Дебют в Истории

Новосибирск - третий киногород мира. Сенсацию кинофестивалей в Венеции и Торонто - фильм «Возвращение» режиссера Андрея Звягинцева - первыми в России увидели именно новосибирские зрители. История о посвящении в мир взрослых, почти религиозная притча об отношениях отца и сына вызвала в зале кинотеатра им. Маяковского плавно нарастающие, классические овации. Впрочем, в Венеции автора «Возвращения» вызывали на 10 минут дольше.   Андрей Звягинцев. Фото Михаила ПЕРИКОВА «Фильм сделан так, чтобы он не казался сугубо русским», - предупредил режиссер на встрече с прессой перед премьерным показом «Возвращения». Неузнаваемое время и стертая социальность, по мнению Звягинцева, проведут зрителя напрямую к мифологии фильма, подсветят архетипы героев. Кажется, сюжет без привязки к местности немного обескуражил публику. Абсолютное и по игре актеров, и по наполненной осенним светом и водой картинке, и по таинственному музыкальному фону кино никак не обозначает родину режиссера. Зрители ждали национального героя, а встретили начинающего гения европейского кино. Только этим можно объяснить пятиминутную «краткость» аплодисментов. Несмотря на подчеркнутую камерность - четвертым героем истории, после отца и двух сыновей, можно считать воду - «разговорный» фильм буквально засасывает. Нарастающий накал повествования доходит до оглушительно взрыва в финале. Звягинцев уверяет, что столь яркие и живые диалоги он без изменений перенес из оригинального сценария Владимира Моисеенко и Александра Новотоцкого «Ты». Впрочем, для будущего фильма с рабочим названием «Отец» режиссер придумал собственный финал. Как ни странно, сценаристы не только признали право Звягинцева так радикально кроить свое произведение, но и «вписали» киношный вариант финала на место своего. «Я далек от теоретизирования. Но мне кажется, в последние годы мужская сила ушла из нашего общества - я не о силе ниже живота, а о мужском авторитете. Однако потребность в нем есть. И все же главная тема фильма - не тема отцовства, не идея грубой силы, которая вторгается в детский мир и делает все по-своему. Это не по Фрейду. Фрейд для меня менее значим, чем Юнг с его идеей вечного возвращения. Моя картина - об Отце и Сыне с большой буквы», - сообщил Звягинцев на встрече с прессой. Фестивальное, интеллигентное кино неожиданно набирает коммерческие обороты. Нет сомнения, что тертый телевизионный человек, продюсер картины Дмитрий Лесневский (REN TV) не надеялся вернуть вложенные в кино деньги. Тем не менее еще не запущенный в широкий прокат фильм себя уже окупил. На фестивале в Венеции «Возвращение» получило главный приз - «Золотого льва» - как лучшая лента Венецианского кинофестиваля, а также ряд других призов. Цена победы - $100 000 пополам с продюсером минус налоги плюс сертификат на 20 000 метров пленки Kodak. Звягинцев уверяет, что по этому сертификату он получит кинопленку прямо на «Мосфильме» - как только соберется снимать новое кино. Впрочем, теперь решиться на создание второго фильма будет непросто. «От меня ждут или шедевра, или шумного провала», - говорит Андрей Звягинцев. Для него успех «Возвращения» - подарок судьбы; второго такого может и не быть. Режиссер с искренним удивлением произносит: «Большинство съемочной группы - настоящие неофиты в кино». Но ведь обычно так и бывает с «заряженными» произведениями, способными без специальной подготовки зрителей наделать много шума, стать событием, надолго выбить публику из привычной колеи. После «Возвращения» долго не нужен яркий свет, стоит побыть в одиночестве. Композитор «Возвращения» Андрей Дергачев не знает нот. Он собирает музыку в компьютере - из сэмплов. Одаренный от бога оператор Михаил Кричман - выпускник полиграфического института, до последнего времени работавший монтажером. Продюсер и режиссер - дебютанты в кинематографе. «Сыновья» Владимир Гарин и Иван Добронравов никогда раньше не снимались в большом кино. Исполнитель роли отца лишь однажды, в 1984 году, появлялся на съемочной площадке - играл эпизодическую роль. Свой первый опыт работы в кино он считает недоразумением. Объединенные одной целью члены съемочной группы работали 40 дней без выходных. И попали в Историю. Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ