Леонид Драчевский: «К бизнесу надо применять разные приемы»

Об основных итогах 2003 года заместителю главного редактора газеты «» МИХАИЛУ СТОЛЯРОВУ рассказывает полномочный представитель президента России в Сибирском федеральном округе ЛЕОНИД ДРАЧЕВСКИЙ.  Фото Аркадия УВАРОВА  - Леонид Вадимович, одним из главных событий уходящего года стали недавно завершившиеся выборы в Государственную думу России. Как вы оцениваете подготовку и ход выборов? - Кампания по выборам депутатов в Государственную думу России, наверное, никого не оставила равнодушным. Подготовка к выборам и процесс голосования в целом были проведены на хорошем организационном уровне. Существовали некоторые опасения относительно явки избирателей. Понятна и причина таких опасений - граждане особенно активны, когда в обществе идут кардинальные перемены, происходят социальные потрясения. Напротив, в период социально-экономической стабилизации политическая активность населения снижается. Но тем не менее явка была достаточно высокой. - На выборах президента России, в марте 2004 года, серьезной интриги не ожидается. Это может снизить активность избирателей? - Да, пожалуй, и в обеспечении явки я вижу одну из первейших задач органов государственной власти. Но эта задача в большей степени является образовательной, которая должна решаться путем разъяснения необходимости участия в жизни страны через голосование. Человеку не может быть безразлично, как живут страна, область, город, кто управляет населенным пунктом. И выборы - единственный и эффективный способ участия в управлении. Как иначе гражданин сможет выразить свое отношение к власти? Кроме того, надеюсь, популярность действующего президента и желание оказать ему поддержку станут стимулом прийти на выборы. - Не считаете ли вы, что в настоящее время формируются некий стереотип и предсказуемость губернаторских выборов, вызванные тем, что действующие губернаторы Леонид Полежаев (Омск), Виктор Толоконский (Новосибирск), Виктор Кресс (Томск) побеждают без особой борьбы? - Практика показывает, что когда не работают сами руководители, то не помогут никакие стереотипы. Итоги нынешних выборов свидетельствуют о повышении грамотности избирателей. Когда приходит время голосовать, то избиратель голосует за реальные дела. Если бы не было практических достижений в экономике, то никакие предвыборные кампании не помогли бы Виктору Крессу, Виктору Толоконскому и Леониду Полежаеву. Весной 2004 года назначены выборы губернатора Алтайского края. Александр Суриков уже показал себя в качестве грамотного руководителя - думаю, что и там тенденция получит свое подтверждение. - Какие, на ваш взгляд, основные тенденции проявились в экономике Сибирского федерального округа? - Впервые в этом году прирост основных показателей социально-экономического развития в регионах Сибирского федерального округа был на уровне общероссийских показателей либо даже превосходил их, как, например, по темпам роста жилищного строительства, объемов розничной торговли и инвестиций в основной капитал. Это очень отрадный факт, так как эти показатели косвенно отражают реальный жизненный уровень населения. Тем более этот факт обнадеживает в условиях тяжелой демографической ситуации в Сибири. Демографическую ситуацию нельзя поправить никакими приказами и уговорами. Ее можно изменить только благодаря более высокому уровню жизни, более высокими зарплатами и обеспеченностью жильем. Значимым событием 2003 года было обсуждение проблем Сибири на Совете Безопасности. Показательно, что проблемы безопасности территории рассматривались в социально-экономическом разрезе. Разговор, начатый на Совете Безопасности, получил продолжение на заседании Совета Сибирского федерального округа, которое прошло в ноябре в Иркутске, и был посвящен возможности удвоения валового внутреннего продукта за 10 лет. Руководители сибирских регионов, ученые, практики бизнеса признают, что Сибирь должна развиваться опережающими темпами по сравнению с общероссийскими - с тем, чтобы ликвидировать нынешнее отставание. - Вы сказали о тяжелом демографическом положении в Сибири. Насколько реальна угроза миграции из густонаселенного Китая? - Не разделяю опасений относительно «китайской угрозы». Если послушать иных политиков, то картина просто ужасающая, говорится о каких-то сотнях миллионов китайцев, которые «нависли» над Сибирью и Дальним Востоком. Мне думается, что на самом деле об этом говорят, когда хотят увести в сторону от реальных проблем. Я не вижу никакой демографической экспансии. Те провинции, с которыми мы граничим, - Хэйлунцзян, Синьцзянь-Уйгурский автономный округ, Внутренняя Монголия - одни из наиболее слабозаселенных в Китае, в первую очередь - из-за климатических условий. Китайцы зарабатывают там деньги, а жить переезжают в южные провинции. Так и Россия сегодня интересна китайцам в первую очередь как место, где можно заработать, создать свой бизнес. Например, в Читинской области работает большое количество китайских рабочих. Но они действительно хорошо работают и заняты на тех работах, от которых отказываются наши граждане. Вызов со стороны Китая связан не столько с демографией, сколько с экономикой. Если мы не сумеем сделать свои товары конкурентными, то будем покупать продукцию из других стран, в том числе, очевидно, из Китая. Но на этот вызов надо отвечать собственной работой. Приоритеты развития Сибирского округа (и они никак не расходятся с общероссийскими приоритетами) сформулированы в Стратегии развития Сибири. И если каждый будет нести свой чемодан, то как мы донесем весь груз? - Сибирь, и это было признано в том числе на заседании Совета СФО в Иркутске, еще надолго останется сырьевым регионом. Вместе с тем сибирские губернаторы говорят, что действия федеральных чиновников не дают разрабатывать даже известные месторождения - Критика по поводу федеральной политики в сфере недропользования на советах СФО действительно звучит. Иногда мне даже приходилось охлаждать пыл губернаторов, хотя по существу их слова совершенно справедливы. Россия в ближайшее время останется страной с экономикой сырьевой направленности. Так как основные запасы полезных ископаемых сосредоточены в Сибири, то здесь сырьевая составляющая тем более будет превалировать. Однако реалии таковы, что в правительстве нам приходится доказывать очевидные, казалось бы, вещи. Начало разработки Удоканского, Ковыктинского месторождений, Сухого Лога затягивается совершенно необоснованно. 2003 год в смысле реализации этих проектов оказался практически потерянным. - Почему нет взаимности с федеральными министерствами? - Для меня самого загадка, почему Минприроды занимает такую позицию. Этому нет никакого логического обоснования. - В последнее время популярной стала тема социальной ответственности бизнеса. Как в итоге выстраиваются отношения власти и бизнеса? - С одной стороны, окреп бизнес, с другой стороны - окрепло общество, которое хочет видеть понятное поведение игроков рынка. Работа по выстраиванию отношений, конечно, ведется. Активно участвуют в этом главы администраций. Руководители ФПГ понимают, что поддержка на местах необходима их бизнесу. Так что заинтересованность обоюдная. Это движение наиболее показательно идет в Кемеровской области, в Омской и Томской областях. Думаю, оно должно охватить не только крупный, но и средний и мелкий бизнес. Этот процесс становится все более целенаправленным, регионы ведут работу с бизнесом в плане его социальной ориентации, включения в общую стратегию развития региона. Даже при подборе кадров на государственные должности важно смотреть и учитывать опыт работы человека, работавшего в бизнесе. Если государственный служащий не знает одной из основных составляющих частей жизни общества, к которой относится бизнес, его вообще-то нельзя считать полноценным руководителем. Я положительно отношусь, когда к руководству регионами приходят представители ФПГ, потому что это, как правило, топ-менеджеры, люди с большим умением и большими знаниями. - Сейчас Александр Хлопонин ведет кампанию заключения договоров с ФПГ в Красноярском крае. Но не приведет ли это к тому, что одни хозяйствующие субъекты окажутся в более выгодных условиях, чем другие? - Заключение договоров - не единственная форма построения отношений с ФПГ. Во-первых, должна быть широкая палитра приемов взаимодействия власти и бизнеса. Во-вторых, эти приемы должны различаться в зависимости от роли ФПГ в жизни региона. Несомненно, что «Норильский никель» и «Русский алюминий» - определяющие корпорации для Красноярского края. С ними должны быть выстроены четкие взаимоотношения, кроме того, сбалансированные друг с другом. Что касается среднего бизнеса, то там могут быть другие приемы. Их применение зависит от умения и стиля работы в каждом регионе и каждого губернатора. - Как сказывается на экономике Сибири реформирование МПС и РАО «ЕЭС России»? - Не испытываю никакого беспокойства по поводу реформирования железной дороги. Там все идет по плану, реформирование позволяет поднять уровень конкуренции и улучшить состояние дел на железнодорожном транспорте. Тем более что занимаются этим профессионалы, которые работали и работают на железной дороге и которые подтвердили свой статус и квалификацию. Реформирование РАО ЕЭС нас пока не очень касается. Гораздо больше проблем связано с ЖКХ, с участием РАО ЕЭС в ОАО «Российские коммунальные системы» (Алтайский край и Томская область принимают участие в этом эксперименте. - «КС») и в целом с участием энергосистем в нормальном обеспечении функционирования жилищно-коммунального комплекса. - Существует ли необходимость в укрупнении регионов? - Процесс укрупнения регионов носит, на мой взгляд, положительный характер. Рано или поздно он осуществится на практике. Регионы должны быть самодостаточными, а не зависеть от дотаций из федерального центра. Укрупнение позволяет решить эту проблему. В случае достижения самодостаточности у территории появляются новые возможности решения социально-экономических вопросов и большая степень свободы. Также совершенно очевидно, что у маленьких регионов существуют кадровые проблемы. Эти проблемы реальны и объективны. Укрупнение позволяет решить и этот вопрос. Однако замечу, что Конституция предусматривает вполне определенную процедуру изменения административно-территориального деления. В ее основе лежит волеизъявление самих жителей, и эта процедура должна быть выдержана. - Где в Сибири пролегает граница самодостаточности? - Все зависит от распределения налогов. Если сегодняшние тенденции распределения налоговой базы не изменятся, то для меня совершенно очевиден потенциал Иркутской области. Там сосредоточены огромные запасы полезных ископаемых, существует высокий интеллектуальный потенциал. Несомненно, Красноярск является мощным центром притяжения. В зоне достижения самодостаточности находится Республика Хакасия, другие регионы. - Учитывая сырьевую направленность экономики Сибири, не будет ли увеличиваться разрыв между регионами, обладающими запасами сырья, и остальными? - Не могу согласиться с этой точкой зрения. Высокие показатели экономического развития показывают в этом году несырьевые Новосибирская и Омская области. Дошло до него, что не его клиент. И тут неожиданное предложение: слушай, у меня есть ещё работа. Я девушек в Корею на работу отправляю. Мне нужна помощница для поиска и отбора кандидатур. Занавес. На этом я ушла. На сайтах знакомств уже даже не секс ищут, а вербуют в различные теневые бизнес-схемы.  Республика Бурятия набирает темпы, в том числе благодаря реанимации Улан-Удэнского авиационного завода. Сейчас в стадии практического решения находится также вопрос загрузки локомотивного завода в Улан-Удэ. В Читинской области - одни из самых высоких темпов жилищного строительства в СФО. Регионы внутри Сибири так тесно связаны друг с другом, что подъем экономики в одном из них тут же отзывается у соседей.

Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ