«Независимым на рынке все труднее»

Кемеровский рынок автосервиса - один из самых конкурентных в городе. Жесткая игра с соперниками, а иногда и властями города - тема разговора генерального директора ООО «Трансхимресурс» (торговые марки «Колесо», «15 дюймов», официальный дилер Peugeot в Кузбассе), председателя Совета по поддержке и развитию малого предпринимательства при главе города Игоря ЛЫСЕНКО с корреспондентом «КС» Ольгой ГУЛИК.   - Почему вы решили заняться бизнесом, связанным с автосервисом? - Машина для мужчины - и игрушка, и увлечение, и второе «я». Всегда любил машины. В 1995 году вместе с партнерами создали фирму по продаже автошин. Кто помнит те времена, подтвердит: шины были ходовым товаром - машин на улицах становилось больше, дороги были очень плохими, шины стирались, как канцелярский ластик. Спрос увеличивался, конкуренции почти не было. Своими руками сделали ремонт в подвале, открыли там магазин, довольно скромный, с небогатым выбором автошин. Но мы пытались привлекать к себе внимание. Пока покупатель спускался с крыльца в подвал, он видел таблички с лозунгами: «Нет плохих водителей - есть плохие шины» или «Хорошие шины - фундамент машины». Человек заходил в торговый зал с хорошим настроением. Мы этого хотели - и добились этого. Для торговли, поверьте, доброжелательный настрой покупателя - половина успеха. Закончилась наша «подвальная» жизнь в 1996 году. На первом этаже освободилось помещение, и мы могли бы туда переехать. Кроме нас, на эту площадь претендовал еще один человек. Уступать друг другу мы не хотели, отношения стали обостряться. Арендодателю наш конфликт был на руку: выше цена - больше выгода. Нам надо было остановиться, и мы разыграли помещение с помощью жребия - подкинули монету: «орел» или «решка». Сегодня мы с Сергеем Степановым, популярным в городе человеком, владельцем крупнейшей сети супермаркетов города, депутатом городского совета (тем неизвестным упрямцем был именно он!), вспоминаем о том случае со смехом - чуть было не стали врагами. Мы, наверное, потому остались с ним в нормальных отношениях, что из серьезного конфликта нашли такой простой выход. - Торговлей тогда много кто занимался, но комплексного обслуживания автомобилистов, кажется, не было. - Простая продажа товара - это как арифметика: вложился, продал, получил прибыль. Сервисные услуги в сочетании с салоном продаж ставят принципиально другие задачи и возможности. «Высшей математике» мы учились у российских профессионалов и за рубежом. Мой компаньон вернулся из Англии с идеей совмещенного магазина и сервисного зала. Все это было ново. Ошибок мы тогда сделали много, но ошибки тем и хороши, что на них учатся. Сегодня - другое дело. Были бы деньги - можно построить цивильный комплекс, нанять лучших специалистов. А мы росли вместе со своими идеями, вместе с клиентами. По-своему воспитывали их вкус и старались соответствовать их требовательности. - А как вы стали автодилером, и с чем связано новое направление деятельности? Сервис не приносит дохода, на который вы рассчитывали? - Востребованность универсальных станций обслуживания, таких как у нас, будет убывать, потому что они в чем-то проигрывают фирменному сервису. В дилерских центрах крупных автомобильных компаний со временем станут оказывать все виды услуг - от автомойки до ремонта двигателя. Независимым на рынке все труднее. Побывав в Японии, я сделал вывод, что там независимых игроков практически не осталось: они либо вступают во франчайзинговые формы отношений, либо продают свой бизнес. На самом деле, цена бизнеса и цена предложений по франчайзингу зависит от уровня развития предпринимателей. Если у вас маленький ларек, с вами никто считаться не будет, просто создадут экономически невыносимые условия. Что понравилось - пакетики легко можно разделить один от другого по специальному шовчику. Предпринимателей с большой сетью магазинов вытеснить будет гораздо сложнее - придется «выдавливать», прилагая большие средства и силы. Наша задача - развить свою сеть до такого уровня, чтобы нас не поглотили, чтобы, в крайнем случае, произошло оформление соглашения, - назовем это так. Мы можем принять форму франчайзинга, можем работать на условиях продажи товара. Например, мы работаем с компанией Bridgestone, и у нас есть два фирменных магазина Bridgestone poll position. Это пример классического франчайзинга. Быть независимым и иметь только свои магазины и свои брэнды на локальном рынке, может быть, и хорошо, - но до поры до времени. Поглощения происходят повсеместно. В конце концов произойдет стабилизация рынка. В Европе, например, уже никто никуда не бежит, там все устоялось. У нас остановившегося затопчут бегущие рядом. - Как обстоят дела в Кузбассе на рынке автосервиса? - Сейчас в Кемерове представлены либо автосалоны, либо фирменные сервисы пятнадцати марок. Немногие города Сибири имеют такое количество представленных марок, даже не все города-«миллионники». В Кемерове гораздо больше европейских машин с левым рулем. Это может говорить либо об определенном благосостоянии, либо об определенной моде, которая сложилась именно здесь. Например, в Новосибирске и Красноярске «праворуких» автомобилей гораздо больше. Думаю, что рынок в дальнейшем будет двигаться по пути создания больших станций и автосалонов. Тот, кто сегодня этого не поймет и не будет развиваться, скоро растворится в рынке. У нас есть хорошая сеть - «Колесо»: клиенты лояльны этому брэнду, но мы ввели новую марку - «15 дюймов». Сначала она «не шла», в первый год мы терпели убытки, понимая, что на рынок выведен новый брэнд и на его раскрутку нужно время. Мы просчитали рынок на несколько лет вперед и поняли, что будет востребована сеть более дорогая, чем «Колесо». Если в «Колесе» установлено итальянское оборудование, то в «15 дюймах» - немецкое, которое само по себе в полтора-два раза дороже. С момента запуска новой марки прошло три года, и мы можем говорить о том, что достигли желаемого результата. - Почему вы взялись за представление интересов предпринимателей перед городскими властями? - В процессе своей работы мы столкнулись с административными преградами, с тем, что нет оптимального понимания наших проблем и общих интересов - предприниматели инвестируют в город, а власти не хотят этого видеть. В результате, выступая все больше и больше на встречах предпринимателей с главой города, я стал занимать позицию того, «кому больше всех надо». На самом деле просто хотел оптимизировать отношения между предпринимателями и властями. Так я стал председателем Совета по поддержке и развитию малого предпринимательства. Это институт, который может помочь выстраивать отношения с властью так, чтобы это шло на пользу и для развития предпринимательства. И руководитель города понимает, что сегодня предприниматели дают городу 25% налоговых поступлений, а завтра должны давать больше. Но, чтобы предприниматели могли давать городу больше, мэру нужно посоветовать, что и как лучше делать, потому что у него тоже может не быть всей информации о той или иной ситуации. Да, бюджет города сегодня слабый, с большим дефицитом, но нельзя перегибать палку, стараясь его пополнять. - Весной было много разговоров вокруг соглашения о социальном партнерстве между городской администрацией и предпринимателями о создании фонда, в который предприниматели вносили бы определенные средства на развитие города? - Соглашение-то подписано, но выполняется плохо. Предприниматели неохотно пополняют фонд. Планировалось собрать до конца года 180 млн руб. Но и со стороны администрации города есть некоторые казусы, которые мешают исполнению этого соглашения. Например, недавнее повышение арендной платы на землю под временными сооружениями в полтора раза. Две упаковки - зеленого чая с женьшенем и гуараной, и столько же с черным чаем, опять же с добавлением гуараны.  Если предприниматель, у которого заканчивается договор аренды, не согласен его перезаключать с коэффициентом 1,5, то участок может быть вынесен на торги. Будет предписание убрать объект, который стоял на этом месте раньше. А куда его убирать? - А насколько сами предприниматели настойчивы в защите своих интересов? - Боятся. А тот, кто не боится, потом набивает очень много шишек. Отдельные чиновники заинтересованы в том, чтобы хорошенько ударить по смелым, - чтобы другим неповадно было. Становится все меньше и меньше тех, кто открыто говорит о своих проблемах. На встречах с главой города у предпринимателей очень мало вопросов. За пределами официальных встреч все говорят, что много сложностей, но на официальных встречах все молчат. Высказываются только те, кому бояться нечего - это предприниматели, которые входят в Совет по поддержке предпринимательства и предприниматели-депутаты городского Совета. То есть которые известны всем и чью позицию уже не скрыть. - Если исходить из того, что ваше взаимодействие с городскими властями не всегда удачно, то каковы перспективы этих отношений? - У нас есть разные формы взаимоотношений: создаются рабочие группы, комиссии, где вырабатываются совместные решения. Порой власть настаивает на одном, а мы - на другом. Например, были серьезные разногласия по вопросу увеличения коэффициента на использование рекламного пространства города. Власти предлагали увеличить в 2,5 раза. Мы - в 1,2 раза, причем мы предоставляли расчеты по стоимости, по рентабельности тех рекламных компаний, которые работают на нашем рынке, мы объясняли, почему нельзя так резко увеличивать плату, почему это будет сдерживать рост и компаний, и собираемых налогов. Путем трудных переговоров мы пришли к компромиссу: коэффициент повышения составит 1,5. Но не все предприниматели, которые в городе занимаются рекламным бизнесом, это оценили - не знали ситуации. Неудовлетворенность осталась у обеих сторон, но мы договорились, мы подписались под этим и выполняем соглашения. - Может быть, предпринимательские структуры у нас в городе слабо организованы? - Чтобы иметь сильную организацию, нужна сильная структура, нужны взносы, юристы, должны быть организаторы процесса. Создать это в условиях малого и среднего бизнеса, к сожалению, не представляется возможным. Такую структуру согласны создать ограниченное количество компаний, остальным это не нужно. Если мы создадим ее за счет узкого круга людей, которые будут защищать свои интересы, потеряется статус общественной организации, который имеется сегодня. У нас в Совете представлены общественное питание, торговля, услуги, производство. Если же мы предложим заплатить, предпринимателей останется очень мало, и организация будет решать вопросы только тех, кто в нее входит. Так что пока есть сложности по части нашей организации и консолидации. - При такой занятости и в собственном бизнесе, и в общественной работе Совета по поддержке предпринимательства время на отдых остается? - Как известно, отдых - это смена видов деятельности. Мы, например, ходим три раза в неделю в спортзал. Раз в год бывает и отпуск. Сейчас мы с ведущими предпринимателями - консолидируемся и таким образом! - собираемся сплавиться на катамаранах по реке на Алтае. Вообще, бизнесмену нужно иметь хорошее здоровье. - Вы занимаетесь и автосервисом, и продажей автомобилей. А сами на чем ездите? - Мне нравятся элегантные французские машины. Французы, кстати, - хорошие хозяева, умеют найти выгоду, понимают толк в экономии, и в этом смысле Peugeot - мечта экономного человека. Я вожу Peugeot с удовольствием. А вот по загородным колдобинам предпочитаю ездить на внедорожнике. Для работы выбираю Audi класса премиум. Наша компания прошла конкурсную процедуру по представлению интересов компании Audi, и сейчас ведем проектирование объектов сервиса.

Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ