В. Томилов: «Каждая котельная - потенциальная бомба»

Уход В. Томилова с поста генерального директора «Новосибирскэнерго» многими был воспринят как отстранение Виталия Георгиевича от проблем энергетики. Но вышло иначе. Его опыт в этой области оказался востребованным. Сейчас Томилов занимает должность советника главы администрации Новосибирской области по вопросам топлива и энергетики. О том, какие задачи приходится ему решать на новом посту, - наш первый вопрос
- Недавно по поручению губернатора области Виктора Александровича Толоконского мною была проведена частичная проверка состояния ряда котельных и теплосетей области. Так вот, многие выводы для меня стали откровением. К примеру, данные в Kомитете жилищно-коммунального хозяйства, в Kомитете по природным ресурсам и в региональной энергетической комиссии по количеству котельных совершенно не совпадают. Вероятно, их точного учета нет! Как нет и четкого их учета в управлении госэнергонадзора. А управление топлива и энергетики ведет контроль в основном по крупным котельным. Лишь работники РЭК ведут учет котельных более-менее удовлетворительно. Однако на местах, как правило, все вопросы, касающиеся энергетики (и котельных в том числе), курируют заместители глав администраций. Но у них, как показала выборочная проверка, необходимых профессиональных представлений по проблеме нет.
- А в чем вы видите эту проблему?
- В практическом отсутствии системы управления целым комплексом локального теплоснабжения в области. Он вырабатывает тепло, равное 16 млн Гкал. Это полтора объема тепла, вырабатываемого «Новосибирскэнерго»! При этом для обеспечения работы котельных расходуется в год 3 млн тонн условного топлива, в то время как «Новосибирскэнерго» потребляет 4,2 млн тонн. Я бы особое внимание обратил на то, что котельные расходуют 350 тыс. тонн мазута, цена которого в переводе на условное топливо более чем в три раза превышает цену угля. Но составление баланса топлива, графиков его поставки на местах практически не ведется. Нормативная цена, особенно на мелких котельных, отсутствует.
- Иными словами, если навести в этой области четкий учет и контроль, то можно говорить о конкретном экономическом эффекте?
- Конечно. Вот пример. РЭК недавно определила оценочные нормативы топливной эффективности для 300 котельных. Это позволило в зиму 2000-2001 годов сократить расходы топлива на 130 тысяч тонн! Представляете, насколько бы выросла экономия, если такие оценочные нормативы были бы определены не для 300, а для 1 500 котельных?
- Догадываемся, что недостаточный учет и контроль за работой котельных - не единственный недостаток, выявленный вами в ходе проверки.
- К сожалению, так. Большинство котельных не укомплектованы квалифицированным персоналом. Практически все малые, да и многие крупные, котельные не имеют нормативных и режимных указаний, на них не проводятся наладочные и поверочные работы, отсутствуют анализы топлива, его замеры. И это не весь перечень негативных факторов. Вот почему, учитывая исключительно большое влияние сферы теплоснабжения на жизнедеятельность, ее социальное значение, я считаю необходимым уделять самое пристальное внимание вопросам управления и контроля за комплексом систем локального теплоснабжения.
- У вас есть предложения на этот счет?
- Необходимо создать единый орган управления и контроля такого комплекса, независимо от формы собственности. Я бы назвал этот орган Теплотрестом (ГУП). В его состав должны войти все групповые теплоисточники и теплосети муниципальной и областной собственности. Источники тепла и теплосети прочих собственников должны находиться под оперативным контролем этого предприятия на договорных началах. А особо мелкие теплоисточники в отдельных зданиях или ограниченных комплексах будут оставаться в составе этих учреждений. (Имею в виду школы, больницы и другие мелкие объекты). ГУП призван осуществлять надзор за их деятельностью в полном объеме, исключая финансовые вопросы... На местах работа предприятий, входящих или курируемых ГУП, будет координироваться работниками администраций. Работа же предприятий проводится в контакте с РЭК, комитетом по природным ресурсам, Госэнергонадзором и Госгортехнадзором.
Далее. В обязанности ГУП, по моему представлению, должен входить подбор участников тендеров на проектные работы, наладку и пуско-наладочные работы, на сооружение новых источников и сетей, реконструкцию и ремонт, подготовку и аттестацию персонала. А вот планирование работ по строительству новых источников, техническому перевооружению, ремонту и наладке ГУП должен вести самостоятельно. Эти вопросы на курируемых объектах подлежат обязательному согласованию с ним. То же - и с топливом: его поступление, качество, сроки поставки контролируются ГУП по всем источникам... Что касается оперативной деятельности ГУП, то сюда должна поступать точная информация о работе всех теплоисточников и сетей на территории области, состояние запасов топлива, и в случае нештатной ситуации проблемы должна решать специально созданная в ГУП оперативно-диспетчерская служба. Кроме того, ГУП оперативно будет подчиняться управлению топлива и энергетики обладминистрации.
- Виталий Георгиевич, вы ведь предложили создать целую новую структуру.
- Не подумайте, что я ее навязываю в этом виде. Но ситуация с комплексом систем локального теплоснабжения в области действительно критическая. Каждая котельная - это потенциальная бомба. Практически неуправляемой оказалась целая группа предприятий с объемом реализации более 3 млрд рублей в год, в том числе на топливо - 1 млрд. Ну а все затраты на ГУП, по моим подсчетам, оправдаются уже в первый год после его создания. Об этом, собственно, я и доложил губернатору в служебной записке.
- Вы упомянули о «бомбе»... Кукурузные Конфеты 105 руб. Йогуртовый Мармелад «Клубника» Клубника 100 руб. Йогуртовый Мармелад «Арбуз» 100 руб. А выше назвали теплоснабжение «жизненно важной сферой». Чем объясняются такие громкие определения?
- Отчасти это связано с проектом распоряжения главы администрации области о подготовке нового перечня объектов, относящихся к группе жизненно важных и опасных. Хотя распоряжение губернатора об этом было дано еще в конце августа, сейчас, после событий в Америке, такое распоряжение становится особенно актуальным... Мною такой перечень объектов, относящихся к системам жизнеобеспечения и особо опасным, составлен.
- Что ж, судя по всему, на новом посту вы по-прежнему остаетесь на пике проблем, стоящих перед областью. Но, зная вашу энергию, допускаем, что должность советника - не предел?
- Да, я собираюсь баллотироваться на предстоящих выборах в областной Совет. Но это - отдельный разговор.
Виктор РОСТОВЦЕВ, «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»

 

Уход В. Томилова с поста генерального директора «Новосибирскэнерго» многими был воспринят как отстранение Виталия Георгиевича от проблем энергетики. Но вышло иначе. Его опыт в этой области оказался востребованным. Сейчас Томилов занимает должность советника главы администрации Новосибирской области по вопросам топлива и энергетики. О том, какие задачи приходится ему решать на новом посту, - наш первый вопрос
- Недавно по поручению губернатора области Виктора Александровича Толоконского мною была проведена частичная проверка состояния ряда котельных и теплосетей области. Так вот, многие выводы для меня стали откровением. К примеру, данные в Kомитете жилищно-коммунального хозяйства, в Kомитете по природным ресурсам и в региональной энергетической комиссии по количеству котельных совершенно не совпадают. Вероятно, их точного учета нет! Как нет и четкого их учета в управлении госэнергонадзора. А управление топлива и энергетики ведет контроль в основном по крупным котельным. Лишь работники РЭК ведут учет котельных более-менее удовлетворительно. Однако на местах, как правило, все вопросы, касающиеся энергетики (и котельных в том числе), курируют заместители глав администраций. Но у них, как показала выборочная проверка, необходимых профессиональных представлений по проблеме нет.
- А в чем вы видите эту проблему?
- В практическом отсутствии системы управления целым комплексом локального теплоснабжения в области. Он вырабатывает тепло, равное 16 млн Гкал. Это полтора объема тепла, вырабатываемого «Новосибирскэнерго»! При этом для обеспечения работы котельных расходуется в год 3 млн тонн условного топлива, в то время как «Новосибирскэнерго» потребляет 4,2 млн тонн. Я бы особое внимание обратил на то, что котельные расходуют 350 тыс. тонн мазута, цена которого в переводе на условное топливо более чем в три раза превышает цену угля. Но составление баланса топлива, графиков его поставки на местах практически не ведется. Нормативная цена, особенно на мелких котельных, отсутствует.
- Иными словами, если навести в этой области четкий учет и контроль, то можно говорить о конкретном экономическом эффекте?
- Конечно. Вот пример. РЭК недавно определила оценочные нормативы топливной эффективности для 300 котельных. Это позволило в зиму 2000-2001 годов сократить расходы топлива на 130 тысяч тонн! Представляете, насколько бы выросла экономия, если такие оценочные нормативы были бы определены не для 300, а для 1 500 котельных?
- Догадываемся, что недостаточный учет и контроль за работой котельных - не единственный недостаток, выявленный вами в ходе проверки.
- К сожалению, так. Большинство котельных не укомплектованы квалифицированным персоналом. Практически все малые, да и многие крупные, котельные не имеют нормативных и режимных указаний, на них не проводятся наладочные и поверочные работы, отсутствуют анализы топлива, его замеры. И это не весь перечень негативных факторов. Вот почему, учитывая исключительно большое влияние сферы теплоснабжения на жизнедеятельность, ее социальное значение, я считаю необходимым уделять самое пристальное внимание вопросам управления и контроля за комплексом систем локального теплоснабжения.
- У вас есть предложения на этот счет?
- Необходимо создать единый орган управления и контроля такого комплекса, независимо от формы собственности. Я бы назвал этот орган Теплотрестом (ГУП). В его состав должны войти все групповые теплоисточники и теплосети муниципальной и областной собственности. Источники тепла и теплосети прочих собственников должны находиться под оперативным контролем этого предприятия на договорных началах. А особо мелкие теплоисточники в отдельных зданиях или ограниченных комплексах будут оставаться в составе этих учреждений. (Имею в виду школы, больницы и другие мелкие объекты). ГУП призван осуществлять надзор за их деятельностью в полном объеме, исключая финансовые вопросы... На местах работа предприятий, входящих или курируемых ГУП, будет координироваться работниками администраций. Работа же предприятий проводится в контакте с РЭК, комитетом по природным ресурсам, Госэнергонадзором и Госгортехнадзором.
Далее. В обязанности ГУП, по моему представлению, должен входить подбор участников тендеров на проектные работы, наладку и пуско-наладочные работы, на сооружение новых источников и сетей, реконструкцию и ремонт, подготовку и аттестацию персонала. А вот планирование работ по строительству новых источников, техническому перевооружению, ремонту и наладке ГУП должен вести самостоятельно. Эти вопросы на курируемых объектах подлежат обязательному согласованию с ним. То же - и с топливом: его поступление, качество, сроки поставки контролируются ГУП по всем источникам... Что касается оперативной деятельности ГУП, то сюда должна поступать точная информация о работе всех теплоисточников и сетей на территории области, состояние запасов топлива, и в случае нештатной ситуации проблемы должна решать специально созданная в ГУП оперативно-диспетчерская служба. Кроме того, ГУП оперативно будет подчиняться управлению топлива и энергетики обладминистрации.
- Виталий Георгиевич, вы ведь предложили создать целую новую структуру.
- Не подумайте, что я ее навязываю в этом виде. Но ситуация с комплексом систем локального теплоснабжения в области действительно критическая. Каждая котельная - это потенциальная бомба. Практически неуправляемой оказалась целая группа предприятий с объемом реализации более 3 млрд рублей в год, в том числе на топливо - 1 млрд. Ну а все затраты на ГУП, по моим подсчетам, оправдаются уже в первый год после его создания. Об этом, собственно, я и доложил губернатору в служебной записке.
- Вы упомянули о «бомбе»... А выше назвали теплоснабжение «жизненно важной сферой». Чем объясняются такие громкие определения?
- Отчасти это связано с проектом распоряжения главы администрации области о подготовке нового перечня объектов, относящихся к группе жизненно важных и опасных. Хотя распоряжение губернатора об этом было дано еще в конце августа, сейчас, после событий в Америке, такое распоряжение становится особенно актуальным... Мною такой перечень объектов, относящихся к системам жизнеобеспечения и особо опасным, составлен.
- Что ж, судя по всему, на новом посту вы по-прежнему остаетесь на пике проблем, стоящих перед областью. Но, зная вашу энергию, допускаем, что должность советника - не предел?
- Да, я собираюсь баллотироваться на предстоящих выборах в областной Совет. Но это - отдельный разговор.
Виктор РОСТОВЦЕВ, «»

Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ