Средств на поддержку регионов должно быть больше

29 сентября Госдума рассмотрит в первом чтении проект федерального бюджета на 2005 год. Уже сегодня документ вызывает много вопросов, в том числе и в Сибири. Позиция сибирских территорий была сформулирована на прошлой неделе в рамках заседания секции по межбюджетным отношениям Координационного совета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (МАСС) по экономической политике, финансам и инвестициям. Об итогах этого заседания в интервью корреспонденту «КС» АЛЕКСАНДРУ ПОПОВУ рассказывает первый заместитель председателя исполкома МАСС ВЛАДИМИР АКСЕНОВ.   Фото Михаила ПЕРИКОВА - Владимир Николаевич, каковы основные предложения к проекту федерального бюджета на 2005 год? Как они коррелируют с предложениями июльского заседания Советов СФО и МАСС? - На заседании секции были исключены те пункты, которые уже стали неактуальными, поскольку законы приняты Госдумой и подписаны президентом. Речь идет о законе о монетизации льгот и об изменениях в Налоговом и Бюджетном кодексах. Частично наши июльские предложения были учтены при принятии этих законов. Это касается распределения полномочий между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ в связи с ростом расходов из-за передачи ряда социальных обязательств на уровень регионов. - Что было учтено в части распределения налогов? - К сожалению, в части налогов на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и прибыль ничего положительного сказать не могу: региональные доли этих налогов будут снижены. Рассчитываем только на учет наших предложений по водному и лесному налогам, поскольку соответствующие кодексы еще находятся в стадии разработки. Что мы предлагаем сегодня? В связи с изменением бюджетной классификации поддержка регионов может осуществляться только через раздел «Межбюджетные трансферты». Поэтому, во-первых, мы предлагаем увеличить объем трансфертов и направить их на выплату денежных компенсаций, которые должны производиться взамен натуральных льгот отдельным категориям льготников в размере не ниже выплат для федеральных льготополучателей. Во-вторых, мы предлагаем предусмотреть компенсацию дополнительных затрат бюджетов регионов на оплату услуг естественных монополий, возникающих из-за инфляции. В-третьих, предлагается провести списание задолженности региональных бюджетов и бюджетных учреждений по страховым взносам в негосударственные фонды по пеням и штрафам, которые формировались с 2001 года. Эти долги висят над регионами до сих пор и составляют сотни миллионов рублей. Также предлагается обеспечить формирование Фонда финансовой поддержки регионов в размере не ниже 14% от величины налоговых доходов федерального бюджета. Это позволит увеличить размер фонда на несколько миллиардов рублей. - Какова судьба предложения по разработке единых социальных стандартов? - В принятом законе о монетизации льгот этого нет. Мы дополнительно обращаемся в правительство с предложением привести закон о монетизации в соответствие с законами об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти и об общих принципах организации местного самоуправления. Сегодня они по некоторым параметрам противоречат друг другу. Кроме того, мы предлагаем в бюджете 2005 года законодательно утвердить методики распределения средств Фонда финансовой поддержки регионов. - Судя по всему, в целом предложения касаются только перераспределения средств поддержки из федерального бюджета? - Да. Основные параметры бюджета сформированы. В целом мы не возражаем против них. Но опасения в связи с сокращением доходных полномочий регионов и ростом расходных обязательств остаются. Мы считаем, что средств на поддержку регионов должно быть больше. И они должны более справедливо распределяться между регионами. Центр должен учитывать особенности отдельных субъектов. Например, дополнительные средства нужны на восстановление социальных объектов, пострадавших в результате землетрясения в Республике Алтай. - Считается, что от всех изменений больше всего пострадают регионы-доноры... - Это так. Регионы-доноры, в частности Красноярский край, теряют часть средств, которые ранее поступали напрямую в их бюджеты. В связи с усилением централизации и ростом региональных расходов есть опасения, что доноры также окажутся в сложной ситуации. Чтобы это предотвратить, мы предлагаем, например, внести изменения в распределение акцизов на ГСМ между субъектами РФ с учетом их бюджетной обеспеченности и природно-климатических условий. Потому что по существующему порядку 18% сборов по акцизам в будущем году поступит только в бюджет Москвы, большие деньги пойдут в Санкт-Петербург и ряд других регионов. А подавляющее число регионов Сибири, в том числе и доноров, получат значительно меньше. - Какова вероятность того, что предложения МАСС будут учтены? - В предыдущие годы наши предложения так или иначе учитывались и Госдумой, и правительством. Несмотря на то что сейчас Дума более консолидирована по составу, депутаты хотя и представляют партию, не могут забывать про свои регионы. И есть надежда, что они будут наши предложения проводить.Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ