Закон оставляет лазейки недобросовестным плательщикам

Затронула ли интересы регионов реформа налогового и бюджетного законодательства, направленная на централизацию средств в федеральном бюджете, как налоговые органы обеспечивают собираемость налогов на территории области и пополнение территориального бюджета - на эти и ряд других вопросов ответил на встрече с журналистами Издательского дома «Сибирь-Пресс» руководитель Управления МНС России по Новосибирской области ВЛАДИМИР КАМЫШАН. Беседа с ним продолжает серию интервью с руководителями сибирских территориальных подразделений УМНС России.  Фото Аркадия УВАРОВА  - Владимир Андреевич, как обстоят дела со сбором налогов? Есть ли проблемы по отдельным налогам? - За последние годы уровень собираемости налогов и сборов возрос и превышает 100%. Так, за 7 месяцев нынешнего года он составил 102%. Динамика свидетельствует о том, что сегодня текущие платежи уплачиваются налогоплательщиками в полном объеме. Более того, обеспечиваются поступления в счет погашения недоимки прошлых лет. Правда, есть и проблемы - например, со сбором транспортного налога. Это связано со сложностями его взыскания с физических лиц. - Многие бизнесмены опасаются, что процедура возврата НДС будет усложняться в связи с тем, что сегодня якобы нередки случаи предъявления к возмещению НДС от фирм-однодневок, использующих различные схемы ухода от налогов. - Действительно, налог на добавленную стоимость - это налог, который, как показывает практика, можно не платить, но при этом получать возмещение из бюджета. В настоящее время огромное внимание уделяется проведению камеральных проверок, так как именно на камеральном уровне отслеживаются недобросовестные плательщики, использующие в своей деятельности схемы уклонения от налогообложения, в том числе расчеты через фирмы-однодневки, а также предъявление к возмещению из бюджета НДС при отсутствии выручки, реально осуществляемой деятельности. До сих пор мы встречаемся с тем, что предприятие ни рубля не заплатило в бюджет, а претендует на реальное возмещение многих миллионов рублей. И законодательство оставляет для этого «лазейки», чем пользуются недобросовестные плательщики. - Какие налоги преобладают в структуре доходов Новосибирской области? Какая доля их поступает в федеральный центр, а какая остается в регионе, на местном уровне? - Основная часть (87,7%) доходов консолидированного бюджета в 2003 году сформирована за счет поступлений пяти налогов: на добавленную стоимость (42,5%), на доходы физлиц (20,2%), на прибыль (13,4%), акцизов (6,5%) и налога на имущество (5%). Большая часть доходов (83,5%) территориального бюджета формируется за счет поступлений налогов: на доходы физлиц (41,1%), на прибыль (41,1%), на имущество (9,7%) и акцизов (8,6%). При этом структура поступлений может изменяться по годам в зависимости от объективных обстоятельств. Например, изменяются налоговые ставки, нормативы зачисления тех или иных налогов по уровням бюджетной системы или состав налогоплательщиков. Доля платежей, зачисленных в федеральный бюджет от общих поступлений в консолидированный бюджет области, составляла в 2003 году 51,4%, в территориальный - 48,6%. В текущем году распределение поступивших платежей между бюджетами изменилось. Так, от поступивших платежей зачислено в федеральный бюджет 39,8%, в территориальный - 60,2%. Доля поступлений налоговых платежей в федеральный бюджет снизилась, так как крупнейшие налогоплательщики (ФГУП «ЗСЖД», вошедшего в состав ОАО «РЖД», ОАО «Сибирьтелеком») стали уплачивать налоги в федеральный бюджет в Москве в связи с их постановкой на налоговый учет в специализированных Межрегиональных инспекциях по крупнейшим налогоплательщикам. - Почему это произошло? - Это вполне осознанная позиция нашего министерства, которая направлена на то, чтобы усилить налоговое администрирование крупных налогоплательщиков. Создано семь межрегиональных инспекций, которые специализируются по отраслям: транспорт, связь, нефть, газ и так далее. Говорить о том, что из области бесконтрольно уходят налогоплательщики, некорректно. То, что предприятие сменило место постановки на учет, территорию не «задевает». В любом случае платежи в территориальный бюджет должны поступать в полном объеме. - Кто является крупнейшим налогоплательщиком в области? Велика ли налоговая зависимость от тех или иных предприятий? - Крупнейшими налогоплательщиками в нашем регионе являются ОАО «Новосибирскэнерго», ОАО «Сибирьтелеком», ОАО «РЖД», ОАО «НЗХК», ОАО «Новосибирскнефтегаз», ОАО «Новосибирскнефтепродукт ВНК», ОАО «Белон». Платежи в бюджет указанных налогоплательщиков в первом полугодии составили более 20% от общих поступлений в консолидированный бюджет на территории области. - Велики ли стимулы для развития налогооблагаемой базы региона? Как вы оцените действия администрации области в этом направлении? - Создание условий для развития налоговой базы входит в компетенцию органов законодательной власти. Новосибирским областным Советом депутатов приняты законы, направленные на стимулирование налогооблагаемой базы. Так, например, на территории области действуют законы о государственной поддержке инвестиционной деятельности и поддержке товаропроизводителей. К сожалению, рамки действующего федерального законодательства о налогах и сборах значительно ограничивают деятельность местных законодателей. Достаточно вспомнить главу 25 НК РФ, которая в принципе не предусматривает предоставление льгот по налогу на прибыль организаций. - Повышается ли доля малого и среднего бизнеса в налоговых сборах? - Учет поступлений платежей в налоговой отчетности отражается в целом по всем налогоплательщикам, без разделения их по категориям. Однако если учесть, что уплата единого налога и налога на вмененный доход производится в основном налогоплательщиками малого и среднего бизнеса, можно ориентировочно сказать, что доля их платежей в консолидированный бюджет области как в 2003 году, так и в первом полугодии 2004 года незначительна - около 2%. - Насколько актуальна сегодня проблема снижения доли «живых» денег и увеличения бартерных сделок в деятельности предприятий? - Уплата налога неденежными средствами Налоговым кодексом РФ не предусмотрена. Проведение организацией бартерных сделок с целью уклонения от уплаты налогов в бюджет приводит к увеличению ее задолженности перед бюджетом и, как следствие, к привлечению внимания не только налоговых, но и правоохранительных органов к ее деятельности. В результате желающих уклониться от уплаты налогов таким способом в Новосибирской области немного. - Какова доля Новосибирска в налоговых сборах на территории области? Какая часть от этой суммы возвращается обратно в областной центр (в процентах и рублях)? - В области доходная часть консолидированного бюджета формируется в значительной степени за счет поступлений от налогоплательщиков Новосибирска. Доля налогов и сборов, мобилизованная в консолидированный бюджет на территории Новосибирска, составляла в 2002 году 81,6% (23 266,7 млн руб. из 28 526,4 млн руб.), в 2003-м - 81,4% (27 493,8 млн руб. из 33 763,7 млн руб.), а за 7 месяцев 2004 года - 77,6% (14 850,2 млн руб. из 19 136,6 млн руб.). Доля налогов и сборов, зачисляемая в бюджет Новосибирска от поступлений в консолидированный бюджет, составила в 2002 году 18,5% (4316,6 млн руб.), в 2003-м - 19,4% (5340,0 млн руб.) и за 7 месяцев текущего года - 24,8% (3682,3 млн руб.). - Как изменится ситуация с пополнением бюджета Новосибирской области после изменения ставки по налогу на прибыль, сколько будет поступать в федеральный бюджет, сколько - оставаться в области? - На 2005 год ставка налога на прибыль остается без изменения - 24%. Сумма налога на прибыль, зачисляемая в бюджет субъекта РФ, будет исчисляться по налоговой ставке 17,5%, что на 1,5% ниже установленной на 2003 год; в федеральный бюджет - по ставке 6,5%, или на 1,5% выше. Однозначно спрогнозировать изменение объемов поступлений налога на прибыль в бюджет территории пока сложно, так как это зависит прежде всего от объема самой прибыли, получаемой предприятиями, что в свою очередь связано со многими объективными и субъективными факторами. Это экономическая ситуация, сложившаяся в регионе, уровень инфляции, индекс потребительских цен, а также применение налогоплательщиками схем минимизации прибыли при исчислении налога. - Какие меры сейчас применяются к злостным неплательщикам? Можете ли вы назвать крупнейшие предприятия области, которые регулярно не платят налоги? - Налоговыми органами Новосибирской области к предприятиям-недоимщикам применяются меры принудительного взыскания задолженности, предусмотренные Налоговым кодексом РФ. За 7 месяцев текущего года нами было направлено 77 231 требование об уплате налога на сумму 7603,0 млн руб., предъявлено к расчетным счетам в банках предприятий-недоимщиков 136 571 инкассовое поручение на сумму 3801,8 млн руб. Направлено банкам 6720 решений о приостановлении операций по счетам. Вынесено 149 постановлений о наложении ареста на имущество налогоплательщика на сумму 190,3 млн руб. Направлено 1937 постановлений о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика судебным приставам на сумму 1451,8 млн руб. Было направлено 376 уведомлений о наличии задолженности у предприятий в территориальный орган ФСФО России (ныне его функции переданы налоговым органам. - «КС») для рассмотрения вопроса о целесообразности инициирования процедуры банкротства на сумму 2421,5 млн руб. Наибольшую задолженность в бюджет области имеют завод им. Коминтерна, ГУП «НПЗ», ФГУП «Куйбышевский химзавод», МУП «Кировская котельная», НЗ НВА, ФГУП «НИИЭП». - Сейчас подоходный налог в России равен 13%. Оправдалось ли снижение ставки, увеличилось ли количество работодателей, платящих своим работникам зарплату вбелую? - Введение единой 13-процентной ставки, безусловно, резко снизило налоговое бремя физических лиц. Более того, способствовало увеличению поступлений этого налога в бюджет. Так, если в 2000 году в бюджет области поступило налога на доходы физических лиц 2150 млн руб., то в 2003 году - 6817 млн руб., то есть поступления выросли более чем в три раза. При этом фонд оплаты труда в области за этот период вырос только в 2,6 раза. Динамика связана не только с ростом доходов населения, но и с их легализацией. Можно добавить, что поскольку с фонда оплаты труда исчисляется не только налог на доходы, но и единый социальный налог, ставка которого значительно выше первого, то без ее снижения (что уже предусмотрено федеральным законом N 70-ФЗ от 20.07.2004, который вступает в действие с 1 января 2005 года) проблему вывода зарплаты «из тени» не решить. Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ