Куда исчезли мощи протоиерея Евгения?

Эта история похожа на легенду. Во всяком случае, несмотря на то, что прошло уже много лет, узнать всю правду до сих пор никто не смог. Правда же состоит в том, что в конце 50-х - начале 60-х годов в Новокузнецке при копке погреба были найдены мощи священника храма Божьей Матери Одигитрии Евгения Тюменцева. Распорядиться ими в то время так, как подобает, никто не догадался, и куда они после этого исчезли, неизвестно. А между тем жизнь этого человека целиком была отдана Богу и неудивительно, что даже через 70 лет после смерти его тело прекрасно сохранилось. Вот что рассказала об этом историк-архивовед Альбина Шадрина, которая длительное время собирает материалы о православной церкви Кузнецкого края
Евгений Тюменцев - кузнецкий священник
Священник Евгений Тюменцев оказался в Кузнецком крае не сразу. Он окончил Тобольскую духовную семинарию, которая в то время считалась одним из самых авторитетных православных учебных заведений. Здесь в основном учились те, у кого деды и прадеды были священнослужители. Но феномен священника Тюменцева заключался в том, что он вышел из семинарии, имея первый разряд, который считался высшим. Для тогдашнего времени это был случай уникальный.
Евгений Тюменцев знал несколько языков, в том числе древнееврейский, латинский и греческий. Его направили в один из округов Алтайского края, где не хватало священнослужителей, но через три месяца, в 1852 году, он попросился в храм Божьей Матери Одигитрии в Кузнецке, где тоже не было священников. Этому поспособствовал и его тесть, благочинный настоятель Спасо-Преображенского собора Павел Стабников, на дочери которого был женат Тюменцев.
Тогда Евгению Тюменцеву было около 23 лет, и он был самый молодой священник в Одигитриевской церкви. По тому времени это был высокообразованный и духовно богатый человек, причем для Кузнецка он был явлением уникальным. Это заключалось и в том, как он подходил к выполнению обязанностей священнослужителя. Характеристика Евгения Тюменцева, которую дал ему его тесть, говорит сама за себя: «Трезв, скромен, кроток». Даже в то время не каждый мог подойти под такие категории.
Духовная жизнь священника Тюменцева целиком была посвящена служению пастве. В 1884 году в жаркий июньский день он уехал в соседнюю деревню. Там еще не было храма, который он заложил в конце жизни, не было часовен и молитвенных домов, строительством которых он и занимался всю свою жизнь. Была только одна часовня, где он и проводил молитвы и службу. Вернувшись в Кузнецк он обнаружил, что половина города сгорела от сильнейшего пожара, причем сгорел и его дом полностью, и у него ничего не осталось. По всей Томской губернии тогда были собраны средства для погорельцев и в том числе для священников.
Все свои обязанности он выполнял с большим почтением, и это подтверждают епископы, совершавшие инспекционные поездки по храмам Томской губернии. Его высоко ценил епископ Томский Платон за то, что отец Евгений был одним из немногих, составлявший проповеди собственного сочинения.
Но кроме этого у Евгения Тюменцева были и свои увлечения. В архивах сохранились сведения о том, что он был членом-корреспондентом Императорского Санкт-Петербургского ботанического сада. О том, каким садоводом-любителем был отец Евгений, говорит хотя бы тот факт, что его усадьба, украшенная различными цветами, славилась на всю округу.
Но самым интересным эпизодом жизни протоиерея Евгения Тюменцева стала встреча с Федором Михайловичем Достоевским. Так получилось, что великий русский писатель трижды побывал в Кузнецке и каждый раз общался со священником.
Встречи с Достоевским
Пребывание Достоевского в Кузнецке нельзя назвать длительным. Первый раз он пробыл два дня, второй - пять дней, и последний приезд продлился примерно две недели.
О том, как произошло первое знакомство писателя, описывается в книге историка-архивоведа Альбины Шадриной «22 дня из жизни Ф.М. Достоевского»: «Личное знакомство Ф.М. Достоевского с о. Евгением произошло в ноябре 1856 года, когда он получил согласие на брак от Марии Дмитриевны, и в приходской церкви следовало выяснить о необходимых для венчания документах, возможных его сроках. В третий приезд (январь-февраль1857 года) Федора Михайловича знакомство закрепилось венчанием, присутствием на свадьбе, домашними визитами».
Тогда отцу Евгению было 28-29 лет, но Достоевский сразу же выделил его среди всех знакомых кузнечан. Образ мышления и духовно-нравственный мир священника произвели на писателя впечатление. Духовный мир провинциального священника был далеко не провинциальным, и Достоевский это понял. Позже воспоминания
Ф. М. Достоевского о Кузнецке прежде всего ассоциировались с образом отца Евгения, что подтверждается его же письмом: «:Брак их совершен мною. Через неделю после венчания уехали они в Семипалатинск, а оттуда в Санкт-Петербург, откуда я получил от них два письма, на которые и я отвечал».
То, что Достоевский сумел найти общий язык с Евгением Тюменцевым, можно считать нонсенсом. Ведь как было известно, писатель сдержанно относился к священнослужителям, особенно к сибирским, но, похоже, личность отца Евгения сыграла свою роль.
Было ли перезахоронение?
В 1893 году благочинный Евгений Тюменцев скончался в возрасте 65 лет. У него остались пять дочерей. По особому разрешению епископа Томского Макария он был похоронен в ограде Одигитриевской церкви с высокими почестями. Кстати, запись об этом хранится в Кемеровском архиве.
Прошло много лет. Сменилась власть в России и в конце 50-х - начале 60 годов ХХ века в Новокузнецке произошла история, заставившая вновь вспомнить о священнике Евгении Тюменцеве. По воспоминаниям старожилов было это примерно так.
Двое мужчин копали погреб в районе бывшего дома купца Муратова. На глубине около трех метров их лопаты неожиданно на что-то натыкаются. Они начинают копать еще энергичнее и в конце концов откапывают ящик, точнее, только небольшую его часть, так как сама находка судя по всему тяжелая. Она обита легким металлом. Понимая, что то, что они нашли, имеет историческую ценность, а, может быть, это даже и клад, копальщики позвонили в музей.
Краеведы, в свою очередь, не долго думая, нанимают бульдозер, и тот начинает снимать землю слой за слоем. Наконец ящик откопан, и перед глазами изумленных новокузнечан предстал прах священника. Это стало понятно сразу, так как в том месте, где должен был виден лик умершего, было вставлено специальное оконце.
Находку увозят в краеведческий музей и там :вскрывают. Выясняется, что это благочинный Евгений Тюменцев. Удивительно то, что его мощи сохранились, несмотря на то, что прошло около 70 лет. Старожилы вспоминают, что он «лежал как живой», и это даже прахом нельзя было назвать.
К сожалению, в то время с драгоценной находкой обошлись сообразно с атеистическим воспитанием. В музей повалил народ, которому было любопытно взглянуть на прах, который так сохранился. Более того, в музее за это брали деньги. Почему же время не смогло победить тело Евгения Тюменцева, никто не заинтересовался, а может быть, и интересоваться было некому.
Но самое главное, прах священника начал тлеть, так как стоял июль. То, что время не смогло сделать за несколько десятков лет в земле, оно смогло сделать за два дня в краеведческом музее. После этого краеведы стали думать, что делать дальше, и пригласили милицию. Правоохранительные органы тоже повели себя глумливо, сказав, мол: «Вы вскрыли гроб, вы с телом и разбирайтесь».
Тем не менее, прах Евгения Тюменцева был увезен новокузнецкими милиционерами в неизвестном направлении, но вот где был перезахоронен, неизвестно. Но как заявили некоторые служители Новокузнецкого Спасо-Преображенского собора, тело благочинного все же было предано земле. Однако точного места нахождения его могилы до сих пор не знает никто...
Александр Перевалов, «»
Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ