Рэкет республиканского масштаба

В последние годы в Республике Алтай наблюдается небывалый наплыв туристов из разных регионов России и из-за рубежа. А, как известно, с туристическими потоками всегда связаны и потоки финансовые. Однако, если аксиому, что на туристах можно неплохо заработать, усвоили практически все жители Республики, то способы этого заработка каждый избирает свои. Кто-то открывает кафе или магазин на трассе, кто-то организует транспортные перевозки туристов, строит кемпинги, а некоторые нашли путь полегче - с наименьшими затратами и наибольшей прибылью
Автобус, переполненный туристами, после многочасового пути прибыл наконец в конечный пункт маршрута, алтайское село Тюнгур - отправную точку всех пеших путешествий к «крыше Сибири» - горе Белухе. Позади сотни километров пыльной горной трассы, то крадущейся над обрывами, то серпантинами поднимающейся и сбегающей с перевалов:. И вот преодолено последнее препятствие - подвесной мост через реку Катунь. Автобус останавливается. Но не успевают пассажиры выйти из салона, как к «ПАЗику», подкатывает красная «пятерка». Из нее не спеша вываливаются три пьяных алтайца. Предусмотрительно объявив пассажирам, что к ним нет никаких претензий и пожелав им хорошего отдыха, «дети гор» насели на водителя, требуя от него платы за проезд через «их мост» в размере 500 (!) рублей. Естественно, никаких предупредительных знаков, что мост платный, нигде не было (иначе никто не поедет), не говоря уже о наличии каких-либо документов, удостоверяющих право этих трех «владельцев моста» взимать пошлину с проезжающих. Зато для водителя нашлись более веские аргументы, чтобы проезд все-таки был оплачен. Его уверили, что в случае отказа платить в качестве «штрафа» будет «конфискован» автобус. Шофер предпочел расплатиться.
Рэкет. Так свойственный для России 90-х в Республике Алтай в то время он практически не проявился. Обирать было не кого. Большинство населения находилось за чертой бедности. А те, кто все же имел деньги, в дополнение к ним имел и такую «крышу», что никакой местный рэкет не страшен. Иначе дело обстоит сейчас. Как только появилось достаточно большое количество людей, имеющих значительные доходы (прежде всего от туристического бизнеса), появились и те, кто захотел иметь свой процент с этих доходов. Процесс закономерный.
Характерная особенность алтайского рэкета в том, что традиционные поборы с магазинов, кафе, коммерческих киосков здесь почти не практикуются. По нашим данным, они имеют место лишь в Горно-Алтайске и Майме - двух наиболее крупных населенных пунктах Республики. В других местах, даже в райцентрах, такие вымогательства невозможны в силу малочисленности населения. Ведь в селах все друг друга знают. И эти самые владельцы магазинов и кафе, если не родственники, то соседи любому рэкетиру. А своих грабить как-то неудобно. Вот и ориентируются сельские бандюганы больше не на местных предпринимателей, а на приезжих. Например, на водителей-частников, имеющих в общем-то неплохую прибыль с перевозки туристов (арендовать «ПАЗик» для поездки из Барнаула в Тюнгур, это примерно 750 км, будет стоить вам около 9-10 тысяч рублей).
Водители - идеальные «жертвы». В милицию они не обращаются. Дорога в горах действительно опасная, и мало ли машин под перевалами лежит. Одной больше, одной меньше:. Да и времени на разбирательство у шоферов обычно нет. К тому же в сельской глуши всегда действует закон круговой поруки. Какой участковый своих односельчан под суд отдаст? Водитель, он сегодня приехал, завтра уехал, а ему здесь жить. На частниках в республике зарабатывают не только местные отморозки. В том же злополучном Тюнгуре обосновались и братки из Бийска. Видимо, доходы оправдывают расстояние. Эти ребята действуют еще более дерзко, чувствуя себя полными хозяевами положения. С тех же шоферов-частников берут процент за провоз каждого пассажира. За неуплату этого процента («укрывательство» пассажиров) обещается куча неприятностей. Пока денег, очевидно, хватает всем. Но со временем аппетиты растут. Да и количество желающих поживиться за чужой счет скорее всего будет лишь возрастать. Тогда начнется бандитский раздел территории и сфер влияния. После этого, возможно, Горный Алтай будут называть не только «Российской Швейцарией», но и «Российской Сицилией».
Денис ДАРОВ, «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»
В последние годы в Республике Алтай наблюдается небывалый наплыв туристов из разных регионов России и из-за рубежа. А, как известно, с туристическими потоками всегда связаны и потоки финансовые. Однако, если аксиому, что на туристах можно неплохо заработать, усвоили практически все жители Республики, то способы этого заработка каждый избирает свои. Кто-то открывает кафе или магазин на трассе, кто-то организует транспортные перевозки туристов, строит кемпинги, а некоторые нашли путь полегче - с наименьшими затратами и наибольшей прибылью
Автобус, переполненный туристами, после многочасового пути прибыл наконец в конечный пункт маршрута, алтайское село Тюнгур - отправную точку всех пеших путешествий к «крыше Сибири» - горе Белухе. Позади сотни километров пыльной горной трассы, то крадущейся над обрывами, то серпантинами поднимающейся и сбегающей с перевалов:. И вот преодолено последнее препятствие - подвесной мост через реку Катунь. Автобус останавливается. Но не успевают пассажиры выйти из салона, как к «ПАЗику», подкатывает красная «пятерка». Из нее не спеша вываливаются три пьяных алтайца. Предусмотрительно объявив пассажирам, что к ним нет никаких претензий и пожелав им хорошего отдыха, «дети гор» насели на водителя, требуя от него платы за проезд через «их мост» в размере 500 (!) рублей. Естественно, никаких предупредительных знаков, что мост платный, нигде не было (иначе никто не поедет), не говоря уже о наличии каких-либо документов, удостоверяющих право этих трех «владельцев моста» взимать пошлину с проезжающих. Зато для водителя нашлись более веские аргументы, чтобы проезд все-таки был оплачен. Его уверили, что в случае отказа платить в качестве «штрафа» будет «конфискован» автобус. Шофер предпочел расплатиться.
Рэкет. Так свойственный для России 90-х в Республике Алтай в то время он практически не проявился. Обирать было не кого. Большинство населения находилось за чертой бедности. А те, кто все же имел деньги, в дополнение к ним имел и такую «крышу», что никакой местный рэкет не страшен. Иначе дело обстоит сейчас. Как только появилось достаточно большое количество людей, имеющих значительные доходы (прежде всего от туристического бизнеса), появились и те, кто захотел иметь свой процент с этих доходов. Процесс закономерный.
Характерная особенность алтайского рэкета в том, что традиционные поборы с магазинов, кафе, коммерческих киосков здесь почти не практикуются. По нашим данным, они имеют место лишь в Горно-Алтайске и Майме - двух наиболее крупных населенных пунктах Республики. В других местах, даже в райцентрах, такие вымогательства невозможны в силу малочисленности населения. Ведь в селах все друг друга знают. И эти самые владельцы магазинов и кафе, если не родственники, то соседи любому рэкетиру. А своих грабить как-то неудобно. Вот и ориентируются сельские бандюганы больше не на местных предпринимателей, а на приезжих. Например, на водителей-частников, имеющих в общем-то неплохую прибыль с перевозки туристов (арендовать «ПАЗик» для поездки из Барнаула в Тюнгур, это примерно 750 км, будет стоить вам около 9-10 тысяч рублей).
Водители - идеальные «жертвы». В милицию они не обращаются. Дорога в горах действительно опасная, и мало ли машин под перевалами лежит. Одной больше, одной меньше:. Да и времени на разбирательство у шоферов обычно нет. К тому же в сельской глуши всегда действует закон круговой поруки. Какой участковый своих односельчан под суд отдаст? Водитель, он сегодня приехал, завтра уехал, а ему здесь жить. На частниках в республике зарабатывают не только местные отморозки. В том же злополучном Тюнгуре обосновались и братки из Бийска. Видимо, доходы оправдывают расстояние. Эти ребята действуют еще более дерзко, чувствуя себя полными хозяевами положения. С тех же шоферов-частников берут процент за провоз каждого пассажира. За неуплату этого процента («укрывательство» пассажиров) обещается куча неприятностей. Пока денег, очевидно, хватает всем. Но со временем аппетиты растут. Да и количество желающих поживиться за чужой счет скорее всего будет лишь возрастать. Тогда начнется бандитский раздел территории и сфер влияния. После этого, возможно, Горный Алтай будут называть не только «Российской Швейцарией», но и «Российской Сицилией».
Денис ДАРОВ, «»
Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ