НДС при выкупе земли

Многие предприятия, выкупившие или собирающиеся выкупать землю, столкнулись с проблемой, связанной с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость (НДС). Скорее даже не с одной проблемой, а с двумя. Во-первых, согласно позиции МНС, операции по реализации земельных участков, в том числе выкупаемых в процессе приватизации земель, находящихся в государственной собственности, являются объектом обложения НДС (Письмо МНС РФ от 19.02.2003 N ВГ-9-03/40). Аргументация налоговых органов сводится к тому, что данная операция не освобождена от налогообложения в соответствии со ст. 149 НК РФ. При этом плательщиком налога является лицо, выступающее в договоре купли-продажи земли продавцом. Рассмотрим эту проблему шире. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, объектом налогообложения по НДС признается реализация товаров (работ, услуг). При этом реализацией является «передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица» (ст. 39 НК РФ). Термин «лица» определен в ст. 11 НК РФ: «лица (лицо) - организации и (или) физические лица». Таким образом, в целях налогового законодательства реализация, предполагающая переход права собственности, возможна только между лицами, которыми являются организации и физические лица. Государство и муниципальные образования не являются лицами в целях налогового законодательства. Государственная и муниципальная собственность на землю определена в ст. 16 и ст. 19 Земельного кодекса РФ. Органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют предоставление земельных участков в собственность на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции (ст. 29 ЗК РФ). Таким образом, органы власти имеют право предоставлять земельные участки в собственность, но при этом они не являются собственниками этих участков. При продаже приватизируемого имущества права и обязанности по сделке возникают у государства и муниципальных образований, а органы госвласти и органы местного самоуправления осуществляют только функции по продаже имущества (закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 N 178-ФЗ). Таким образом, передача земельного участка в процессе приватизации не является реализацией в целях налогообложения, и, следовательно, объекта обложения НДС не возникает. В ст. 146 НК РФ (подп. 3 п. 2) к операциям, которые не признаются объектом налогообложения, отнесена передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации. Почему законодатель не закрепил освобождение для приватизации земли - непонятно. Вторая проблема при приватизации - вычет уплаченного налога. Она возникает у тех, кто действовал в соответствии с требованиями налоговых органов и уплатил НДС при выкупе земли. Налоговые органы отказывают в возмещении НДС по приобретенной земле, ссылаясь на то, что земля в соответствии с п. 17 ПБУ 6/01 и п. 2 ст. 256 НК РФ не подлежит амортизации (Письмо УМНС РФ по НСО от 19.03.2003 N ТЩ-24-12.1/5586). Некоторые компоненты в составе (о них я скажу чуть позже) проявляют свое действие не сразу, а спустя несколько месяцев их регулярного употребления. Остальные исследования аналогичны первому. Все они дают какие-то общие результаты, которые по факту являются слабенькими доказательствами того, что коктейль Следовательно, стоимость приобретенного участка не переносится на стоимость операций, признаваемых объектом налогообложения, и налог, уплаченный при приобретении земли, к вычету не принимается. Очевидно, что УМНС РФ по НСО трактует НК РФ в свою пользу, строя свои доводы на том, чего в Налоговом кодексе нет. Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении основных средств, указанных в пп. 2 и 4 ст. 171 НК РФ, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств. Итак, чтобы принять уплаченный при приобретении земли НДС к вычету, необходимо: - использование земли для осуществления облагаемых налогом операций или для перепродажи; - наличие счета-фактуры; - наличие документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога; - принятие на учет основного средства. В соответствии с п. 5 ПБУ 6/01, к основным средствам относятся земельные участки. Следовательно, оснований для отказа в вычете у налоговой инспекции не имеется. Статьей 171 НК РФ не предусмотрен такой критерий при определении возможности налогового вычета, как отнесение имущества к подлежащему или не подлежащему амортизации. Другое дело, если налогоплательщик осуществляет операции как облагаемые НДС, так и необлагаемые. Но в этом случае он должен руководствоваться ст. 170 НК РФ и вести раздельный учет сумм налога. Итак, при приватизации земли помимо значительной выкупной цены налоговики «предложат» заплатить и 20% сверху в виде НДС. Для того чтобы потом принять налог к вычету, скорее всего, придется вступить в судебную тяжбу с налоговыми органами, затрачивая значительные материальные, моральные и временные ресурсы.

Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ