шанс, без исключения.
Подготовил А. СОТНИКОВ, Томск-Ольхон
Лето. Август. Байкал. Разгар курортного сезона. Мы, группа разношерстных туристов, изнывающие от жары и восьмичасового переезда из Иркутска, подъезжаем к священному Ольхону - сердцу Байкала, излюбленному месту отдыха российских и особенно иностранных туристов. В небольшом прибайкальском поселке Еланцы наш экскурсовод предложила зайти к молодому шаману Валентину Хагдаеву. На острове Ольхон среди прочих развлечений нам предстояло увидеть одно из девяти восточных чудес света, скалу-шаманку или мыс Бурхан
Собрали взнос в «фонд бурятского шаманизма». Должно сказать, что ожидали мы увидеть нечто похожее на концерт-камлание, но вместо этого белый шаман (т. е. «очень добрый», как нас предварительно заверили) прочитал лекцию о верах и обычаях бурятского народа, отрывки из эпоса, собственные стихотворения, рассказал случаи из шаманской практики, ответил на вопросы. Шамана в общепринятом смысле мы так и не увидели, разве что когда он говорил не об обыденном, то весь преображался, забывал себя, как бы устремлялся ввысь - и даже его речь становилась плавной, медленной и поэтичной - это запечатлелось в его рассказах, записанных нами.
Стал Валентин шаманить не так давно. Посвящению в шаманы предшествовала светская жизнь - женитьба, обучение в институте, аспирантура на философской кафедре... Собственно, он и не собирался быть шаманом. Но его нашли, уговорили вернуться в поселок - он из немногих, кто отмечен знаком шамана - шестым пальцем (для нас уродство, для бурят - признак избранности).
Сейчас Валентин постоянно живет в Еланцах, в свободное время шаманит, главным образом для проезжих туристов. Работает Валентин здесь же, директором местного историко-краеведческого музея. Он автор книги «Шаманизм и мировые религии»; ему посвящено много статей в наших и зарубежных газетах - предмет его особой гордости статья в «Нью-Йорк таймс», - а в недавно вышедшей книге о бурятском шаманизме фото с его изображением вынесено на обложку.
Когда выступление Валентина было в самом разгаре, вышел совершенно черный кот, лег между нами - зрителями и шаманом - словно оберегая своего хозяина от наших праздных и приземленных взглядов.
Из рассказов шамана Валентина
Как я пережил клиническую смерть
Лежу я без сознания, в больнице. Вижу себя, свое тело, медсестру как бы со стороны, сверху. Потом начинаю стремительно удаляться - лечу вверх. Тела, такого, какое сейчас, нет. Ничего нет. Я будто мыльный пузырь. Лечу все выше и выше и наконец останавливаюсь на некой границе, уперся в нее. Поразило меня там обилие красок. Мы на земле знаем шесть-двенадцать цветов, там сто или двести. И музыка постоянно звучит. Не такая, как у нас: бум-бум. А сплошная, слитная музыка. Понятно, да? (он постоянно прерывал свои рассказы такими вопрошаниями, не замечая, что от них мы, представители цивилизованного мира, чувствовали себя безнадежными неандертальцами). Я был в форме мыльного пузыря. Вдруг появляется другой мыльный пузырь. Я ему задаю вопрос. Еще вопрос не закончился, уже пришел ответ, т. е. вопрос и ответ передавались мысленно. Очень интересно. Он говорит: португалец, в Лиссабоне погиб в автомобильной катастрофе. Я ему рассказал о себе. Мы друг друга прекрасно поняли. Дальше я иду своим путем, он своим. Лечу выше, впереди меня что-то, напоминающее мох. Я натыкаюсь на этот мох и лопаюсь на множество мыльных пузырьков, - ведь я был мыльным пузырем. Вхожу в этот мох. Здесь задают тысячи вопросов и дают тысячи ответов - за тебя отвечают. Тут тебя жуют, стенают, мучают - все делают. Сделали. Потом звук: бамс. И я через волосы вхожу в собственное тело, через бактерии, клетки, которые живые, шевелятся. Понятно, нет? И еще. Там ты в блаженстве находишься, а сюда возвращаешься - в мир страданий, мир мучений. Когда входил в тело, такая тоска наваливается, сердце так сжимается - не хочется возвращаться, хочется все время там летать.
Рассказ о скале-шаманке, главной святыне острова Ольхон
Камень этот - земной дворец владыки внутренней сущности, т. е. знающего мысли и деяния каждого. Он имеет три дворца: на небе, под землей и на земле. Это его земной дворец. Если вы оскверните это место - будете себя неправильно вести - залезете на этот камень, напишете «Петя, Вася» - я ведь не пишу в церкви: «Здесь был шаман ольхонский» - это может и не будет иметь для вас последствий, но отразится на сыновьях и внуках. Вот что опасно. У меня был случай. Парень приехал с запада России и не знал, что это за место. Лазил на камень в трусах, кричал, нырял с него. Но он не знал, что этого нельзя. Потом ему сказали. Он возвратился молиться, а сам православный. Потому что он после того случая с женой развелся, сын у него дважды попадал в аварию - сплошные неприятности. Хотя по нашим законам, кто нарушает табу, страдают сыновья и внуки. У него в этой жизни началось. Будьте осторожны.
«У меня тургеневский азарт к охоте»
Или еще расскажу. До меня здесь был другой шаман, черный. Старый уже. Он пас скот, я иногда ему помогал, я тогда еще ребенком был. Однажды он вернулся не в себе: А у нас недалеко есть красивое озеро, еще недавно в нем водились утки. Теперь их нет и озеро заросло. Рассказывает: подъехали «Жигули», вышел мужчина, молча достал снайперскую винтовку и бах-бах. В это время как раз утка плавала с утятами-подростками. Всех перебил. Один раненый утенок пытался убежать по берегу. Так он его нагнал, наступил и выстрелил в голову. И ведь не нужны ему были эти утки, просто так стрелял, для услады. Дед подошел, спросил: «Ты зачем их убил?» - «Ты, дед, не понимаешь, у меня тургеневский азарт к охоте».
С тех пор он не говорит. Мы за все расплачиваемся, кто-то уже в этой жизни, но большинство - после.
Ну а после рассказов состоялось нечто наподобие пресс-конференции с шаманом ольхонским. Вот что он рассказал о себе.
- Расскажите, кто были ваши предки?
- Буряты рода Бою. Подрода Хадгэ. Они занимались скотоводством и рыболовством.
- Были ли в вашем роду шаманы?
- Да, и по материнской, и по отцовской линиям. Слово «шаман» не бурятское и не буддийское, а тунгусское. У бурят шаманы называются боо, что называется «спустившийся, явившийся, тот, в кого нисходит дух и кто обладает способностью вещать». По преданию, первым шаманом был орел, который летает между небом и землей. Ему было тяжело нести шаманский дар, и он передал его женщине - хранительнице огня. Одэгон была тунгусской, этот дар она передала своему мужу-буряту. Это было очень давно, и шаманы тогда обладали большой силой. Один из шаманов даже смог оживить умершего человека, вернув ему душу. В наказание дар шаманов сократили в четыре раза.
- А в чем сейчас заключается дар шамана?
- Шаман - хранитель родословных преданий и легенд, хранитель духовных знаний, традиций и обычаев народа. Многие считают, что шаманы - это что-то экзотическое и чудесное, но это было раньше. Сейчас остались лишь осколки знаний, которые мы пытаемся собрать.
- Что означает раздвоенный палец у вас на руке?
- Это знак. Священник, например, учится в семинарии и там получает свой диплом. Шаман рождается с этим знаком, это тоже как диплом, только его не заработаешь. Это называется лишней костью, она дается избраннику духов, как подтверждение неба. Такой знак был у моего деда.
- Может ли шаман жениться?
- А почему нет? Можно, и не раз. И не два, и не три. Моя первая жена живет в Москве, вторая - в Еланцах. У меня дочка и два сына, они такими знаками не отмечены. В мире столько религий, так трудно выбрать одну, лучшую. Бог един для всех, но пути постижения у каждого народа могут быть разными. Если христианин молится в церкви, то бурят-шаманист - в степи, в горах. Наш храм - это небо. Христиане зажигают свечи, а мы - костер. Будда говорил, что нужно почитать свою веру и не хулить веру других.
- Вы верите в судьбу, рок, фатум?
- Небом все предопределено. И наша с вами встреча вполне закономерна. Но нельзя сдаваться, человек должен меняться в лучшую сторону. На каждом витке перевоплощения человек должен себя перевоспитывать, становиться лучше. Силен не тот, кто семерых одолел, а тот, кто изменил себя в лучшую сторону.
- Все так просто?
- Все сложное и великое - просто. Христос и Будда говорили простыми словами, доступными всем. Главное, чтобы это дошло до души и сердца.
- А как быть, если жизнь все-таки не складывается?
- Всему свое время и у всего своя мера. Человек безгрешен от рождения, и всем нам дан шанс, без исключения.
Подготовил А. СОТНИКОВ, Томск-Ольхон
Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ