Привлекательность - не в рейтинге

Заинтересованность регионов в получении международных рейтингов возрастает по мере привлечения инвестиций и увеличения активности на рынке ценных бумаг. Вместе с тем сибирские регионы не торопятся получать рейтинг кредитоспособности, который повысил бы их инвестиционную привлекательность. Корреспондент «Континента Сибирь» ОЛЬГА ЕРЕНКОВА попыталась разобраться в этой ситуации. Одним из главных инструментов оценки кредитоспособности является кредитный рейтинг, присвоенный рейтинговым агентством (РА), который подразумевает способность региона платить по долгам. Пока, по данным рейтинговых агентств, это удалось только трем регионам Сибири. В августе РА Standard & Poor's (S&P) присвоило рейтинг «ruA-» Томской области. По трактовке агентства, данный рейтинг характеризует заемщика как «обладающего умеренно высокой способностью своевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства относительно других российских заемщиков». По утверждению РА S&P, «рейтинг области ограничивается растущей концентрацией экономики, особенно зависимостью от крупнейшего налогоплательщика - нефтяной компании «Томскнефть». Перспективы диверсификации ограничиваются удаленным расположением области. Рейтинг также ограничивается сравнительно высоким уровнем расходов по обслуживанию и погашению долга и рискованной структурой долга Томской области, невысокими финансовыми показателями в российском контексте и низкой гибкостью и предсказуемостью доходов. Факторы, оказывающие позитивное влияние на уровень рейтинга, включают экономический рост в регионе, квалифицированный менеджмент и хорошую кредитную историю». Основные критерии кредитоспособности регионов (по версии РА «АК & М») - Финансовые показатели региона. - Экономические показатели региона. - Объем госдолга по отношению к доходам бюджета (определяет долговую нагрузку на бюджет и, соответственно, кредитоспособность региона - чем больше долг, тем выше риск неисполнения обязательств). - Доля собственных доходов в суммарном объеме доходов бюджета. С ростом доли финансовой помощи повышается опасность неисполнения обязательств. Кроме того, недостаток собственных доходов говорит о слабости источников формирования доходной базы региона, что приводит к росту вероятности невозврата долгов). - Дефицит бюджета (большой дефицит говорит о несоответствии уровня доходов инвестиционным потребностям региона). 1 октября 2003 года S&P повысило долгосрочный кредитный рейтинг Иркутской области с «В-» до «В» («В» - более высокая уязвимость при наличии неблагоприятных коммерческих, финансовых и экономических условий, однако в настоящее время у заемщика имеется возможность исполнения долговых обязательств в срок и в полном объеме). Кредитный аналитик S&Р Борис Копейкин подчеркнул, что повышение рейтинга основывается на росте и диверсификации экономики области, стабильном финансовом положении и уровне долга, не превышающем 15% доходов бюджета. В ноябре долгосрочный рейтинг кредитоспособности Ваа2(rus) РА «Интерфакс» получила Новосибирская область. Вaa2 означает «достаточный уровень кредитоспособности по сравнению с другими российскими заемщиками/заимствованиями. Заемщики способны выполнять финансовые обязательства в благоприятных условиях. Однако их кредитоспособность более чувствительна к негативным изменениям внешних условий». По словам заместителя губернатора Красноярского края, начальника Главного финансового управления Александра Новака, Красноярский край в настоящее время также ведет подготовку к получению кредитного рейтинга S&P. Очевидно, что заинтересованность регионов в получении международных рейтингов возрастает по мере увеличения их активности на рынке ценных бумаг. Так, председатель комитета госдолга администрации Томской области Сергей Барабанов подтвердил, что кредитный рейтинг был необходим области для дальнейших заимствований на рынке облигаций. В конце 2001 года три российских региона - Ленинградская область, республики Коми и Башкортостан - практически одновременно начали размещать облигации на ММВБ. Таким образом, спустя три года после объявления общероссийского дефолта рынок региональных облигаций вышел за пределы двух столиц. Размещения прошли успешно и показали путь для привлечения относительно «дешевых» и «длинных» денег другим регионам. Однако сегодня в СФО только облигационный заем Томской области внесен в рейтинг РА S&P. Займу в 400 млн руб. присвоен тот же рейтинг «ruA-», что и области. У облигационного займа Новосибирской области объемом в 1,5 млрд руб., выпущенного летом этого года, по словам замначальника областного департамента экономразвития Галины Ждан, рейтингов нет, и получать их пока не планируется. Денис Гусев из ТИК «ЛЭНД», впрочем, отмечает осторожное отношение инвесторов к займам Новосибирской области. По его словам, это связано с невнятной позицией субъекта Федерации в отношении погашения дефолтных облигаций: «Судьба долгов неизвестна до сих пор, а реструктуризация вызвала крайне негативное отношение банков к региону». Займы остальных субъектов Федерации также пока не имеют рейтингов. Тем не менее аналитики отмечают: невысокий рейтинг (по крайней мере, по российской шкале), сам по себе мало что решает. «При размещении и обращении на вторичном рынке мнение об эмитенте основывается на анализе состояния и перспектив роста экономики региона, сбалансированности структуры текущей задолженности и соответствия параметров займа показателям доходов и расходов, - отмечает аналитик ТИК «ЛЭНД» Денис Гусев. - В этом отношении мнения аналитиков могут отличаться от мнения рейтингового агентства». Критерии, применяемые в данном случае аналитиками, актуальны не только при размещении займов, но и рассмотрении финансовой надежности региона инвесторами или кредиторами. Типовые критерии разных компаний, как правило, принципиально не различаются (см. врезку ниже). Самыми инвестиционно привлекательными на сегодняшний день регионами СФО аналитики называют Красноярский край (7-е место по инвестиционному потенциалу регионов РФ) и Иркутскую область (16-е место). По информации ТИК «ЛЭНД», Красноярский край по большинству макроэкономических и бюджетных показателей выглядит устойчивым и надежным. За ним следуют Новосибирская и Кемеровская области. Остальные регионы меньше привлекают внимание инвесторов, так как у них ниже доходы и недостаточно развита непромышленная составляющая экономики регионов. Результаты рейтингов, впрочем, часто становятся объектом споров. Так, первый заместитель председателя исполнительного комитета МАСС Владимир Аксенов заявил «КС»: «Многие руководители регионов говорили о рейтингах РА «Эксперт»: мы отказались заплатить определенную сумму, и нам рейтинги не повысили. Поэтому рейтинги в нашей ситуации - категория условная». В целом, считает Аксенов, в России не настолько велики региональные отличия, чтобы говорить о разнице инвестиционного климата в Новосибирской, Кемеровской областях или другом регионе Сибири: «В России можно выделить только три субъекта, инвестиционный климат которых принципиально отличается от других: это Москва, имеющая массу преференций и много свободных капиталов, север Тюменской области с его огромными природными богатствами и Республики Башкортостан и Татарстан, которым оказывается колоссальная господдержка». Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ