Александр Тарков: «Я против повышения тарифов!»

Для жителей Новосибирска сегодня самая актуальная проблема - грядущее повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Уже больше месяца эта тема активно обсуждается в прессе и на телевидении. Надо сказать, что точка зрения руководителей мэрии, их аргументы уже достаточно полно озвучены. А что думают о повышении тарифов депутаты горсовета? Чтобы выяснить это, мы обратились к председателю постоянной комиссии горсовета по проблемам городского хозяйства, градостроительства и земельных отношений А. В. Таркову
- Александр Васильевич, как можно понять по кампании в СМИ, вопрос о повышении тарифов уже решен. Непонятно пока на сколько же будут повышены тарифы. На 50, 70 или 80 процентов...
- Вы правильно сказали о кампании в СМИ. Это действительно очень грамотная пиар-кампания по обработке общественного мнения. На самом же деле мэрия не имеет права самостоятельно повышать тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Это может сделать только городской Совет депутатов. На следующей неделе на своей очередной сессии предложения мэрии по этому поводу депутаты как раз и будут рассматривать.
- Иными словами, еще ничего не решено?
- Еще ничего не решено.
- Тогда хотелось бы узнать, какие у депутатов настроения? Вот вы лично за что будете голосовать, за 50 процентов или за 80?
- Я буду в принципе голосовать против повышения тарифов.
- Но ведь, если не поднять тарифы, то городскому хозяйству, судя по выступлениям работников мэрии, придет полный крах. Дыра в городском бюджете в миллиард 800 млн рублей - это все-таки не шутки...
- На самом деле мэрия не может определенно сказать, на сколько мы должны повышать тарифы - на 50, 70 или 80 процентов. Она не может определиться и с тем, каков же на самом деле дефицит бюджета, или, как вы выразились, дыра. То ли миллиард восемьсот, то ли пятьсот, то ли двести миллионов. Наша комиссия с августа пытается разобраться со всеми проблемами, касающимися необходимости повышения тарифов, и нам городские чиновники до сих пор не могут толком объяснить, отчего же образовался этот дефицит и почему за него должно отвечать население. Журналистам работники мэрии одно говорят, другое - не говорят, поэтому мало кто знает, что даже при увеличении тарифов на 80 процентов проблемы дыры в бюджете это не решит. Это не покроет даже четверти образовавшегося дефицита. На наш взгляд, мэрия крайне слабо работает по поиску новых бюджетных и внебюджетных источников доходов, не решает вопроса более полной собираемости налогов, за счет же населения проблем дефицита бюджета решить просто невозможно.
Вот поэтому на сессию наша комиссия и хочет выйти с таким предложением: «Для выяснения и анализа причин сформировавшегося дефицита городского бюджета предложить сессии городского Совета привлечь к работе квалифицированных независимых аудиторов. На основе итогового заключения аудиторов выработать предложения, направленные на финансовое оздоровление городского хозяйства».
- Если не повышать тарифы, то как быть работникам ЖЭУ? Зарплата маленькая, специалисты не держатся, нет средств на приобретение материалов, чтобы поддерживать жилфонд в должном состоянии.
- На взгляд депутатов, это проблема не только финансирования, но и проблема всей системы жилищно-коммунального хозяйства города, его организации. УЖКХ - это большая «черная дыра». Сколько бы средств мы туда ни накачали, все растворится, при этом каких-либо существенных улучшений все равно не увидим. Если вы, товарищи, предлагаете повысить тарифы, то скажите, куда конкретно они пойдут и что в результате у нас улучшится. Например, поднимите тарифы на обслуживание лифтов, но так, чтобы через месяц или два в городе больше не было стоящих, сломанных и грязных лифтов.
Кстати, о работниках ЖЭУ. Мы приглашали к себе на комиссию руководителей ЖЭУ, они тоже против повышения тарифов. В том числе и потому, что последнее повышение тарифов сказалось на зарплате эксплуатационников почему-то лишь в худшую сторону.
- Проблема организации ЖКХ города - это скорее проблема общегосударственной жилищно-коммунальной реформы. Повышение тарифов - несколько другое, возможно, часть, но не более.
- У себя на комиссии мы заслушивали руководителя комитета ЖКХ мэрии Михаила Евстратовича Митяева и сделали вывод, что за четыре года реформы в Новосибирске работа в этом направлении даже не начиналась. Беда в том, что наши чиновники представляют реформу именно как простое поэтапное повышение тарифов и сокращение дотаций. Ну допустим, население будет оплачивать тарифы стопроцентно, что изменится? А ничего, тарифы будут и дальше повышаться и повышаться, потому что реальных шагов для изменения ситуации в жилищно-коммунальной сфере, создания условий для какой-то там конкуренции никаких не сделано.
- И последний вопрос по поводу дыры в бюджете. Перед губернаторскими выборами в прессе много шума было из-за разногласий между губернатором Мухой и мэром Толоконским по поводу нормативов отчислений городу из консолидированного бюджета области. Симпатии, кстати, при этом были на стороне мэра. Сейчас, хотя в прессу это и не выплескивается, существуют, говорят, такие же разногласия между Городецким и Толоконским. Виктор Александрович, став губернатором, родному городу стал отчислять еще меньше, чем это было при Мухе. Может быть, депутатам горсовета стоит вмешаться в ситуацию?
- Как вы помните, тогда Толоконский, будучи мэром, бил во все колокола. Апеллировал к депутатам, общественности, каждый день - на экране телевизора. Оно и понятно, впереди были губернаторские выборы...
Не знаю, существуют или не существуют сегодня разногласия между Городецким и Толоконским по поводу нормативам отчислений из областного бюджета, наверное, должны существовать, так как по сути разногласия эти объективные. Если бы Владимир Филиппович обратился к новосибирцам, к городскому Совету: «Помогите, поддержите!», мы бы помогли и поддержали, но ведь он молчит. А вообще, я ничуть не считаю зазорным, если мы обратимся в областной Совет и к федеральным органам за финансовой поддержкой. На одном из последних заседаний нашей комиссии, буквально дословно, я так и сказал.
Тем не менее вопрос здесь надо ставить, на мой взгляд, по-другому. Если нынешний мэр города, его команда не способны отстоять интересы города, если они не в силах исполнять бюджет, не могут найти в условиях подъема отечественной экономики стабильных источников доходов, то они должны это честно признать и уйти. Сейчас начались выборы областного Совета, мы можем еще вполне успеть в те же сроки провести и выборы мэра Новосибирска. И пусть уж тогда новый мэр собирает другую, более профессиональную, команду управленцев, которая будет работать в интересах горожан, а не в ущерб им.
Для жителей Новосибирска сегодня самая актуальная проблема - грядущее повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Уже больше месяца эта тема активно обсуждается в прессе и на телевидении. Надо сказать, что точка зрения руководителей мэрии, их аргументы уже достаточно полно озвучены. А что думают о повышении тарифов депутаты горсовета? Чтобы выяснить это, мы обратились к председателю постоянной комиссии горсовета по проблемам городского хозяйства, градостроительства и земельных отношений А. В. Таркову
- Александр Васильевич, как можно понять по кампании в СМИ, вопрос о повышении тарифов уже решен. Непонятно пока на сколько же будут повышены тарифы. На 50, 70 или 80 процентов...
- Вы правильно сказали о кампании в СМИ. Это действительно очень грамотная пиар-кампания по обработке общественного мнения. На самом же деле мэрия не имеет права самостоятельно повышать тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Это может сделать только городской Совет депутатов. На следующей неделе на своей очередной сессии предложения мэрии по этому поводу депутаты как раз и будут рассматривать.
- Иными словами, еще ничего не решено?
- Еще ничего не решено.
- Тогда хотелось бы узнать, какие у депутатов настроения? Вот вы лично за что будете голосовать, за 50 процентов или за 80?
- Я буду в принципе голосовать против повышения тарифов.
- Но ведь, если не поднять тарифы, то городскому хозяйству, судя по выступлениям работников мэрии, придет полный крах. Дыра в городском бюджете в миллиард 800 млн рублей - это все-таки не шутки...
- На самом деле мэрия не может определенно сказать, на сколько мы должны повышать тарифы - на 50, 70 или 80 процентов. Она не может определиться и с тем, каков же на самом деле дефицит бюджета, или, как вы выразились, дыра. То ли миллиард восемьсот, то ли пятьсот, то ли двести миллионов. Наша комиссия с августа пытается разобраться со всеми проблемами, касающимися необходимости повышения тарифов, и нам городские чиновники до сих пор не могут толком объяснить, отчего же образовался этот дефицит и почему за него должно отвечать население. Журналистам работники мэрии одно говорят, другое - не говорят, поэтому мало кто знает, что даже при увеличении тарифов на 80 процентов проблемы дыры в бюджете это не решит. Это не покроет даже четверти образовавшегося дефицита. На наш взгляд, мэрия крайне слабо работает по поиску новых бюджетных и внебюджетных источников доходов, не решает вопроса более полной собираемости налогов, за счет же населения проблем дефицита бюджета решить просто невозможно.
Вот поэтому на сессию наша комиссия и хочет выйти с таким предложением: «Для выяснения и анализа причин сформировавшегося дефицита городского бюджета предложить сессии городского Совета привлечь к работе квалифицированных независимых аудиторов. На основе итогового заключения аудиторов выработать предложения, направленные на финансовое оздоровление городского хозяйства».
- Если не повышать тарифы, то как быть работникам ЖЭУ? Зарплата маленькая, специалисты не держатся, нет средств на приобретение материалов, чтобы поддерживать жилфонд в должном состоянии.
- На взгляд депутатов, это проблема не только финансирования, но и проблема всей системы жилищно-коммунального хозяйства города, его организации. УЖКХ - это большая «черная дыра». Сколько бы средств мы туда ни накачали, все растворится, при этом каких-либо существенных улучшений все равно не увидим. Если вы, товарищи, предлагаете повысить тарифы, то скажите, куда конкретно они пойдут и что в результате у нас улучшится. Например, поднимите тарифы на обслуживание лифтов, но так, чтобы через месяц или два в городе больше не было стоящих, сломанных и грязных лифтов.
Кстати, о работниках ЖЭУ. Мы приглашали к себе на комиссию руководителей ЖЭУ, они тоже против повышения тарифов. В том числе и потому, что последнее повышение тарифов сказалось на зарплате эксплуатационников почему-то лишь в худшую сторону.
- Проблема организации ЖКХ города - это скорее проблема общегосударственной жилищно-коммунальной реформы. Повышение тарифов - несколько другое, возможно, часть, но не более.
- У себя на комиссии мы заслушивали руководителя комитета ЖКХ мэрии Михаила Евстратовича Митяева и сделали вывод, что за четыре года реформы в Новосибирске работа в этом направлении даже не начиналась. Беда в том, что наши чиновники представляют реформу именно как простое поэтапное повышение тарифов и сокращение дотаций. Ну допустим, население будет оплачивать тарифы стопроцентно, что изменится? А ничего, тарифы будут и дальше повышаться и повышаться, потому что реальных шагов для изменения ситуации в жилищно-коммунальной сфере, создания условий для какой-то там конкуренции никаких не сделано.
- И последний вопрос по поводу дыры в бюджете. Перед губернаторскими выборами в прессе много шума было из-за разногласий между губернатором Мухой и мэром Толоконским по поводу нормативов отчислений городу из консолидированного бюджета области. Симпатии, кстати, при этом были на стороне мэра. Сейчас, хотя в прессу это и не выплескивается, существуют, говорят, такие же разногласия между Городецким и Толоконским. Виктор Александрович, став губернатором, родному городу стал отчислять еще меньше, чем это было при Мухе. Может быть, депутатам горсовета стоит вмешаться в ситуацию?
- Как вы помните, тогда Толоконский, будучи мэром, бил во все колокола. Апеллировал к депутатам, общественности, каждый день - на экране телевизора. Оно и понятно, впереди были губернаторские выборы...
Не знаю, существуют или не существуют сегодня разногласия между Городецким и Толоконским по поводу нормативам отчислений из областного бюджета, наверное, должны существовать, так как по сути разногласия эти объективные. Если бы Владимир Филиппович обратился к новосибирцам, к городскому Совету: «Помогите, поддержите!», мы бы помогли и поддержали, но ведь он молчит. А вообще, я ничуть не считаю зазорным, если мы обратимся в областной Совет и к федеральным органам за финансовой поддержкой. На одном из последних заседаний нашей комиссии, буквально дословно, я так и сказал.
Тем не менее вопрос здесь надо ставить, на мой взгляд, по-другому. Если нынешний мэр города, его команда не способны отстоять интересы города, если они не в силах исполнять бюджет, не могут найти в условиях подъема отечественной экономики стабильных источников доходов, то они должны это честно признать и уйти. Сейчас начались выборы областного Совета, мы можем еще вполне успеть в те же сроки провести и выборы мэра Новосибирска. И пусть уж тогда новый мэр собирает другую, более профессиональную, команду управленцев, которая будет работать в интересах горожан, а не в ущерб им.
Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ