«Можно застраховать себя от последствий непредвиденных обстоятельств»

В начале июня ЗАО «Западно-Сибирское страховое агентство «ЖАСО» было признано победителем в номинации «Лидер в области страхования Западной Сибири» по итогам 2003 года. Компания была награждена «Хрустальным рыцарем» и Дипломом признания Международной программы Crystal Earthmaker. На встрече в редакции «КС» генеральный директор ЗАО «Зап-Сиб «ЖАСО» ВЛАДИМИР ШАПОВАЛОВ рассказал о том, что позволило компании получить международное признание, и о ее дальнейших планах по развитию страхового бизнеса в Сибири.   Генеральный директор ЗАО «Зап-Сиб «ЖАСО» Владимир Шаповалов родился 17 ноября 1959 года в городе Кизел Пермской области. После окончания с отличием в 1981 году Новосибирского высшего военно-политического училища 18 лет служил в Вооруженных Силах СССР, органах МВД СССР и МВД РФ. Окончил Военно-Политическую академию, Государственную академию управления, Академию народного хозяйства при правительстве РФ, аспирантуру при Институте философии и права СО РАН. С 1995 года работал в коммерческом банке «Центр Державы», с 1996-го - помощником председателя правления Русского Народного Банка, начальником управления по работе с дополнительными офисами, с 1997 года - начальником управления филиалов и дополнительных офисов ОАО «Сибакадембанк», с 1998 года - генеральный директор закрытого акционерного общества «Западно-Сибирское страховое агентство «ЖАСО». По итогам 2002 года вошел в двадцатку лучших менеджеров Новосибирской области. ЗАО «Западно-Сибирское страховое агентство «ЖАСО» зарегистрировано 3 января 1992 года, лицензия N 4076 Д. Учредители - ЗСЖД, ОАО «ЖАСО» (Москва), ОАО «Сибакадембанк». Заявленный уставный капитал - 58,502 млн руб. По итогам девяти месяцев 2003 года страховые сборы составили 346,995 млн руб., страховые выплаты - 133,805 млн руб. Имеет 7 филиалов в Сибирском регионе, является членом ВСС, ATI, СМАС, НТПП, дисконтной системы «Золотая середина». - Владимир Иванович, почему вас и вашу команду пригласили в международную программу Crystal Earthmaker? Каковы были критерии отбора номинантов? - На самом деле сообщение о том, что мы победили в программе Crystal Earthmaker, было для нас неожиданным. Однажды, просматривая почту, я обнаружил уведомление о том, что международная программа Crystal Earthmaker выдвинула нашу компанию на соискание «Хрустального рыцаря» и Диплома признания по итогам 2003 года среди страховых компаний Западной Сибири. Я, конечно, был удивлен, но не ошарашен. Как заявили кураторы программы, всю информацию о компании они получали из открытых источников, в том числе из СМИ. Церемония награждения проходила на Мальте, где нашей делегации вручили приз и дипломы. Кроме того, как руководителя компании меня наградили Мальтийским крестом и посвятили в рыцари Мальтийского ордена. Всего приглашение получили 23 делегации, представляющие компании из разных отраслей: 16 из России, 4 из Казахстана, 2 из Узбекистана. Я думаю, что основной критерий отбора - региональная принадлежность компаний, второй - динамика развития и третий - результаты деятельности. Признание, которое получила компания на международном уровне, подтвердило, что три года назад мы выбрали правильную стратегию развития. - В чем заключалась эта стратегия? - Три года назад, обсуждая планы по развитию страхового рынка, мы вместе с нашими основными акционерами и партнерами пришли к выводу, что «Западно-Сибирское страховое агентство «ЖАСО» должно постепенно переходить от работы с кэптивным клиентом (ЗСЖД) к развитию других направлений бизнеса. Мы стали позиционировать себя на рынке как универсальную страховую компанию для широкого круга клиентов. В шести субъектах Федерации компания открыла свои филиалы. Шесть офисов продаж и урегулирования убытков было открыто в этом году, до конца года планируем открыть еще восемь дополнительных офисов продаж и урегулирования. Я думаю, что это позволит нам составить достойную конкуренцию на региональном рынке крупным московским компаниям и их дочерним структурам. - Какие новые продукты вы планируете выводить на рынок, какие направления бизнеса развивать? - Основная задача компании - завоевать стабильные позиции на рынке розничных услуг, приблизить страховые услуги к каждому клиенту. Для этого мы открываем дополнительные офисы и выводим на рынок новые продукты. Так, мы начинаем выводить на рынок совместную разработку нашей компании и Сибакадембанка - терминальное обслуживание населения. Это ноу-хау разработчиков. До сих пор на российском рынке такие продукты еще никто не предлагал. Суть данного банковско-страхового продукта - сделать для клиентов оформление и покупку страхового полиса максимально удобной и быстрой. К примеру, раньше при заключении договоров страхования представитель компании-страховщика приходил на предприятие или к клиенту домой и заключал с ним договор. При этом сам полис страхователь получал только после оплаты, которая обычно производилась через бухгалтерию предприятия, где работает клиент. Все процедуры занимали 3-3,5 месяца. Теперь задача намного упростилась. Все операции по оплате страховки можно произвести сразу, воспользовавшись пластиковой картой «Золотая корона» или Euroсard/MasterCard. Представители нашей страховой компании теперь вооружены локальными терминалами, предоставленными Сибакадембанком. Этой услугой могут пользоваться все владельцы карточек «Золотая корона» и Euroсard/MasterCard. Терминальная сеть позволит произвести дальнейшие расчеты между банками - эмитентами карт автоматически, без участия клиента. Пока в рамках внедрения продукта через терминалы можно будет оплачивать только страховые полисы. Со временем мы планируем также ввести оплату коммунальных платежей через систему «Город». - Вы не боитесь, что эту идею подхватят другие банки и страховые компании? - Все передовые технологии распространяются очень быстро. Это идет только на пользу рынку. Для нас же важно, что с этим продуктом мы выходим на рынок первыми. - Компания планирует дальнейшее расширение сети дополнительных офисов. Эти офисы будут открываться на территории вашего главного акционера - Сибакадембанка и их работа будет увязываться со стратегией развития банка? - На мой взгляд, этот процесс нужно рассматривать с разных сторон. Конечно, вопросы развития сети мы во многом решаем совместно с нашим основным акционером. Однако мы сотрудничаем не только с САБом, но и с другими кредитными организациями. Сейчас активно развивается автокредитование, другие банковские услуги, требующие непосредственного участия страховщика для страхования залогов. Поэтому там, где есть возможность для удобства клиентов открывать офисы совместно с банком, мы это делаем, там же, где нам необходимо создавать офисы для решения задач собственной розничной сети, мы открываем офисы отдельно от банка. - Что было самым сложным в вашей работе при перепозиционировании компании с кэптивного страховщика на универсального? - Самой сложной задачей оказалось сломать стереотип у клиентов компании и сотрудников. При этом необходимо было сохранить кэптивный дух и наполнить работу сотрудников новым универсальным рыночным содержанием. Изменить стереотипы сотрудников на каком-то этапе оказалось даже сложнее, чем клиентские стереотипы. Лучшим решением оказалось разделение бизнеса. Теперь часть сотрудников, привыкших и умеющих работать в кэптивной среде, работают в этом направлении. А другая часть персонала, выращенная внутри компании или приглашенная на работу, работает на внешнем рынке, не связанном с кэптивными интересами. Надо сказать, и те, и другие показывают неплохие результаты. Для того чтобы преодолеть стереотипы клиентов, мы предлагаем им просто поработать с нами и убедиться, что наша компания действительно стоит на страже их интересов. Как правило, клиенты остаются с нами. - Совместная работа банков и страховых компаний должна приводить к эффекту синергии. Однако региональная практика в отличие от столичной пока не может похвастаться положительными примерами. Насколько больше клиентов сможет привлечь ваша компания благодаря партнерству с банком? - Делать прогнозы - дело неблагодарное. Я предпочитаю сначала поработать, а потом уже говорить о том, что получилось. У нас есть совместные проекты с банком, он помогает нам развивать наш розничный бизнес. В то же время каждый из участников проекта развивается самостоятельно. В целом совместная банковско-страховая деятельность в нашей стране все еще находится в зачаточном состоянии. Но я думаю, что совместная деятельность и нам, и банку принесет пользу. Банк сможет привлечь в оборот дополнительные денежные средства, мы планируем увеличить число частных клиентов компании. Я не готов назвать точные цифры, поскольку, помимо совместных с банком проектов, у нас есть собственные. Но в целом мы запланировали увеличить число наших клиентов - физических лиц к концу первого полугодия 2004 года до 12%, а к концу года - до 20%. - В прошлом году много говорилось о том, что закон о страховании автогражданской ответственности станет «локомотивом» для развития страхового рынка. Оправдались ли ожидания? - К сожалению, реального прорыва за то время, что реализуется закон, не произошло. В большей степени это случилось из-за разного рода спекуляций вокруг закона. Страхователь долгое время не понимал, что ему делать, когда закон действительно вступит в силу, и будет ли он действовать вообще или нет. Однако сегодня можно констатировать, что закон имел и положительный эффект - повысилась правовая культура граждан. За ней, надеюсь, начнет повышаться культура страховая. Когда каждый гражданин начнет понимать, что никто не поможет ему, кроме него самого, и что если застраховаться от непредвиденных событий в жизни невозможно, то застраховать себя от последствий этих непредвиденных событий вполне возможно. Но для этого необходимо, чтобы повышался уровень благосостояния, тогда, кроме ОСАГО, человек начнет страховать свое жилище, имущество, здоровье, свой бизнес. Для этого необходимо создать страховое законодательство. Двух действующих законов для эффективного динамичного развития страхового сектора недостаточно. - Ваш основной партнер - железная дорога - находится в процессе преобразования. Повлияет ли изменение статуса железных дорог на работу вашей компании? - Сегодня на железной дороге идет динамичный процесс реформирования. МПС и ФГУПы преобразованы в ОАО. Несмотря на стопроцентное участие государства, по структуре ОАО «Российские железные дороги» - уже рыночная компания, работа которой направлена на то, чтобы максимально снизить издержки и максимально увеличить прибыль. Планируется создание новых структур, дочерних предприятий, которые будут осуществлять самостоятельную юридическую деятельность и создавать наиболее благоприятные условия для потребителей. Эта реорганизация повлечет повышение рентабельности всех процессов. Чтобы успевать за процессами, идущими на дороге, мы тоже реформируем свою работу. Уже полтора года идет работа по построению холдинга «ЖАСО». Я думаю, что после завершения строительства наша компания - «Западно-Сибирское страховое агентство «ЖАСО» - будет занимать в этом холдинге не последнее место. Уже сейчас мы работаем достаточно эффективно. С 2001 года компания занимает первое место в рейтинге страховых компаний Новосибирска и Новосибирской области и второе место в СФО по сбору страховых премий, по добровольным видам страхования продаж и урегулирования убытков. Надеюсь, что мы сумеем так же динамично развиваться и в дальнейшем, что позволит нам выйти на первое место в регионе по всем показателям. Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ