Точность ХХI века


ЗАО «Алтайский завод прецизионных изделий» в ноябре 2001 года исполнилось 10 лет. На вопросы корреспондента «» отвечает председатель правления ЗАО «АЗПИ» Виктор Герман

- Виктор Адольфович, десять лет назад ваш завод был цехом Алтайского моторного завода, уже тогда приходилось писать о проблемах цеха прецизионных изделий, о не : высоком, скажем так, качестве продукции, слабой технической базе и т.д. и т.п. Сегодня ваш завод - один из лидеров машиностроения в России. За счет чего удалось не только выжить, но и шагнуть вперед?
- Десять лет назад эту проблему мы для себя формулировали иначе: либо сделаем не просто шаг - рывок вперед, либо вообще не выживем. В цехе тогда работало более 900 человек, и судьба каждого из них прямо зависела от того, решим мы эту задачу или нет. Объемы дизелестроения тогда резко сокращались, в России и ближнем зарубежье действовало несколько аналогичных предприятий, которые могли легко «закрыть» потребность заводов в нашей продукции: распылители и форсунки для дизелей. Не вдаваясь в технические детали, скажу, что основным требованием к топливовпрыскивающей аппаратуре является ее сверхвысокая точность, которая определяется в долях микрона. А тогда, в 1991 году, наш цех действительно не отличался высоким качеством массовой продукции. Нельзя сказать, что гнали брак, но и хвастаться было особо нечем. И потому либо - либо: либо мы обгоняем наших конкурентов, либо они нас хоронят. Мы были шестыми в Союзе - и по списку, и по технической базе. И начали мы с естественной основы нашего производства - технологического оборудования. А досталось оно нам изношенным и физически, и морально.
Выхода не было - мы начали делать для себя станки собственными силами. В сущности, было освоено производство особо точных станков на собственной базе. Особенность в том, что мы должны были сделать станки еще более точные, чем наша основная продукция - прыгнуть выше головы. И мы это сделали. Иногда покупали на аналогичных предприятиях разукомплектованные импортные станки, которые закупило государство, а на заводе их использовать не смогли или не захотели, постепенно растащили на запчасти. Вот эти остовы мы и покупали, доводили их до того уровня возможностей, который заложен был в них первоначально, и даже повышали их качественные возможности в два-три раза, и одновременно осваивали принципы, на которых они были основаны. Так у нас появились станки с ЧПУ, и наладчики, которые научились на них работать. Появились целые технологические линии, которые уже не уступали по своим возможностям лучшим мировым образцам. Сейчас у нас есть обрабатывающие центры, которые уже превышают по своим возможностям лучшие мировые образцы.
- Но ведь все это требовало немалых затрат?
- Затраты были прежде всего интеллектуальными. Специалисты понимали, что речь идет не просто о получении зарплаты, а о том, чтобы не оказаться продавцом на базаре. Это понимал буквально каждый рабочий. Вот этот главный капитал - свои знания, свой опыт, свои руки - мы и вложили в производство. И добились успеха. Замечу попутно, что в Советском Союзе проблемой создания высокоточных станков занималось несколько НИИ и специализированных предприятий разных министерств, вложены были гигантские деньги, а результата так и не было - покупали станки за рубежом.
- Если говорить о ваших результатах в самых общих чертах?
- На заводе сейчас работает около 1500 человек, мы не только сохранили рабочие места, но и создали новые. Организованы группы электронщиков, точной механики - уровень и специалистов, и наладчиков неизмеримо вырос. Профессионалов высшей квалификации сейчас более 500 человек, 278 рабочих имеют среднее техническое образование. Освоена полная номенклатура распылителей и форсунок для всех типов российских дизелей: автомобильных, тракторных, комбайновых и тому подобное. Только для фирм США выпускаем более 40 моделей распылителей. Еще в 1992 году начались наши партнерские отношения с американской фирмой «AMBAC International» - для нее мы уже с 1994 года регулярно поставляем малогабаритные распылители. Несколько крупных партий специальных дизельных форсунок было поставлено по заказу другой американской фирмы «Hercules Engines Co». Наша продукция пользуется хорошим спросом в Китае, Иордании, Египте. Но основной потребитель - это, конечно же, предприятия России. Практически мы работаем со всеми моторостроителями: «Алтайдизель», «Минский моторный завод», АМО ЗИЛ, «КамАЗ», «Заволжский моторный завод», «Рыбинские моторы», «Барнаултрансмаш» и другими. С некоторых заводов мы даже вытеснили их традиционных поставщиков. Рынок есть рынок. Мы его законы освоили на себе и потому понимаем, что «отдыхать» нельзя ни один день, чуть-чуть зазевался и отстанешь. А потому у нас постоянно идет не только освоение новой продукции, но и новых самых современных технологий. А это, в свою очередь, позволяет выпускать массовую продукцию с самой высокой точностью исполнения. Может показаться, что эти две задачи как бы исключают друг друга: либо мало, но сверхточных, либо сотни тысяч штук, но уже с другими допусками. Так вот - решая задачу качества, мы одновременно решили и проблему количества. Когда решена проблема качества на любой операции, количество штук уже не имеет значения.
Обычных распылителей с диаметром иглы 5 и 6 мм мы выпускаем сегодня более 1,5 миллиона штук в год, малогабаритных распылителей - более 100 тысяч и форсунок всех моделей - более 400 тысяч штук.
- Раз уж речь зашла об изделиях, не избежать технологической темы - в чем ваши «изюминки»?
- Сегодня главная особенность производства основной продукции - распылителей и форсунок - применение оригинальной прецизионной электроэрозионной обработки с окончательной отделкой на специальных высокоточных станках. Эту технологию мы разрабатывали совместно с рядом станкостроительных организаций, НИИ и заводов - она предусматривает широкое использование электроэрозионных, гидроимпульсных, ультразвуковых и лазерных методов обработки. Кроме того каждый этап обработки характеризуется участием в нем высокоточных приборов контроля, для этого у нас создана лаборатория точных измерений. Все это вместе взятое - высокоточное оборудование, современные технологии и соответствующий персонал - позволило нам выйти на стандарты качества «Евро-2» - «Евро-4», которые сейчас являются наивысшими в мире.
- Кстати, о стандартах качества - ваша продукция уже неоднократно награждалась различными медалями и наградами, если не ошибаюсь, серия малогабаритных распылителей победила на конкурсе «Лучший Алтайский товар 1999 года»?
- Продукция завода отмечена многими наградами: в 2000 году в ходе всероссийской акции «Берем с собой в третье тысячелетие. Знак качества - ХХI век» базовый распылитель был удостоен Золотой медали. Сейчас у нас уже четыре таких Золотых знака и один Платиновый, высший знак этой акции. В марте 2001 года заводу во Франкфурте вручен Золотой приз за качество продукции «Марка Европы» международной организации Business Initiative Directions. И победили в конкурсе «100 лучших предприятий и организаций России» в номинации промышленность. Получен в Париже международный приз Enterprise-2001, приз Золотой стандарт. Это приятно, но все-таки не самое главное - главное, что наш коллектив прочно стоит на ногах и уверенно смотрит в будущее. Наша продукция востребована в Сибири, в России, во многих странах за рубежом.
Виталий МАРЧУК, «»

Адрес ЗАО «АЗПИ»: г. Барнаул, а/я 368, пр. Космонавтов,8.
Факс: (3852) 75-29-88, 75-28-73;
Телефоны: (3852) 33-81-54, 33-83-82;
E-MAIL: azpi@barrt.ru
Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ