«Быстрые» деньги

Новый губернатор Алтайского края Михаил Евдокимов нашел неожиданный способ быстро наполнить бюджет региона. Для этого власти планируют сократить число поставщиков ликероводочной продукции. В июле в крае пройдет аккредитация компаний на право осуществления поставок алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания, в результате которой из 33 действующих игроков рынка останется только 10 наиболее достойных.   Гендиректор корпорации «Алтайспиртпром», зампред бюджетного комитета крайсовета Владимир Вагнер уверен, что для водочного рынка Алтая достаточно 10-15 розничных операторов Активные действия администрации края на алкогольном рынке вызваны несколькими причинами. Во-первых, местные производители, по оценке краевого налогового управления, на 14% сократили по сравнению с прошлым годом производство водки и на 24% - вина. По словам гендиректора корпорации «Алтайспиртпром» Владимира Вагнера, причина сокращения - в росте с начала года ставки акцизов на 18% (и последующем росте цен). Во-вторых, алтайский рынок все больше заполняется продукцией из других регионов, особенно дешевой контрабандной водкой из Казахстана по 25 рублей за 0,5 литра. Но главная задача властей - наполнение бюджета. В администрации края «КС» сообщили, что примерные расчеты увеличения поступлений в бюджет уже есть, но эта цифра не может быть разглашена «из соображений экономической целесообразности». 19 мая Михаил Евдокимов подписал постановление N 201 «Об аккредитации организаций, осуществляющих поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания на территории Алтайского края». Вообще, проведение аккредитации стало возможным после выхода 6 октября 1998 года постановления правительства РФ «Об усилении государственного контроля в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции». До настоящего времени аккредитация в Алтайском крае носила заявительный характер: все, кто обладал лицензией на право оптовой торговли алкоголем, могли без труда получить и аккредитацию на розницу. Новая аккредитация более чем в три раза сократит число компаний, работающих на рынке (сейчас их 33). До 5 июля будет идти прием документов на участие в конкурсе, которые собирает отдел потребительского рынка и регионального заказа администрации края (ранее конкурс проводился лицензионной палатой региона). Затем отдел проведет отбор компаний, имеющих право на участие в конкурсе (для этого нужно представить лицензию и в течение года не иметь нарушений, отмеченных различными контролирующими органами). С 12 по 23 июля будет работать конкурсная комиссия, куда кроме собственно представителей отдела войдут представители налоговых органов, МАП, санитарно-эпидемиологического надзора, ОБЭП ГУВД, а также депутаты крайсовета. Эта комиссия и определит компании, соответствующие условиям конкурса (по объемам поставок, величине отчислений акцизов, разветвленности розничной сети и т. д.), а уже из их числа в закрытом режиме 28 июля будет выбрано 10 организаций, которые и получат право осуществлять поставки в розницу. Остальные фирмы будут обязаны прекратить работу с августа текущего года. По мнению краевых властей, таким образом они обеспечат допуск к работе лишь тех организаций, «которые могут обеспечить высокое качество продукции, а также необходимую концентрацию объемов поставок». В официальных комментариях отдела потребительского рынка и регионального заказа администрации края для «КС» сообщается: «С помощью механизма аккредитации администрация намерена также избежать ситуации с возникновением фирм-однодневок, когда беспрепятственно, в заявительном порядке получив аккредитацию, компании учреждают акцизный склад с возможностью неограниченного получения региональных специальных марок». Но, по мнению директора Информационного центра конкурсных торгов Елены Неверовой, «сегодняшнее законодательство позволяет любому человеку получить лицензию, зарегистрировать и открыть в крае филиал иногородней компании, получить разрешение на акцизный склад и работать. Новая аккредитация юридически неполновесна, и если уж администрация края всерьез решила заниматься защитой своих производителей и потребителей от некачественной продукции, то должна делать это другими способами, например, через внесение соответствующих поправок в законы. Подобные аккредитации лишь убивают конкуренцию на рынке». Сейчас постановление губернатора об аккредитации проходит юридическую оценку в краевой прокуратуре. Как стало известно «КС», больше всего вопросов у юристов вызывает пункт об ограничении числа победителей конкурса десятью компаниями. Юристы пытаются оценить, обладает ли администрация правом на установление подобных ограничений. Официальный ответ прокуратура намерена дать в ближайшее время. Новации Михаила Евдокимова оптовые компании края комментируют без энтузиазма. В некоторых из них «КС» на условиях анонимности пояснили, что в целом не понимают желания властей сократить число резидентов на рынке. «Лучшим регулятором является рынок, и только он может определить, кто из оптовиков работает качественнее. Тем более что на рынке оборота ликероводочной продукции недостатка в контроле нет», - резюмируют бизнесмены. «Администрация края стремится структурировать этот рынок, ведь контролировать 10 организаций значительно проще, чем 33», - объясняет позицию властей гендиректор ООО «Раут-ЛТД» Андрей Галушко. Кроме этого, оптовиков интересует и то, насколько непредвзято будут оценены компании при прохождении конкурса и какими критериями, кроме объявленных, будут руководствоваться члены конкурсной комиссии. Владимир Вагнер, вошедший в состав комиссии как зампред бюджетного комитета крайсовета, заявил «КС»: «Значение будут иметь и объемы поставок, и опыт работы на рынке, и отчисления в бюджет». По словам Вагнера, будет правильно, если комиссия учтет, какую продукцию продвигает на рынке тот или иной претендент на аккредитацию - местную, из соседних регионов или импортную: «Сегодня все регионы ведут работу по защите своих производителей ликероводочной продукции. Мы часто слышим упреки со стороны наших соседей, особенно Новосибирска, что мы выставляем препоны на их пути. Но наши оптовики сталкиваются с не менее серьезными преградами при вывозе своей продукции. У нас, например, работают оптовые новосибирские компании, а наши оптовики не могут зайти в Новосибирскую область, потому что там действует негласное распоряжение обладминистрации для оптовиков не брать алтайскую продукцию. Чиновники Новосибирской обладминистрации заявляют нам прямо, что нашей продукции в области не будет». Часть оптовиков опасается, что аккредитация создаст неразбериху на рынке. «Вводимые ограничения разрушат установленный баланс между компаниями, устраивающий и поставщиков, и потребителей, ведь позиции выбывших должны будут занять оставшиеся игроки», - подчеркивают бизнесмены. По оценкам участников рынка, «утрясаться» все будет в течение года, и пострадают прежде всего отдаленные от Барнаула районы края, что создаст там благоприятную среду для распространения водки из других регионов, а также казахстанской «паленки». Владимир Вагнер считает, что сокращение числа игроков на алкогольном рынке все равно произойдет в ближайшее время. Для алтайского рынка вполне достаточно 10-15 компаний. Тогда местная продукция по дороге к потребителю не будет проходить через нескольких оптовиков и увеличиваться в цене. Поэтому, пояснил Вагнер, администрация края действует на опережение, чтобы процесс укрупнения оптовиков прошел цивилизованно, подконтрольно и максимально безболезненно и для бюджета, и для населения, и для самих компаний. «Я сделаю все, чтобы до конца года не прошедшие аккредитацию компании смогли распродать остатки продукции на складах и вывести свои деньги из бизнеса. Кроме того, мне кажется, что развитие ситуации пойдет по сценарию, когда не прошедшие аккредитацию игроки начнут продавать свой бизнес оставшимся. Есть и другой путь - специализация на конкретных брэндах. Никто не запрещает не прошедшим аккредитацию компаниям продолжать оптовые поставки», - резюмирует депутат. Гендиректор ГУП «Новосибирская пищевая корпорация» и один из активных лоббистов новосибирских производителей алкоголя Сергей Проничев инициативу Михаила Евдокимова оценил просто: «Это полный аншлаг! На него подадут в суд те алтайские оптовики, которые не получат права торговать, и будут правы - какое он имеет право указывать, кто может торговать, а кто - нет? Кроме того, это решение напрямую бьет по алтайским производителям водки. Яркий пример - Новосибирская область. Раньше алтайские производители продавали порядка 1,5 млн бутылок у нас в регионе, но после того как продажи новосибирских производителей на Алтае были ограничены, наши оптовики приняли решение алтайской водкой не торговать. И рынок в 1,5 млн бутылок для алтайцев был потерян». Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ