Александр Гукасов: «Заказуха» в «Ведомостях» не проходит»

С минувшего понедельника ООО «Сибирь-Пресс» и Издательский дом «Русский характер» издают в Западной Сибири ежедневную деловую газету «Ведомости». Зачем «Ведомостям», совместному проекту The Wall Street Journal и Financial Times, сибирские деловые круги, главному редактору «Коммерсанта-Сибирь» ТАТЬЯНЕ МАРТЬЯНОВОЙ ответил управляющий директор газеты «Ведомости» АЛЕКСАНДР ГУКАСОВ. ООО «Сибирь-Пресс» - ведущий региональный медиа-холдинг, издающий такие известные в регионе газеты, как «Аргументы и факты Сибирь» (тиражом в 120 000 экз.) и «Коммерсант-Сибирь» (13 500 экз.), а также новосибирскую городскую газету «Метро» (50 000 экз.). С 10 сентября к ним присоединились «Ведомости», которые теперь можно ежеутренне купить в киоске или получать, подписавшись на почте.   - Александр, газета«Ведомости» - первая деловая газета в России, издаваемая иностранцами. Что из себя представляет Independent Media, инициатор проекта «Ведомости»? - Independent Media (IM) - частная голландская компания, имеющая более двадцати газетных, журнальных и интернет-проектов. Среди них Cosmopolitan, «Домашний очаг», Playboy, Men's Health, Harper's Bazaar, «Ведомости», The Moscow Times, St. Petersburg Times. По данным исследовательской компании Gallup Media, суммарная аудитория читателей наших изданий составляет сейчас около 3,5 млн человек. Издательская деятельность - единственный источник дохода компании, поэтому основным критерием при принятии решения о запуске нового проекта является его коммерческая состоятельность. - Как зародилась идея издания в России «западного» делового ежедневного издания? - Хороший предприниматель, и издатель не исключение, отличается особым нюхом на перспективные проекты. Начиная с середины 90-х для руководства IM стало очевидным, что стремительно развивающемуся российскому бизнесу требуется независимое, объективное ежедневное деловое издание. Понятно, что совместный проект с одним из мировых лидеров деловой прессы The Wall Street Journal или Financial Times был бы наиболее предпочтителен как с точки зрения репутации, глубины информационного наполнения, доступа к наиболее современным и апробированным технологиям, так и с точки зрения коммерческих перспектив. Президенту компании IM Дерку Сауэру удалось совершить невозможное. Впервые две ведущие деловые газеты мира, конкурирующие между собой везде, кроме России, объединили свои силы в совместном уникальном проекте. Так в сентябре 1999 года появилась ежедневная деловая газета. - В чем отличие «Ведомостей» от «Коммерсанта»? Конкурируете ли вы на рынке? - «Коммерсантъ» был первой и единственной деловой газетой в начале 90-х, на заре российского предпринимательства. Постепенно газета перекочевала в нишу общественно-политических изданий. Особенно заметным это стало после событий августа 1998 года. «Ведомости» же - именно деловая газета. Мы информируем читателя о важнейших экономических, финансовых, корпоративных и политических событиях, предлагаем анализ и прогнозы развития ситуации на рынках. Даже политические события рассматриваются с точки зрения стоящих за ними экономических и финансовых интересов различных групп и личностей. Большое количество материалов посвящено вопросам менеджмента и личной карьеры. Что касается конкуренции, то она существует. И это радует. Отсутствие конкуренции - прямой путь к стагнации и вырождению. - Что было самым сложным при издании газеты по «западным» стандартам? - Я бы уточнил: по стандартам ведущих деловых изданий мира. Ведь на Западе тоже существуют разные стандарты. Думаю, самое сложное - сохранять неангажированность и объективность. Но для «Ведомостей» это принципиальный выбор. - В чем отличие в издании газеты для деловой элиты России от западных проектов? - Полагаю, следует уточнить, что «Ведомости» интересны как для деловой элиты, так и для менеджеров среднего звена, предпринимателей, госслужащих, выпускников вузов и студентов. Основные отличия определяются уровнем экономического развития. Читателем деловой прессы на Западе является в основном многочисленный средний класс, который у нас, как известно, только формируется. Например, большую часть среднего класса на Западе составляют частные инвесторы - владельцы акций. Последние в России только начинают появляться, в связи с чем материалы на эту тему, широко представленные в западных деловых изданиях, в «Ведомостях» освещаются соразмерно их значимости для российских экономических реалий. «Ведомости» в значительной мере выполняют просветительскую функцию в смысле объективного информирования читателя о событиях в экономике и финансовой системе страны, примерах цивилизованного и успешного ведения бизнеса как за рубежом, так и в России. Что же касается коммерческой стороны издательского бизнеса, то здесь критерий один: бизнес должен быть чистым и прозрачным. Одним словом, цивилизованным. Нет принципиальной разницы в том, где работает компания - в России или за ее пределами. - Используется ли в «Ведомостях» «западная» организация работы, как это зачастую бывает при приходе зарубежной фирмы в Россию? Или преобладает российская действительность - в технологии, в работе с источниками? Или никакой российской специфики не существует? - Западная организация труда в «Ведомостях» заключается в том, что никто не отлынивает от работы и никто не ворует. Что касается организации редакционного процесса, она с рядом технических изменений заимствована из Financial Times. Редакция «Ведомостей» устроена по принципу «архипелага экспертов»: каждый корреспондент является специалистом в определенном секторе, но при работе над статьями, в которых темы пересекаются, принята абсолютная взаимопомощь и коллегиальность. Еще одна наша «западная» особенность - невозможность размещения оплаченных материалов иначе как с пометкой «на правах рекламы». У нас нет никаких лукавых специальных значков или элементов дизайна: ясно, где реклама, а где статьи. В работе с источниками мы придерживаемся западных - и ни в коем случае не российских - принципов. Мы никогда им не платим; мы обязаны на них ссылаться и используем анонимные источники только в том случае, если не смогли найти названных. Если мы получили важную информацию из анонимного источника, то не используем ее, пока не получим независимого подтверждения. Мы никогда не показываем источникам статьи до публикации. Единственное, что мы по закону вынуждены делать по-российски, - это согласовывать интервью. На Западе это не принято. - Общее мнение - российская пресса продажна. Действительно ли это так? В чем, на ваш взгляд, причина этого и были ли предложения о скрытой рекламе «Ведомостям»? - К сожалению, такая проблема существует. Заказные материалы - это способ выжить в условиях существования относительно большого числа различных СМИ и пока ограниченного объема рекламного рынка. Другое дело, что «черный пиар» и полученная таким образом финансовая подпитка не способны решить экономические проблемы издания на долгосрочной основе. Один из главных принципов работы «Ведомостей» - неангажированность. «Ведомости» стремительно набрали вес. Понятно, что многие пытались купить редакционные материалы в авторитетной деловой газете. К счастью, информация о том, что «заказуха» в «Ведомостях» не проходит, распространилась достаточно быстро. Теперь намного реже приходится объяснять людям, что заказной материал не имеет шансов попасть в «Ведомости» по определению. Сначала объективность и неангажированность газеты вызывали недоумение. Однако скоро всем стало понятно, что «Ведомости» - тот источник, которому можно доверять. Обилие рекламы на страницах газеты - а это наш основной источник дохода - свидетельствует о том, что непредвзятость - очень выгодная вещь. - Зачем «Ведомостям» региональные проекты, ведь 90% элиты и финансов сосредоточены в Москве? - Предполагаю, что немного меньше, чем 90%. Сейчас «Ведомости» издаются в Москве и Питере. С сентября газета начинает выходить в Новосибирске и Нижнем Новгороде. Мы поставили перед собой задачу стать общенациональной деловой газетой. А как этого можно достичь, не печатая «Ведомости» в регионах? Совершенно очевидно, что регионы имеют большой экономический потенциал, который неизбежно трансформируется в высокоразвитый бизнес. Уже сегодня в каждом крупном регионе мы видим достаточное количество потенциальных читателей деловой прессы. - Чего вы ожидаете от реализации проекта «Ведомости» для регионов»? - В регионах остро ощущается отсутствие качественного делового ежедневного издания. Мы собираемся заполнить эту нишу. Кроме того, как я уже заметил ранее, «Ведомости» - коммерческий проект, который, как и все другие проекты издательского дома «Индепендент Медиа», создан для того, чтобы приносить прибыль. Превратившись в общенациональную деловую газету, «Ведомости» приобретут еще большую коммерческую привлекательность, например для рекламодателей. - Взгляд на российскую экономику: в чем основное отличие от развитых стран? - Это тема для отдельной книги, как минимум. Россия находится на стадии перехода к цивилизованной, эффективной экономике, подобной западным моделям. Не стоит забывать, что западные демократии строили свои экономические системы десятилетиями, а то и сотнями лет. Политическая нестабильность последних лет сильно снизила инвестиционную привлекательность страны как для российских, так и для иностранных инвесторов, без которых динамичное развитие экономики весьма проблематично. Ситуация постепенно исправляется. Власть уходит от политики прямого вмешательства в экономику и сосредоточивается на создании законодательной базы, в рамках которой могла бы эффективно развиваться экономика. В развитых странах эти задачи в целом уже давно решены. Очень надеюсь, что нам для этого не потребуются сотни лет. - Региональные СМИ в России и на Западе - в чем особенности, различия, есть ли общее? - Региональные СМИ в России испытывают серьезное влияние, зачастую переходящее в настоящее давление, со стороны различных локальных политических и бизнес-группировок. Другой особенностью является меньшая по сравнению с западными региональными СМИ доля прибыльных изданий. Одна из главных причин такого положения - крайняя централизация рекламных бюджетов и, соответственно, ограниченный объем регионального рекламного рынка. Для справки: только третья часть расходов рекламодателей в печатных СМИ приходится на регионы. - Оцените, насколько успешными являются совместные медийные проекты в России. - Чтобы перечислить коммерчески успешные совместные проекты, хватит пальцев одной руки: «Ашет Филипаки», «Радио Максимум» и, пожалуй, «СТС ТВ». Существует одна закономерность: там, где западные партнеры предоставляют доступ к технологиям ведения бизнеса, а российские менеджеры с готовностью учатся и привносят свое знание российского рынка, предприятие становится успешным. Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ