Особенности выборов в Новосибирске

«» обычно не перепечатывает публикации из других изданий. Но эта статья КАРОЛИН МАКГРЕГОР из The Moscow Times (от 28 ноября 2003 года) отражает любопытную точку зрения на процессы в Новосибирской области.  Яков Лондон не кандидат, но от его голоса зависит многое. Фото Михаила ПЕРИКОВА  В то время как атмосфера предвыборной кампании заставляет ее участников избегать дискуссий по существенным вопросам, кандидатам приходится использовать более творческие и манипулятивные приемы для того, чтобы привлечь внимание избирателей. Это справедливо для всей России, однако в Новосибирске особенно заметно. Против кандидата в Думу, которого поддерживает ЮКОС, здесь идут в ход антиолигархические лозунги, антисемитские высказывания используются для борьбы с губернатором, а спортивные матчи стали инструментами управления общественным мнением. Используемые приемы варьируются от грубых до хитроумных. Андрей Шимкив, директор Новосибирскнефтепродукта - розничного подразделения «ЮКОС-Сибнефть» - идет на выборы в качестве независимого кандидата. Ему противостоит представитель коммунистической партии. Руководитель предвыборной кампании Дмитрий Петров сетует, что «всякий раз, когда журналисты упоминают имя Шимкива, его называют бензиновым олигархом, желая связать с [его бывшим шефом] Ходорковским». Это особенно раздражает Петрова, поскольку Шимкив не является одним из главных владельцев акций. «В этом нет логики, - говорит Дмитрий Петров. - Это все равно что назвать журналиста медиамагнатом только потому, что он работает в газете». За негативным освещением его кампании, как считает Шимкив, стоят сложные взаимные обязательства между губернатором Виктором Толоконским, коммунистической партией и интересами сил, которые контролируют местные телекомпании. Согласно этим закулисным договоренностям, коммунистический кандидат в Думу получил «зеленый свет» на телевидении в обмен на то, что КПРФ не станет выдвигать своего кандидата на пост губернатора. «Губернатор тем временем ставит «под ружье» рассчитанные на массовую аудиторию газеты, которые, как правило, низкоприбыльны, что делает их зависимыми от поддержки властей», - говорит Андрей Костьянов, журналист, работающий на несколько изданий. Шимкив - не единственный кандидат, который жалуется на то, что СМИ несправедливо освещают его предвыборную кампанию. «По телевидению звучит скептицизм относительно алкоголя, который производит (так в тексте. - «КС») и продает местный водочный барон Эдуард Кожемякин, баллотирующийся в Думу от партии «Единая Россия», - говорит Игорь Решетников, пресс-секретарь новосибирского отделения партии. Он рассказывает, что местная телестанция стремится связать имя Кожемякина с мафией везде где только можно, отмечая, что оборот его фирмы вырос в четыре раза с тех пор, как Кожемякин был избран в городской Совет Новосибирска. Михаил Титов, один из пяти кандидатов на пост губернатора, которые соперничают с Толоконским, обвиняется в том, что компания, которую он основал в 1993 году, продает некачественную обувь. Титов начинал компанию как представитель КПРФ, однако затем лишился партийной поддержки, что, по мнению обозревателей, связано с договоренностью губернатора с коммунистами. На фоне ощутимой общественной поддержки атаки на ЮКОС неудивительно, что политики стараются направить недовольство избирателей против богатых бизнесменов. Но кандидат, который срывает собственные плакаты или распространяет листовки в поддержку соперника, - уже нечто неожиданное. На первый взгляд, это совершенно бессмысленно, однако если это делается должным образом, то - нет. Несколько рекламных щитов в поддержку тележурналиста, баллотирующегося в Думу, были измазаны черной краской, а часть лайтбоксов, рекламирующих депутата от СПС и его колоссальные планы по расширению сети метро, разбиты. Ходят слухи, что в обоих случаях это было делом рук сотрудников штабов самих кандидатов, а вовсе не их противников, которых в этом обвиняют. «Вандализм - это новое слово в предвыборных технологиях, - говорит местный журналист Игорь Патрушев. - Вы заставляете говорить о себе, и ваши соперники думают, что вы серьезный конкурент. Хотя, быть может, это и не так». Распространение агитационных материалов соперника может отнять у него голоса, если делается раздражающим способом. Каждый стикер, приклеенный на чью-то машину, - это как минимум один голос, отнятый у кандидата, за которого этот стикер агитирует. И чем крепче клей, тем лучше. Если совать в руки прохожим на каждом углу агитационные листовки в поддержку конкурента, это может привести к аналогичным результатам. Кандидат в губернаторы Иван Стариков жалуется на то, что игровое поле предвыборной кампании расчерчено в пользу Толоконского. Руководитель предвыборного штаба Старикова Надежда Чугайнова отмечает, что городские газеты требуют от нее предоставления рекламных материалов Старикова не менее чем за три дня до публикации, чтобы у областной администрации было время ответить на эту публикацию на другой странице. В некоторых случаях такой ответ исходит от самого Толоконского. А иногда в дело вступает некто Виктор Старков - один из кандидатов, о котором известно не так много. Старков уже участвовал в выборах, когда Толоконский обошел Старикова. Многие полагают, что он участвует в кампании только для того, чтобы запутать избирателей Старикова присутствием в бюллетене двух схожих фамилий. Глашатай местной власти - газета «Советская Сибирь» попыталась даже размыть любые различия между Стариковым и Старковым. В газете было опубликовано рекламное объявление, которое практически повторяло рекламу Старикова с незначительными изменениями. Даже на портрете Стариков выглядел похожим на Старкова. «Идея в том, чтобы запутать избирателей - кто настоящий кандидат, а кто имитация», - говорит Чугайнова. Соперники Толоконского тем временем используют похожую тактику. Кандидат Борис Миронов, представленный в избирательных документах как временно неработающий, похоже, используется как таран, для того чтобы нести в массы антисемитские лозунги против Толоконского. У Миронова нет шансов на победу, так что многие подозревают, что его финансируют какие-то бизнес-структуры, заинтересованные в смещении Толоконского. Не имея доступа к СМИ, Стариков попытался войти на встречу с широкой публикой с черного хода, однако оказался втянутым в хоккейный скандал. Пользуясь своими связями с главой Российского спорткомитета Вячеславом Фетисовым, он организовал хоккейный матч между двумя командами живых легенд - звезд, которым сейчас под 50 и 60, - на самом крупном городском стадионе. «За неделю до матча, после того как тысячи билетов были уже розданы, игра была под угрозой срыва, - говорит Стариков. - Ее мог отменить губернатор - этот шаг превратил бы его в злодея, пытающегося использовать аполитичное спортивное событие в политических целях». Планировал или нет Толоконский отменить игру, но она состоялась, и оба кандидата - Толоконский и Стариков - заявляют о том, что только выиграли от этого события. Не во всех трюках используются разные кандидаты, в некоторых они идентичны. Евгений Логинов - лицо ультранационалистической ЛДПР Владимира Жириновского - участвует во всех возможных выборах с 1993 года. Однажды он был даже избран в Думу в 1999 году. В этом году он участвует в выборах губернатора и баллотируется в Думу. Другой Евгений Логинов участвует в выборах по другому избирательному округу, также от ЛДПР. Прописанный в Москве, он был «импортирован» в Новосибирск для того, чтобы усилить позиции ЛДПР. «Нужно время, чтобы примелькаться, - говорит Петров. - Если вы клонируете самого себя, то сможете быть сразу в двух местах одновременно и встретиться с в два раза большим количеством людей. Даже если люди скажут: «Это не тот Логинов», - это все равно тема для разговоров». «Все эти уловки не будут работать вечно», - говорит редактор государственного радио «Слово» Галина Бычковская. Она вспоминает, что в 1995 году в прессе всплывала фотография дома, который, как указывалось, принадлежал местному лидеру компартии и располагался в Швейцарии. Сейчас та же фотография вынырнула опять, чтобы на этот раз стать домом действующего губернатора на Канарах. «Можно обманывать людей какое-то время, - считает Бычковская, - но в конце концов они разберутся, что к чему».Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ