Вмененный грабеж, или Возвращаемся к очередям у «бензоколонок»?

Отношения между автовладельцами (особенно частниками) и владельцами «бензоколонок» нельзя назвать простыми. Любое повышение цен на горючее первые всегда воспринимали как «откровенный грабеж» со стороны вторых. Однако есть мнение, что «грабежом» как собственников авто, так и хозяев АЗС занимаются наши областные и городские законодатели. Причем это обвинение отнюдь не голословно
Вернемся в 1998 год. Проблемы мелкого бизнеса, загнавшие предпринимателей в тень, стали темой для обсуждения в Государственной думе. 16 июля 1998 г. Думой принимается новый рамочный закон, кардинально меняющий подход к мелкому и среднему бизнесу. Это закон «О едином вмененном налоге на отдельные виды деятельности». Цель - вывести мелкий и средний бизнес из тени, предложив приемлемую для него ставку налога - 20% от дохода. На основании этого закона субъекты Федерации разрабатывают свои местные законы, учитывая специфику рыночных отношений в каждом отдельном регионе. Заметим, что в перечне деятельности, подпадающем под действие данного закона, реализация ГСМ через стационарные АЗС появляется в Федеральном законе только 13 июля 2001 г. Наш же областной Совет реализацию ГСМ обложил вмененным налогом 15 ноября 1999 г, определив базовую доходность на один пистолет (заметим, не на АЗС, а пистолет) 59 570 рублей в месяц. Это столько должен, по мнению депутатов, приносить дохода хозяевам АЗС каждый пистолет в виде разницы между ценой продажи и ценой приобретения бензина, после выплаты зарплаты и покрытия всех затрат по доставке, хранению и реализации топлива. Как подсчитали барыши бензинщиков, наши законотворцы никого посвящать не стали. Судя по последующим событиям, подсчетами они себя не очень-то и утруждали, а иначе чем можно объяснить поднятие налогов в течение года почти в два с половиной раза. А впрочем, давайте все по порядку.
То, что денег в местном бюджете нет - это давно ни для кого не новость. То, что сколько их в этот бюджет ни попадет, все равно не хватит - это тоже ни для кого не секрет. Тем не менее задача по их поиску менее актуальной от этого не стала. Где же их взять, как не у этих «бензинщиков»? Подумали и решили увеличить базовую доходность с 1 января 2001 г. на 17,5%, до
70 000 руб. на один пистолет (опять-таки не предъявив расчетов). При этом очень «удачно» выбрали время - с 1 января, когда впору вообще отменять все налоги - реализация падает практически до нуля и только к середине месяца, когда заканчиваются все праздники, поднимается до уровня в 60-70% от среднегодовой нормы. Объяснено это было тем, что якобы ранее не была учтена инфляция. Ну, бог с ним. Борясь за каждого покупателя, бензинщики даже цены снизили в среднем на 5%. Кстати, так они и остались по сегодняшний день.
Вдохновленные достигнутыми результатами (налоги растут, цены падают - парадокс, но факт) законотворцы решили пойти дальше. Вместо того чтобы уменьшить налог заправкам, находящимся в отдаленных районах, где реализация несколько ниже, чем на оживленных магистралях, наш новый горсовет взял и увеличил с 1 октября 2001 г вмененный доход на 50%(да, да, не на 5, не на 10, а именно на 50) для АЗС, «находящихся на магистралях и в радиусе 250 метров от них». А поскольку перечень «магистралей» составлялся непосредственно по признаку, есть на данной улице заправка или нет, то «неохваченных» данной поправкой в законе АЗС практически не осталось, а на всякий случай, чтобы вообще ни про кого не забыть, дописали - «и 250 метров в обе стороны от осевой», таким образом «добив» тех, кто прятался по углам.
Как говорится - аппетит приходит во время еды, особенно когда ест кто-то другой. Раззадоренные прекрасным аппетитом горсовета, областные депутаты напоследок перед своим уходом(2 декабря - очередные выборы в облсовет) решили - ну уж если не съесть, так хоть понадкусать и подняли планку еще на 40% с 1 января 2002 г., наступив очередной раз на многоразовые грабли, со ссылкой на то, что в базовой доходности, рассчитанной по состоянию на
1999 г.,. не учтены де инфляционные процессы, скромно «забыв» при этом, что в начале 2001 г. уже поднял вмененный доход под этим предлогом на 17,5%. Но, извините, ведь цены на бензин, сдерживаемые государством для уменьшения все той же инфляции, не увеличились! В прошлом году цена одного литра А-92 составляла 8,90, а сегодня 8,30. А базовая доходность с первоначальной 59 570 рублей в 2000 г. увеличилась до 147 000 рублей на один пистолет в 2002 г., т. е. в 2,5 раза. Только следует напомнить, что это со среднестатистического пистолета, а что бы перейти к фактическому, то эту цифру, например по 80-му бензину, нужно увеличить в полтора раза, а по 92 - уже в 1,8 раза, а это уже соответственно 220,5 и 265,5 тысяч рублей.
Возьмем обыкновенную, так называемую контейнерную заправочную станцию, где всего три пистолета - по одному на каждый продукт - А-92, А-80 и дизель. Можете сами сделать арифметические расчеты со всеми названными «накрутками». И у вас получится, что для выплаты положенного вмененного налога владельцу такой заправки придется не просто отдать все, что заработал, но еще и своих добавить. Не то что такого дохода - там и вала такого ни кому не снилось. Нужно просто торговать ворованным бензином, чтобы заплатить такие налоги!
Попробуйте угадать с трех раз - что будут в такой ситуации делать владельцы автозаправок? Самоотверженно сдерживать цены на топливо (черт с ней, с прибылью, будем работать не наживы ради, а дабы не отвыкнуть), попытаются срезать еще часть оставшихся пистолетов (пусть в очередях стоят, новое - это хорошо забытое старое), закроют заправки (не торговать же себе в убыток) или предложат заплатить владельцам авто на рубль-другой дороже за каждый литр топлива, как это уже не раз было?
Не знаю, возможно, это наши власти делают для того, чтобы разом «вычеркнуть» мелкие «бензоколонки»? Только таким образом сделать это вряд ли удастся. И мелкие, и крупные «заправки» найдут способ, чтобы снизить до минимума вмененный налог. Вспомните о топливораздаточных пистолетах. Зачем их держать по 12-15 штук? Срезать до двух и наплевать, что опять у «бензоколонок» появятся огромные очереди желающих заправить свои машины водителей. Так ведь было до 1995 года... Ну а самыми непредсказуемыми последствиями грозит очередное повышение цен на бензин. Нереальные налоги, которыми областные и городские власти хотят обложить заправки, естественно, заставят их поднять отпускную стоимость своего товара. И кто же от этого выгадает? Бюджет? Вряд ли. Кто посчитал, во сколько выльются дополнительные затраты этого самого бюджета на приобретение топлива у тех же заправок по новым ценам? Бюджетные организации являются самым крупным покупателем топлива (по некоторым оценкам более 30% от общего количества). Нефтепродукты - товар специфический. Всякое изменение в его стоимости незамедлительно влечет за собой изменения в ценообразовании во всех без исключения областях. Потому что в цену любого товара включаются транспортные расходы.
На чужих ошибках учится умный, а на своих - все знают кто с детства. Пример Краснодарского края и Воронежской области, где на протяжении уже целого года лихорадит топливный рынок, к сожалению ничему не научил наших доморощенных законодателей. Очень страшно, когда законы пишут дилетанты. Это как обезьяна с гранатой. Страшно то, что заложниками у этой обезьяны все мы.
Борис ВИКТОРОВ, «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»
Отношения между автовладельцами (особенно частниками) и владельцами «бензоколонок» нельзя назвать простыми. Любое повышение цен на горючее первые всегда воспринимали как «откровенный грабеж» со стороны вторых. Однако есть мнение, что «грабежом» как собственников авто, так и хозяев АЗС занимаются наши областные и городские законодатели. Причем это обвинение отнюдь не голословно
Вернемся в 1998 год. Проблемы мелкого бизнеса, загнавшие предпринимателей в тень, стали темой для обсуждения в Государственной думе. 16 июля 1998 г. Думой принимается новый рамочный закон, кардинально меняющий подход к мелкому и среднему бизнесу. Это закон «О едином вмененном налоге на отдельные виды деятельности». Цель - вывести мелкий и средний бизнес из тени, предложив приемлемую для него ставку налога - 20% от дохода. На основании этого закона субъекты Федерации разрабатывают свои местные законы, учитывая специфику рыночных отношений в каждом отдельном регионе. Заметим, что в перечне деятельности, подпадающем под действие данного закона, реализация ГСМ через стационарные АЗС появляется в Федеральном законе только 13 июля 2001 г. Наш же областной Совет реализацию ГСМ обложил вмененным налогом 15 ноября 1999 г, определив базовую доходность на один пистолет (заметим, не на АЗС, а пистолет) 59 570 рублей в месяц. Это столько должен, по мнению депутатов, приносить дохода хозяевам АЗС каждый пистолет в виде разницы между ценой продажи и ценой приобретения бензина, после выплаты зарплаты и покрытия всех затрат по доставке, хранению и реализации топлива. Как подсчитали барыши бензинщиков, наши законотворцы никого посвящать не стали. Судя по последующим событиям, подсчетами они себя не очень-то и утруждали, а иначе чем можно объяснить поднятие налогов в течение года почти в два с половиной раза. А впрочем, давайте все по порядку.
То, что денег в местном бюджете нет - это давно ни для кого не новость. То, что сколько их в этот бюджет ни попадет, все равно не хватит - это тоже ни для кого не секрет. Тем не менее задача по их поиску менее актуальной от этого не стала. Где же их взять, как не у этих «бензинщиков»? Подумали и решили увеличить базовую доходность с 1 января 2001 г. на 17,5%, до
70 000 руб. на один пистолет (опять-таки не предъявив расчетов). При этом очень «удачно» выбрали время - с 1 января, когда впору вообще отменять все налоги - реализация падает практически до нуля и только к середине месяца, когда заканчиваются все праздники, поднимается до уровня в 60-70% от среднегодовой нормы. Объяснено это было тем, что якобы ранее не была учтена инфляция. Ну, бог с ним. Борясь за каждого покупателя, бензинщики даже цены снизили в среднем на 5%. Кстати, так они и остались по сегодняшний день.
Вдохновленные достигнутыми результатами (налоги растут, цены падают - парадокс, но факт) законотворцы решили пойти дальше. Вместо того чтобы уменьшить налог заправкам, находящимся в отдаленных районах, где реализация несколько ниже, чем на оживленных магистралях, наш новый горсовет взял и увеличил с 1 октября 2001 г вмененный доход на 50%(да, да, не на 5, не на 10, а именно на 50) для АЗС, «находящихся на магистралях и в радиусе 250 метров от них». А поскольку перечень «магистралей» составлялся непосредственно по признаку, есть на данной улице заправка или нет, то «неохваченных» данной поправкой в законе АЗС практически не осталось, а на всякий случай, чтобы вообще ни про кого не забыть, дописали - «и 250 метров в обе стороны от осевой», таким образом «добив» тех, кто прятался по углам.
Как говорится - аппетит приходит во время еды, особенно когда ест кто-то другой. Раззадоренные прекрасным аппетитом горсовета, областные депутаты напоследок перед своим уходом(2 декабря - очередные выборы в облсовет) решили - ну уж если не съесть, так хоть понадкусать и подняли планку еще на 40% с 1 января 2002 г., наступив очередной раз на многоразовые грабли, со ссылкой на то, что в базовой доходности, рассчитанной по состоянию на
1999 г.,. не учтены де инфляционные процессы, скромно «забыв» при этом, что в начале 2001 г. уже поднял вмененный доход под этим предлогом на 17,5%. Но, извините, ведь цены на бензин, сдерживаемые государством для уменьшения все той же инфляции, не увеличились! В прошлом году цена одного литра А-92 составляла 8,90, а сегодня 8,30. А базовая доходность с первоначальной 59 570 рублей в 2000 г. увеличилась до 147 000 рублей на один пистолет в 2002 г., т. е. в 2,5 раза. Только следует напомнить, что это со среднестатистического пистолета, а что бы перейти к фактическому, то эту цифру, например по 80-му бензину, нужно увеличить в полтора раза, а по 92 - уже в 1,8 раза, а это уже соответственно 220,5 и 265,5 тысяч рублей.
Возьмем обыкновенную, так называемую контейнерную заправочную станцию, где всего три пистолета - по одному на каждый продукт - А-92, А-80 и дизель. Можете сами сделать арифметические расчеты со всеми названными «накрутками». И у вас получится, что для выплаты положенного вмененного налога владельцу такой заправки придется не просто отдать все, что заработал, но еще и своих добавить. Не то что такого дохода - там и вала такого ни кому не снилось. Нужно просто торговать ворованным бензином, чтобы заплатить такие налоги!
Попробуйте угадать с трех раз - что будут в такой ситуации делать владельцы автозаправок? Самоотверженно сдерживать цены на топливо (черт с ней, с прибылью, будем работать не наживы ради, а дабы не отвыкнуть), попытаются срезать еще часть оставшихся пистолетов (пусть в очередях стоят, новое - это хорошо забытое старое), закроют заправки (не торговать же себе в убыток) или предложат заплатить владельцам авто на рубль-другой дороже за каждый литр топлива, как это уже не раз было?
Не знаю, возможно, это наши власти делают для того, чтобы разом «вычеркнуть» мелкие «бензоколонки»? Только таким образом сделать это вряд ли удастся. И мелкие, и крупные «заправки» найдут способ, чтобы снизить до минимума вмененный налог. Вспомните о топливораздаточных пистолетах. Зачем их держать по 12-15 штук? Срезать до двух и наплевать, что опять у «бензоколонок» появятся огромные очереди желающих заправить свои машины водителей. Так ведь было до 1995 года... Ну а самыми непредсказуемыми последствиями грозит очередное повышение цен на бензин. Нереальные налоги, которыми областные и городские власти хотят обложить заправки, естественно, заставят их поднять отпускную стоимость своего товара. И кто же от этого выгадает? Бюджет? Вряд ли. Кто посчитал, во сколько выльются дополнительные затраты этого самого бюджета на приобретение топлива у тех же заправок по новым ценам? Бюджетные организации являются самым крупным покупателем топлива (по некоторым оценкам более 30% от общего количества). Нефтепродукты - товар специфический. Всякое изменение в его стоимости незамедлительно влечет за собой изменения в ценообразовании во всех без исключения областях. Потому что в цену любого товара включаются транспортные расходы.
На чужих ошибках учится умный, а на своих - все знают кто с детства. Пример Краснодарского края и Воронежской области, где на протяжении уже целого года лихорадит топливный рынок, к сожалению ничему не научил наших доморощенных законодателей. Очень страшно, когда законы пишут дилетанты. Это как обезьяна с гранатой. Страшно то, что заложниками у этой обезьяны все мы.
Борис ВИКТОРОВ, «»
Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ