Кого «кусают» цены. И как эти цены можно \\\"укротить\\\"

Сразу хочу предупредить: эта статья написана не для тех, кто живет в достатке. Она написана для тех, кто внимательно всматривается в ценники на товарах, и часто сокрушенно покачав головой, отходит от прилавка без покупки. Для тех, кто часто вообще покупает хлеб, молоко или суповые наборы не в магазинах, а с лотков на улице. Покупает, зная, что нередко здесь нет никаких гарантий качества, но зато товар дешевле на рубль, на два, на пятерку...
...В официальных документах таких людей именуют «малоимущими». Однако не надо думать, будто таких людей немного. Даже по явно заниженным официальным данным к малоимущим в Новосибирской области относится минимум один миллион человек. Треть от всего населения региона. На самом деле - это добрая половина...
В этой публикации мы постараемся разобраться, где, на каком этапе цена на молоко, сметану, кисломолочные продукты, мясо - на те товары, которые должны составлять основу полноценного рациона питания - становятся недоступны для половины населения Новосибирской области. И можно ли хоть как-то изменить эту ситуацию.
Сначала давайте чуть-чуть «притормозим» у уличных лотков, небольших базарчиков, о которых мы уже упомянули и которые в изобилии разбросаны но Новосибирску. Остановимся и приглядимся к ценам. Сразу оговорюсь: для того, чтобы картина предстала без погрешностей, автор смотрел на цены продукции только двух новосибирских предприятий - «молочного» акционерного общества «Альбумин» и ЗАО «Кудряшевское», обеспечивающее город мясопродуктами.
Смотрим. Литровый пакет молока «Смешная корова» - средняя цена на рынках около 10 рублей. Так сказать, «обычное молоко» (без названия) - 8,5-9 рублей за литр. Топленое молоко около восьми рублей за полулитровый пакет. Кефир «Молочная река» - около 11 рублей за литр. Полулитровый пакет ряженки стоит восемь рублей с копейками. Полукилограммовый пакет 10-процентной сметаны - рублей 13. Сметана повышенной жирности «тянет» уже за все 15. Это на самом деле рубля на два-на три дешевле, чем в магазинах.
Теперь - о мясе. Напоминаем, что речь пойдет только о продукции ЗАО «Кудряшевское», более известном в народе как Кудряшевский свинокомплекс. Свиные ноги на сомнительных базарчиках можно приобрести рублей за 25. Печень - уже за 35. Почки стоят около 28 рублей. А так сказать «традиционную» свинину - не меньше чем за 70-80 рублей. А цены на вырезку «кусаются» еще сильнее - где-то к сотне рублей за килограмм. И это тоже дешевле, чем в магазинах.
Сейчас - с наступлением рынка - ценообразование отдано «на откуп» самим владельцам и руководителям магазинов. При этом, понятно, они закладывают в цену все расходы (аренду площадей, коммунальные платежи, зарплату персонала, не забывая и про собственную прибыль). При этом слова о том, что рынок сам отрегулировал цены, правы лишь отчасти. Рынок просто как бы разделил покупателей на «категории». Малоимущие уже знают, что в дорогие супермаркеты или «респектабельные» магазины ходить им незачем. А для покупателя, который не считает каждый рубль, разница в три-четыре рубля за пакет сметаны не имеет никакого значения. Видимо, в расчете на более платежеспособных покупателей, в магазинах особенно и не церемонятся с торговыми надбавками. Минуточку - с надбавками к чему? Ну, понятно, к отпускной цене производителей и молока, и сметаны, и мясных продуктов. И когда узнаешь эти отпускные цены, то испытываешь что-то вроде шока...
Оказывается, даже «низкие» цены на базарчиках, где часто нет подобающих условий для хранения молочных и мясных продуктов, на 30-40 процентов выше отпускных. Чтобы не быть голословным, автор взял официальные прайсы отпускных цен «Альбумина» и ЗАО «Кудряшевское». Сравним?
Молоко «Смешная корова», которое на базарах стоит больше10-11 рублей за литр, «Альбумин» отпускает по 8.60. Плюс к этому предусмотрены существенные скидки, при которых литр молока будет стоить всего около семи рублей. Литровый пакет обычного молока, стоящий на улицах около девяти рублей, производители «отдают» за 6.80. Ряженка, на ценниках которой на базарах значится восемь рублей, имеет на «Альбумине» отпускную цену 6.60. 10-процентная сметана с лотков уходит за 13 рублей, а с «Альбумина» - по 10.55. Та же самая «картина» с мясными продуктами. Печень с «Кудряшевского» отпускают по 29 рублей за килограмм, на уличных лотках ее продают уже по 35. Обычная свинина от производителя отпускается рублей по 50-55, продают ее уже более чем за 70. Свиная вырезка, как мы уже сказали, «тянет» под добрую сотню, с «Кудряшевского» ее отпускают по 78 рублей. Напоминаем, что у товаропроизводитьелей предусмотрены немалые скидки, и это снижает отпускную цену процентов на 20-25. Напомним также, что в магазинах розничные цены еще дороже, чем на рынках. И существенно.
Кто-то может сказать, что подобный мониторинг цен выстроен как-то «не по-научному». Может быть. Автор и не ставил себе целью составить полную картину в этой сфере. И для него и, надеемся, для малообеспеченной категории покупателей, куда важнее общая тенденция. А что касается «научности», то как раз на прошлой неделе был опубликован строго научный отчет госкомстата «Экономическое и социальное положение Новосибирской области в январе-сентябре 2001 года». Есть в этом серьезном документе с массой таблиц и графиков соответствующий раздел «цены». Изучая его, приходишь к еще более шокирующим выводам. С привлечением огромного количества цифр статистики доказывают: рост торговых надбавок в магазинах Новосибирской области вдвое(!), а то и втрое (!!!) превышает рост цен у производителей сельхозпродукции и продуктов питания.
Скажем, мясопродукты с начала года подорожали на 26 процентов. При этом рост цен на мясные консервы составил 38 процентов, на свинину - 32 процента, на полуфабрикаты из говядины - 35, говядину 1-й категории - 28, на творог - 25-27 процентов. Однако индекс цен у производителей за те же девять месяцев нынешнего года вырос только на 14 процентов! Получается, что вся остальная составляющая в росте цен приходится исключительно на торговлю!
...Не будем повторять, что, конечно, подобный, извините за выражение, «беспредел» в ценообразовании, который складывается сейчас в торговле, прежде всего бьет именно по малоимущим...
Учитывает ли это весьма существенное обстоятельство власть, на плечах которой должна лежать помощь малоимущим? В полном объеме - скорее нет, чем да. Хотя определенные действия по снижению «торгового пресса» на малообеспеченных власти в Новосибирской области уже делают. Речь идет о так называемых ветеранских магазинах, где торговая надбавка ограничена специальными документами. Но всем известно, что ассортимент в подобных магазинах крайне скуден, да и того не хватает на всех нуждающихся.
В то же время органы социальной защиты ежегодно тратят в Новосибирской области десятки и сотни миллионов рублей на помощь малообеспеченным, находящимся за гранью прожиточного минимума. Следует сказать, что за 10 лет существования в России рыночной экономики органы соцзащиты перепробовали множество механизмов. В конце концов остановились на так называемой адресной помощи, при которой поддержка оказывается индивидуально каждому из нуждающихся.
Автор нисколько не хочет умалить усилий органов соцзащиты, но отметим, что «адресная помощь» прежде всего подразумевает рост числа чиновников в органах соцзащиты. В самом деле - составление многочисленных «реестров», списков по разным категориям нуждающихся и разным категориям помощи (субсидии на жилье, на топливо для проживающих в частном секторе и в сельской местности, на продукты питания, на теплую одежду и т. д.) - все это требует все новых и новых рабочих мест в органах соцзащиты. При этом возникают все новые и новые неудобства для самих нуждающихся. Нужно выстоять очередь и попасть к одному чиновнику, потом - к другому, дальше - к третьему. Разумеется, при этом неизбежно возникают всяческие недоразумения и обиды. Тот, кто хоть раз видел, как все это происходит, наверняка запомнил царящую при этом достаточно гнетущую атмосферу.
С точки зрения социальной справедливости немаловажно и то, что далеко не всякий из малообеспеченных обращается в органы соцзащиты. Кому-то - просто неловко это делать (чувство собственной принадлежности к малообеспеченным, да что там - давайте называть вещи своими именами! - к полунищим, может травмировать всякого человека), кто-то не в состоянии обратиться в соцзащиту физически, третьи просто не знают о подобных своих правах. В общем, «адресная помощь» охватывает далеко не всех, кто нуждается в помощи государства.
...Представители органов социальной защиты возразят: всех нуждающихся государство «охватить» все равно не сможет. И вот с этим утверждением автор категорически не согласен. И его аргументы так просты, что их просто нечем «крыть»...
Буквально каждый из малообеспеченных граждан является покупателем. Хлеб, молоко, кефир, по редким случаям мясо - покупают все. И задача в том, чтобы малоимущие просто не переплачивали лишнего. Как вы убедились, на разнице между отпускными ценами только «Альбумина» и «Кудряшевского» каждая из малообеспеченных семей может каждый месяц экономить весьма значительные суммы. Задача в том, чтобы максимально сократить путь от товаропроизводителя до потребителя. Сделать так, чтобы малоимущие не оплачивали из своего далеко не толстого кошелька ту торговую надбавку, которая «раздевает» покупателей. Как добиться этого? Ответ известен: власть должна начать сотрудничество в этом направлении с товаропроизводителями.
Признаюсь, автор не случайно взял в качестве примера цены именно «Альбумина» и ЗАО «Кудряшевское». Еще несколько лет назад «ЧС» писало о готовности этих предприятий переориентировать часть своих товарных потоков на малообеспеченных граждан. В принципе, кажется, что для любого предприятия в значительной степени безразлично, что станет делать с его продукцией оптовый покупатель. Предприятие-то с этого покупателя свою отпускную цену получило. Однако такую точку зрения может высказать только недальновидный товаропроизводитель. Невысокие цены в розничной торговле обязательно приведут к увеличению выпуска продукции. Например, тот же «Альбумин» сегодня перерабатывает 150-160 тонн молока за сутки. А его мощности позволяют перерабатывать до 500 тонн ежесуточно. Но... Правильно, на подобное количество в Новосибирске просто нет спроса. А спрос во многом «тормозит» высокая розничная цена. Отсюда и интерес и «Альбумина», и ЗАО «Кудряшевское» к социально ориентированным проектам. Не менее существенный интерес к таким проектам и у государства. В конце концов это позволит направить на другие цели те немалые средства, которые сейчас «съедает» социальная помощь малоимущим. И дело остается за тем, чтобы найти конкретные механизмы взаимодействия на этом «поле» товаропроизводителей с государством.
Автор не берется предлагать конкретные - тщательно прописанные - проекты такого взаимодействия. Думаю, что и органы социальной защиты, и товаропроизводители - пусть пока в лице «Альбумина» и «Кудряшевского» - сделают это гораздо лучше и компетентнее. Однако общий вектор таких усилий - ясен. В неком «теоретическом» плане он уже обозначен выше: устранение многочисленных посредников между товаропроизводителем и покупателями из числа малообеспеченных. Практически это может быть создание товаропроизводителями и государством (читай - органами соцзащиты) компактной и достаточно разветвленной торговой сети, в которой торговые «накрутки» сведутся к минимуму. Могут быть и иные формы взаимодействия товаропроизводителей и госструктур. Очень важно, что сами товаропроизводители сегодня готовы к активному сотрудничеству в этом направлении.
Предвижу возражение: дескать, у государства сегодня нет на такие проекты средств. Но, во-первых, никто не говорит, что подобные проекты будут осуществляться исключительно на средства госбюджета. Думаю, что те же «Альбумин» и «Кудряшевское» тоже «вложатся» в достаточно выгодные для них проекты. Ну а во-вторых, слова про отсутствие средств на аналогичные начинания - во многом от лукавого. Не забывайте, что органы социальной защиты сегодня вкладывают десятки и сотни миллионов рублей в помощь малообеспеченным. И речь идет лишь о том, чтобы сделать эту помощь и более эффективной, и более массовой.
Насколько массовой? Автор сделал элементарные расчеты и убедился, что приближение розничных цен к отпускным позволяет дополнительно обеспечить в Новосибирской области доступными продуктами питания минимум 100 тысяч человек из миллиона нуждающихся. Подчеркиваю - дополнительно и подчеркиваю - минимум. Так что у государства есть все основания сделать шаг навстречу товаропроизводителям. Не хотелось бы говорить в конце статьи достаточно банальную фразу о том, что выиграют от этого все: и государство, и экономика, и сотни тысяч малоимущих граждан. Однако - скажем. Скажем потому, что благополучие людей не может быть банальным понятием.
Андрей АРСЕНЬЕВ, «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»
Сразу хочу предупредить: эта статья написана не для тех, кто живет в достатке. Она написана для тех, кто внимательно всматривается в ценники на товарах, и часто сокрушенно покачав головой, отходит от прилавка без покупки. Для тех, кто часто вообще покупает хлеб, молоко или суповые наборы не в магазинах, а с лотков на улице. Покупает, зная, что нередко здесь нет никаких гарантий качества, но зато товар дешевле на рубль, на два, на пятерку...
...В официальных документах таких людей именуют «малоимущими». Однако не надо думать, будто таких людей немного. Даже по явно заниженным официальным данным к малоимущим в Новосибирской области относится минимум один миллион человек. Треть от всего населения региона. На самом деле - это добрая половина...
В этой публикации мы постараемся разобраться, где, на каком этапе цена на молоко, сметану, кисломолочные продукты, мясо - на те товары, которые должны составлять основу полноценного рациона питания - становятся недоступны для половины населения Новосибирской области. И можно ли хоть как-то изменить эту ситуацию.
Сначала давайте чуть-чуть «притормозим» у уличных лотков, небольших базарчиков, о которых мы уже упомянули и которые в изобилии разбросаны но Новосибирску. Остановимся и приглядимся к ценам. Сразу оговорюсь: для того, чтобы картина предстала без погрешностей, автор смотрел на цены продукции только двух новосибирских предприятий - «молочного» акционерного общества «Альбумин» и ЗАО «Кудряшевское», обеспечивающее город мясопродуктами.
Смотрим. Литровый пакет молока «Смешная корова» - средняя цена на рынках около 10 рублей. Так сказать, «обычное молоко» (без названия) - 8,5-9 рублей за литр. Топленое молоко около восьми рублей за полулитровый пакет. Кефир «Молочная река» - около 11 рублей за литр. Полулитровый пакет ряженки стоит восемь рублей с копейками. Полукилограммовый пакет 10-процентной сметаны - рублей 13. Сметана повышенной жирности «тянет» уже за все 15. Это на самом деле рубля на два-на три дешевле, чем в магазинах.
Теперь - о мясе. Напоминаем, что речь пойдет только о продукции ЗАО «Кудряшевское», более известном в народе как Кудряшевский свинокомплекс. Свиные ноги на сомнительных базарчиках можно приобрести рублей за 25. Печень - уже за 35. Почки стоят около 28 рублей. А так сказать «традиционную» свинину - не меньше чем за 70-80 рублей. А цены на вырезку «кусаются» еще сильнее - где-то к сотне рублей за килограмм. И это тоже дешевле, чем в магазинах.
Сейчас - с наступлением рынка - ценообразование отдано «на откуп» самим владельцам и руководителям магазинов. При этом, понятно, они закладывают в цену все расходы (аренду площадей, коммунальные платежи, зарплату персонала, не забывая и про собственную прибыль). При этом слова о том, что рынок сам отрегулировал цены, правы лишь отчасти. Рынок просто как бы разделил покупателей на «категории». Малоимущие уже знают, что в дорогие супермаркеты или «респектабельные» магазины ходить им незачем. А для покупателя, который не считает каждый рубль, разница в три-четыре рубля за пакет сметаны не имеет никакого значения. Видимо, в расчете на более платежеспособных покупателей, в магазинах особенно и не церемонятся с торговыми надбавками. Минуточку - с надбавками к чему? Ну, понятно, к отпускной цене производителей и молока, и сметаны, и мясных продуктов. И когда узнаешь эти отпускные цены, то испытываешь что-то вроде шока...
Оказывается, даже «низкие» цены на базарчиках, где часто нет подобающих условий для хранения молочных и мясных продуктов, на 30-40 процентов выше отпускных. Чтобы не быть голословным, автор взял официальные прайсы отпускных цен «Альбумина» и ЗАО «Кудряшевское». Сравним?
Молоко «Смешная корова», которое на базарах стоит больше10-11 рублей за литр, «Альбумин» отпускает по 8.60. Плюс к этому предусмотрены существенные скидки, при которых литр молока будет стоить всего около семи рублей. Литровый пакет обычного молока, стоящий на улицах около девяти рублей, производители «отдают» за 6.80. Ряженка, на ценниках которой на базарах значится восемь рублей, имеет на «Альбумине» отпускную цену 6.60. 10-процентная сметана с лотков уходит за 13 рублей, а с «Альбумина» - по 10.55. Та же самая «картина» с мясными продуктами. Печень с «Кудряшевского» отпускают по 29 рублей за килограмм, на уличных лотках ее продают уже по 35. Обычная свинина от производителя отпускается рублей по 50-55, продают ее уже более чем за 70. Свиная вырезка, как мы уже сказали, «тянет» под добрую сотню, с «Кудряшевского» ее отпускают по 78 рублей. Напоминаем, что у товаропроизводитьелей предусмотрены немалые скидки, и это снижает отпускную цену процентов на 20-25. Напомним также, что в магазинах розничные цены еще дороже, чем на рынках. И существенно.
Кто-то может сказать, что подобный мониторинг цен выстроен как-то «не по-научному». Может быть. Автор и не ставил себе целью составить полную картину в этой сфере. И для него и, надеемся, для малообеспеченной категории покупателей, куда важнее общая тенденция. А что касается «научности», то как раз на прошлой неделе был опубликован строго научный отчет госкомстата «Экономическое и социальное положение Новосибирской области в январе-сентябре 2001 года». Есть в этом серьезном документе с массой таблиц и графиков соответствующий раздел «цены». Изучая его, приходишь к еще более шокирующим выводам. С привлечением огромного количества цифр статистики доказывают: рост торговых надбавок в магазинах Новосибирской области вдвое(!), а то и втрое (!!!) превышает рост цен у производителей сельхозпродукции и продуктов питания.
Скажем, мясопродукты с начала года подорожали на 26 процентов. При этом рост цен на мясные консервы составил 38 процентов, на свинину - 32 процента, на полуфабрикаты из говядины - 35, говядину 1-й категории - 28, на творог - 25-27 процентов. Однако индекс цен у производителей за те же девять месяцев нынешнего года вырос только на 14 процентов! Получается, что вся остальная составляющая в росте цен приходится исключительно на торговлю!
...Не будем повторять, что, конечно, подобный, извините за выражение, «беспредел» в ценообразовании, который складывается сейчас в торговле, прежде всего бьет именно по малоимущим...
Учитывает ли это весьма существенное обстоятельство власть, на плечах которой должна лежать помощь малоимущим? В полном объеме - скорее нет, чем да. Хотя определенные действия по снижению «торгового пресса» на малообеспеченных власти в Новосибирской области уже делают. Речь идет о так называемых ветеранских магазинах, где торговая надбавка ограничена специальными документами. Но всем известно, что ассортимент в подобных магазинах крайне скуден, да и того не хватает на всех нуждающихся.
В то же время органы социальной защиты ежегодно тратят в Новосибирской области десятки и сотни миллионов рублей на помощь малообеспеченным, находящимся за гранью прожиточного минимума. Следует сказать, что за 10 лет существования в России рыночной экономики органы соцзащиты перепробовали множество механизмов. В конце концов остановились на так называемой адресной помощи, при которой поддержка оказывается индивидуально каждому из нуждающихся.
Автор нисколько не хочет умалить усилий органов соцзащиты, но отметим, что «адресная помощь» прежде всего подразумевает рост числа чиновников в органах соцзащиты. В самом деле - составление многочисленных «реестров», списков по разным категориям нуждающихся и разным категориям помощи (субсидии на жилье, на топливо для проживающих в частном секторе и в сельской местности, на продукты питания, на теплую одежду и т. д.) - все это требует все новых и новых рабочих мест в органах соцзащиты. При этом возникают все новые и новые неудобства для самих нуждающихся. Нужно выстоять очередь и попасть к одному чиновнику, потом - к другому, дальше - к третьему. Разумеется, при этом неизбежно возникают всяческие недоразумения и обиды. Тот, кто хоть раз видел, как все это происходит, наверняка запомнил царящую при этом достаточно гнетущую атмосферу.
С точки зрения социальной справедливости немаловажно и то, что далеко не всякий из малообеспеченных обращается в органы соцзащиты. Кому-то - просто неловко это делать (чувство собственной принадлежности к малообеспеченным, да что там - давайте называть вещи своими именами! - к полунищим, может травмировать всякого человека), кто-то не в состоянии обратиться в соцзащиту физически, третьи просто не знают о подобных своих правах. В общем, «адресная помощь» охватывает далеко не всех, кто нуждается в помощи государства.
...Представители органов социальной защиты возразят: всех нуждающихся государство «охватить» все равно не сможет. И вот с этим утверждением автор категорически не согласен. И его аргументы так просты, что их просто нечем «крыть»...
Буквально каждый из малообеспеченных граждан является покупателем. Хлеб, молоко, кефир, по редким случаям мясо - покупают все. И задача в том, чтобы малоимущие просто не переплачивали лишнего. Как вы убедились, на разнице между отпускными ценами только «Альбумина» и «Кудряшевского» каждая из малообеспеченных семей может каждый месяц экономить весьма значительные суммы. Задача в том, чтобы максимально сократить путь от товаропроизводителя до потребителя. Сделать так, чтобы малоимущие не оплачивали из своего далеко не толстого кошелька ту торговую надбавку, которая «раздевает» покупателей. Как добиться этого? Ответ известен: власть должна начать сотрудничество в этом направлении с товаропроизводителями.
Признаюсь, автор не случайно взял в качестве примера цены именно «Альбумина» и ЗАО «Кудряшевское». Еще несколько лет назад «» писало о готовности этих предприятий переориентировать часть своих товарных потоков на малообеспеченных граждан. В принципе, кажется, что для любого предприятия в значительной степени безразлично, что станет делать с его продукцией оптовый покупатель. Предприятие-то с этого покупателя свою отпускную цену получило. Однако такую точку зрения может высказать только недальновидный товаропроизводитель. Невысокие цены в розничной торговле обязательно приведут к увеличению выпуска продукции. Например, тот же «Альбумин» сегодня перерабатывает 150-160 тонн молока за сутки. А его мощности позволяют перерабатывать до 500 тонн ежесуточно. Но... Правильно, на подобное количество в Новосибирске просто нет спроса. А спрос во многом «тормозит» высокая розничная цена. Отсюда и интерес и «Альбумина», и ЗАО «Кудряшевское» к социально ориентированным проектам. Не менее существенный интерес к таким проектам и у государства. В конце концов это позволит направить на другие цели те немалые средства, которые сейчас «съедает» социальная помощь малоимущим. И дело остается за тем, чтобы найти конкретные механизмы взаимодействия на этом «поле» товаропроизводителей с государством.
Автор не берется предлагать конкретные - тщательно прописанные - проекты такого взаимодействия. Думаю, что и органы социальной защиты, и товаропроизводители - пусть пока в лице «Альбумина» и «Кудряшевского» - сделают это гораздо лучше и компетентнее. Однако общий вектор таких усилий - ясен. В неком «теоретическом» плане он уже обозначен выше: устранение многочисленных посредников между товаропроизводителем и покупателями из числа малообеспеченных. Практически это может быть создание товаропроизводителями и государством (читай - органами соцзащиты) компактной и достаточно разветвленной торговой сети, в которой торговые «накрутки» сведутся к минимуму. Могут быть и иные формы взаимодействия товаропроизводителей и госструктур. Очень важно, что сами товаропроизводители сегодня готовы к активному сотрудничеству в этом направлении.
Предвижу возражение: дескать, у государства сегодня нет на такие проекты средств. Но, во-первых, никто не говорит, что подобные проекты будут осуществляться исключительно на средства госбюджета. Думаю, что те же «Альбумин» и «Кудряшевское» тоже «вложатся» в достаточно выгодные для них проекты. Ну а во-вторых, слова про отсутствие средств на аналогичные начинания - во многом от лукавого. Не забывайте, что органы социальной защиты сегодня вкладывают десятки и сотни миллионов рублей в помощь малообеспеченным. И речь идет лишь о том, чтобы сделать эту помощь и более эффективной, и более массовой.
Насколько массовой? Автор сделал элементарные расчеты и убедился, что приближение розничных цен к отпускным позволяет дополнительно обеспечить в Новосибирской области доступными продуктами питания минимум 100 тысяч человек из миллиона нуждающихся. Подчеркиваю - дополнительно и подчеркиваю - минимум. Так что у государства есть все основания сделать шаг навстречу товаропроизводителям. Не хотелось бы говорить в конце статьи достаточно банальную фразу о том, что выиграют от этого все: и государство, и экономика, и сотни тысяч малоимущих граждан. Однако - скажем. Скажем потому, что благополучие людей не может быть банальным понятием.
Андрей АРСЕНЬЕВ, «»
Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ