Святые старцы земли Кузнецкой

Святое старчество ведет свою летопись на Руси с Киево-Печерской лавры. Оно всегда поощрялось Православной Церковью и было понятием очень высоким. Это были не просто монахи, жившие при монастырях, а монахи, избравшие свой путь служению Богу в уединении. В книге «Кузнецкая летопись» Ивана Конюхова рассказывается о двух старцах, которые жили в Кузнецком крае. Первые сведения о них появились еще в 40-х годах XIX столетия после их смерти, затем эти материалы еще раз перепечатывались в 80-е годы того же века. И только в наше время стало известно о том, что двое старцев - Зосима и Василиск - действительно жили в кузбасской тайге. Обоих старцев в ближайшее время причислят к лику святых, и они оказались единственными из православных Кузнецкого края, кто удостоился такой высокой чести
Честь - Родине, жизнь - Богу
Историк-архивовед Альбина Шадрина переработала массу материала о жизни старцев, и, по ее рассказу, жизненный путь одного из них, Зосимы, выглядел следующим образом. В миру у этого человека было имя Захарий Верховский. Он родился в богатой дворянской семье в Смоленске, а его отец был воеводой города. Семья была большая - три брата и пять сестер - и очень богобоязненная, верующая, много занималась благотворительностью. Они никогда не отказывали в куске хлеба странствующим людям, помогали нищим одеждой, деньгами. Жили в большом довольствии в своем поместье.
Захарий родился последним ребенком. Его отцу к этому времени исполнилось почти 60 лет, а матери - 40. Этому событию сопутствовали обстоятельства, которые сыграли свою роль в дальнейшем жизненном пути старца Зосимы. Когда отец Захария Верховского однажды молился в комнате, ему послышался глас: «Родится сын. Не давай ему светского воспитания». Когда Захарий появился на свет, он был горячо любимым сыном, и мать все-таки уговорила мужа дать ему дворянское воспитание. Она говорила ему: «Мы не знаем, пойдет ли он в монахи, а если не пойдет, не скажут ли нам, почему мы не дали сыну светского образования?».
В дом к Верховским приходили учителя латинского, французского и английского языков, а также литературы и точных наук. Когда Захарий вырос, он поступил на военную службу. 
ато чай! На работе и дома. С тортиком или с "таком". Заварной и пакетированный. Короче я не представляю жизни без этого напитка. Служил он в Петербурге и был поручиком в гвардейском полку. Жизнь складывалась у него как нельзя лучше, пока однажды он, в свою очередь, тоже не услышал глас, и ему стали сниться вещие сны о том, что жизнь его пойдет совсем по другому, духовному, пути. Захарий Верховский начинает об этом думать, посещает храмы и монастыри Петербурга. Знакомится с церковными подвижниками того времени.

Бывая у родителей, он услышал о монахах, которые живут в смоленских и брянских лесах. Неожиданно для всех блестящий поручик подает в отставку и уходит к ним. Сначала он приходит в смоленские леса, а затем в брянские. Брянские леса оказались более глухие, чем на Смоленщине, и, может быть, поэтому там подвизалась большая группа монахов, ведущих отшельнический образ жизни. Среди них было несколько старцев, и их житием Захарий Верховский очень заинтересовался.
Одновременно он знакомится с монахом, который уже принял сан старца. Он имел духовное имя отец Василиск. И отец Василиск и Захарий настолько начинают понимать друг друга, что проникаются общей идеей становления их духовного пути, пути старчества. Они все время стараются быть вместе, и Василиск становится духовным наставником Захария Верховского, который принимает духовное имя отца Зосимы.
Они отправляются на Онежское озеро в один из монастырей и там, на островке Коневец проводят более 10 лет. Там настоятель игумен Адриан, видя духовную жизнь двух подвижников, выделяет их среди братии. И когда оба монаха обратились к нему с просьбой отправить их в Афонский монастырь, Адриан сказал: в этом монастыре монахов много и подвижники нужны в глубине России. Он советует им идти в Сибирь. С его благословения, с официальными бумагами уже от митрополита Московского два монаха, Зосима и Василиск, отправляются в Тобольск. Это был 1801 год.
Путь к Богу
В то время в Тобольске главенствовал архиепископ Варлаам, который очень хорошо принял двух монахов. Он попросил у губернатора вид на жительство для подвижников и разрешил им пройти по Сибирской земле и выбрать себе место. Путь у них оказался долгим. Они побывали в Минусинске, в Енисейске, в Красноярске, а потом приходят в Кузнецкие земли. Кузнецк (нынешний Новокузнецк) тогда был маленьким городом, а вокруг него была глухая тайга, и они решили здесь остаться. Подвижники поселились в деревне Три Курьи (нынешняя Краснознаменка). Название Три Курьи она получила из-за того, что здесь рядом было три озера, которые по таежному назывались Курья. Монахи уходят в глубь тайги и обосновывают там свои скиты.
Скиты старцы строят не рядом, а отдельно друг от друга. Так сильна была у них мысль об уединении с Богом. Более того, в отдалении был построен еще один скит, и в зависимости от душевного состояния каждый из них туда удалялся. И тот, и другой проводили там до одного месяца.
Их появление в сибирской тайге жители местных деревень восприняли неоднозначно. Некоторые даже поначалу назвали их представителями Антихриста. В первые годы жизни старцы приходили в Кузнецк в Спасо-Преображенский собор, где их исповедывали и причащали. Здесь же они приобретали для себя необходимые товары. У отца Зосимы были деньги, которые он получил в наследство от отца. Это была очень солидная сумма, часть которой осталась в Коневецком монастыре под Петербургом, а остальные им дал в дорогу игумен Адриан.
Быт у старцев в тайге был трудным. Колодцев поблизости не было, и за водой им приходилось ходить к озерам, которые зимой промерзали. Тогда одно лето монахи посвятили тому, что прорыли узкий канал от одного из озер до своих скитов. И потом уже на лодке, которую сами же смастерили, плавали до одной из деревень.
Основное время они проводили в постах, в молитве и духовных беседах друг с другом. В этих беседах раскрывался истинный дух старцев, которые старались больше думать о другом, чем о себе. Вместе с тем, это были очень разные люди. Отец Зосима был импульсивен, и, как сам он признавался потом близким людям, духовное смирение досталось ему очень нелегко, так как страсти в нем было много. У отца Зосимы было светское образование, а отец Василиск (о предыдущей жизни которого было известно немного) происходил из крестьянской семьи, и единственным его утешением была молитва. Но он своими простыми суждениями смирял импульсивный нрав отца Зосимы.
Отец Зосима часто появлялся как бы в светской жизни. Это произошло уже после того, как он пришел к служению Богу. Он решает, что в Кузнецких землях надо открыть женский монастырь, тем более, местный мужской монастырь был закрыт еще в 1769 году. Эта идея была поддержана отцом Василиском и местным благочинным Спасо-Преображенского собора. Затем идея из Кузнецка переносится уже в сельскую местность. Один из крестьян, живший у монахов, позволил построить на своем подворье несколько келий для будущих монашенок.
О дальнейшей судьбе подвижников известно немного. Они написали ряд богословских трудов. Монахи ушли из Кузнецкой земли, и уже в наше время, в прошлом году, в тайге удалось найти останки жилищ и часть предметов, которыми они пользовались. Об отце Зосиме известно, что он скончался в монастыре одного из старинных уральских городков, и еще в 40-е годы XIX века писали о том, что на его могиле начинают происходить чудеса. Рассказывали, что от нее идет свет. Наверное, это и есть тот свет, что непостижим для атеистического сознания. А для человека верующего - это свет беззаветного служения своей духовной цели. Она воплотилась в Боге и в итоге - в канонизации двух старцев, которые всю жизнь были скромными монахами.
Александр ПЕРЕВАЛОВ, «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»

Святое старчество ведет свою летопись на Руси с Киево-Печерской лавры. Оно всегда поощрялось Православной Церковью и было понятием очень высоким. Это были не просто монахи, жившие при монастырях, а монахи, избравшие свой путь служению Богу в уединении. В книге «Кузнецкая летопись» Ивана Конюхова рассказывается о двух старцах, которые жили в Кузнецком крае. Первые сведения о них появились еще в 40-х годах XIX столетия после их смерти, затем эти материалы еще раз перепечатывались в 80-е годы того же века. И только в наше время стало известно о том, что двое старцев - Зосима и Василиск - действительно жили в кузбасской тайге. Обоих старцев в ближайшее время причислят к лику святых, и они оказались единственными из православных Кузнецкого края, кто удостоился такой высокой чести
Честь - Родине, жизнь - Богу
Историк-архивовед Альбина Шадрина переработала массу материала о жизни старцев, и, по ее рассказу, жизненный путь одного из них, Зосимы, выглядел следующим образом. В миру у этого человека было имя Захарий Верховский. Он родился в богатой дворянской семье в Смоленске, а его отец был воеводой города. Семья была большая - три брата и пять сестер - и очень богобоязненная, верующая, много занималась благотворительностью. Они никогда не отказывали в куске хлеба странствующим людям, помогали нищим одеждой, деньгами. Жили в большом довольствии в своем поместье.
Захарий родился последним ребенком. Его отцу к этому времени исполнилось почти 60 лет, а матери - 40. Этому событию сопутствовали обстоятельства, которые сыграли свою роль в дальнейшем жизненном пути старца Зосимы. Когда отец Захария Верховского однажды молился в комнате, ему послышался глас: «Родится сын. Не давай ему светского воспитания». Когда Захарий появился на свет, он был горячо любимым сыном, и мать все-таки уговорила мужа дать ему дворянское воспитание. Она говорила ему: «Мы не знаем, пойдет ли он в монахи, а если не пойдет, не скажут ли нам, почему мы не дали сыну светского образования?».
В дом к Верховским приходили учителя латинского, французского и английского языков, а также литературы и точных наук. Когда Захарий вырос, он поступил на военную службу. Служил он в Петербурге и был поручиком в гвардейском полку. Жизнь складывалась у него как нельзя лучше, пока однажды он, в свою очередь, тоже не услышал глас, и ему стали сниться вещие сны о том, что жизнь его пойдет совсем по другому, духовному, пути. Захарий Верховский начинает об этом думать, посещает храмы и монастыри Петербурга. Знакомится с церковными подвижниками того времени.
Бывая у родителей, он услышал о монахах, которые живут в смоленских и брянских лесах. Неожиданно для всех блестящий поручик подает в отставку и уходит к ним. Сначала он приходит в смоленские леса, а затем в брянские. Брянские леса оказались более глухие, чем на Смоленщине, и, может быть, поэтому там подвизалась большая группа монахов, ведущих отшельнический образ жизни. Среди них было несколько старцев, и их житием Захарий Верховский очень заинтересовался.
Одновременно он знакомится с монахом, который уже принял сан старца. Он имел духовное имя отец Василиск. И отец Василиск и Захарий настолько начинают понимать друг друга, что проникаются общей идеей становления их духовного пути, пути старчества. Они все время стараются быть вместе, и Василиск становится духовным наставником Захария Верховского, который принимает духовное имя отца Зосимы.
Они отправляются на Онежское озеро в один из монастырей и там, на островке Коневец проводят более 10 лет. Там настоятель игумен Адриан, видя духовную жизнь двух подвижников, выделяет их среди братии. И когда оба монаха обратились к нему с просьбой отправить их в Афонский монастырь, Адриан сказал: в этом монастыре монахов много и подвижники нужны в глубине России. Он советует им идти в Сибирь. С его благословения, с официальными бумагами уже от митрополита Московского два монаха, Зосима и Василиск, отправляются в Тобольск. Это был 1801 год.
Путь к Богу
В то время в Тобольске главенствовал архиепископ Варлаам, который очень хорошо принял двух монахов. Он попросил у губернатора вид на жительство для подвижников и разрешил им пройти по Сибирской земле и выбрать себе место. Путь у них оказался долгим. Они побывали в Минусинске, в Енисейске, в Красноярске, а потом приходят в Кузнецкие земли. Кузнецк (нынешний Новокузнецк) тогда был маленьким городом, а вокруг него была глухая тайга, и они решили здесь остаться. Подвижники поселились в деревне Три Курьи (нынешняя Краснознаменка). Название Три Курьи она получила из-за того, что здесь рядом было три озера, которые по таежному назывались Курья. Монахи уходят в глубь тайги и обосновывают там свои скиты.
Скиты старцы строят не рядом, а отдельно друг от друга. Так сильна была у них мысль об уединении с Богом. Более того, в отдалении был построен еще один скит, и в зависимости от душевного состояния каждый из них туда удалялся. И тот, и другой проводили там до одного месяца.
Их появление в сибирской тайге жители местных деревень восприняли неоднозначно. Некоторые даже поначалу назвали их представителями Антихриста. В первые годы жизни старцы приходили в Кузнецк в Спасо-Преображенский собор, где их исповедывали и причащали. Здесь же они приобретали для себя необходимые товары. У отца Зосимы были деньги, которые он получил в наследство от отца. Это была очень солидная сумма, часть которой осталась в Коневецком монастыре под Петербургом, а остальные им дал в дорогу игумен Адриан.
Быт у старцев в тайге был трудным. Колодцев поблизости не было, и за водой им приходилось ходить к озерам, которые зимой промерзали. Тогда одно лето монахи посвятили тому, что прорыли узкий канал от одного из озер до своих скитов. И потом уже на лодке, которую сами же смастерили, плавали до одной из деревень.
Основное время они проводили в постах, в молитве и духовных беседах друг с другом. В этих беседах раскрывался истинный дух старцев, которые старались больше думать о другом, чем о себе. Вместе с тем, это были очень разные люди. Отец Зосима был импульсивен, и, как сам он признавался потом близким людям, духовное смирение досталось ему очень нелегко, так как страсти в нем было много. У отца Зосимы было светское образование, а отец Василиск (о предыдущей жизни которого было известно немного) происходил из крестьянской семьи, и единственным его утешением была молитва. Но он своими простыми суждениями смирял импульсивный нрав отца Зосимы.
Отец Зосима часто появлялся как бы в светской жизни. Это произошло уже после того, как он пришел к служению Богу. Он решает, что в Кузнецких землях надо открыть женский монастырь, тем более, местный мужской монастырь был закрыт еще в 1769 году. Эта идея была поддержана отцом Василиском и местным благочинным Спасо-Преображенского собора. Затем идея из Кузнецка переносится уже в сельскую местность. Один из крестьян, живший у монахов, позволил построить на своем подворье несколько келий для будущих монашенок.
О дальнейшей судьбе подвижников известно немного. Они написали ряд богословских трудов. Монахи ушли из Кузнецкой земли, и уже в наше время, в прошлом году, в тайге удалось найти останки жилищ и часть предметов, которыми они пользовались. Об отце Зосиме известно, что он скончался в монастыре одного из старинных уральских городков, и еще в 40-е годы XIX века писали о том, что на его могиле начинают происходить чудеса. Рассказывали, что от нее идет свет. Наверное, это и есть тот свет, что непостижим для атеистического сознания. А для человека верующего - это свет беззаветного служения своей духовной цели. Она воплотилась в Боге и в итоге - в канонизации двух старцев, которые всю жизнь были скромными монахами.
Александр ПЕРЕВАЛОВ, «»
Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ