Игры, в которые играют художники

Третий международный художественный фестиваль «Арт-Новосибирск», открывшийся 1 октября на нескольких площадках, собрал несколько десятков российских и зарубежных участников. Представлены в основном частные галереи, хотя участвуют и государственные учреждения. В целом фестиваль отразил объективную ситуацию неразберихи в современном изобразительном искусстве: фотография соседствует с видеоартом, а инсталляции - рядом с вполне традиционной живописью.   Художник Владимир Мартынов (слева) обсуждает современное искусство с галеристом Юрием Щепочкиным. Фото Михаила ПЕРИКОВА Фестиваль проводится раз в два года, начиная с 2000-го, когда Новосибирская картинная галерея в своих залах организовала это мероприятие, беря пример с «Арт-Москвы». Главными героями фестиваля стали независимые галереи и центры современного искусства, хотя и госучреждениям вход не был заказан. Участниками «Арт-Новосибирска» были в разное время и московский Государственный центр современного искусства, и отдел новейших течений Государственной Третьяковской галереи. Среди зарубежных были Британский Совет и международное агентство Magnum fotos. После прошлого «Арт-Новосибирска» разразился нешуточный скандал: ученый совет Новосибирской картинной галереи решил, что современному искусству не место в стенах почтенного учреждения. Причина была надуманной - во всех крупнейших российских музеях (Эрмитаже, Третьяковке, Государственном русском музее) современное искусство привечают. Конфликт удалось ликвидировать, и в этот раз основная часть экспозиций фестиваля была развернута на двух этажах музея. Возможно, и в этом году найдутся ревнители чистоты музея - хотя нынешний фестиваль (под бессменным кураторством Владимира Назанского) был на удивление консервативен. Большая часть экспозиций «Арт-Новосибирска» - картины, мирно развешенные по стенам. Склонность художников к мифологическим и этнографическим мотивам вкупе с абстракцией известна - не обошлось без археоарта и на «Арт-Новосибирске: галерея барнаульского университета Universum и проект «Следы» уфимских художников с разной степенью изощренности эксплуатируют образы седой древности. Есть зал с проектом «Глобус Омска»: в круглом аквариуме шар, слепленный из карты города, а по стенам - картины. Причем ничего плохого о картинах сказать нельзя, все как у людей: знаки, нефигуративная живопись, на одной из работ Гоголь с Достоевским играют в города («Омск, я там сидел!»). Самыми яркими оказались проекты известного московского художника Сергея Шутова «Вершки и корешки» и новосибирца Владимира Мартынова Digital Line & Synestesia Box. Сергей Шутов (участник Венецианской биеннале 2000 года) представил низкобюджетный и низкотехнологичный проект: через отверстия в дне глиняных цветочных горшков, прикрепленных к стенам дном к зрителю, открывалась подсвеченная карта звездного неба с рентгеновскими изображениями растений и животных. От желающих смотреть в эти окуляры отбоя не было. Владимир Мартынов и галерея «Старый город» представили, напротив, проект высокобюджетный и высокотехнологичный - наблюдение линий и узоров всех цветов спектра на пленке, которой был завешен зал, в сопровождении утробного гула из динамиков вызывало измененное состояние сознания. Очевидный жест в сторону блюстителей традиций - выставки двух покойных сибирских классиков: красноярца Андрея Поздеева и новосибирца Николая Грицюка. И того, и другого, понятно, с трудом можно отнести к современным художникам. Наследующий супрематизму Поздеев на склоне жизни поставил геометрию на службу доказательству бытия Божия, но не утратил насыщенности цвета - и эти картины, при всем схематизме и формальности приема, привлекают внимание. Абстрактные же гуаши Грицюка 1970 года имеют значение скорее чисто музейное. Еще один большой музейно-просветительский проект - коллекция видеоарта за 30 лет, представленная голландским институтом «Монтевидео». Учитывая поголовное незнание сибирской публикой начал видеоарта, акция по-настоящему культуртрегерская. Хотя видеоинсталляция Билла Спинховена привлекла гораздо больше внимания публики и оказалась востребована: на экран транслировались с задержкой в несколько секунд изображения зрителей, причем движения на экране были размыты и смазаны. Весь вечер посетители развлекались тем, что наблюдали себя на экране. Зрелище действительно завораживающее и главное, рассчитанное на участие в событии посетителей. Успех был гарантирован - зрителям надоело быть простыми наблюдателями произведений искусства, они хотят участвовать в их создании. Увы, искусство по большей части на обратную связь и не рассчитывает. По крайней мере то, что было выставлено в художественном музее. Возможность участвовать в арт-процессе у посетителей появилась в полной мере на следующий день, на выставке современного искусства «Игрушка» в ДК им. Кирова. Большинство экспонатов здесь можно было трогать руками, играть с ними (как в настольный хоккей, где игроки были с внешностью первых лиц российской власти, во главе с президентом), дорисовывать (к серии снимков Евгения Иванова прилагались кисти и краски, чтобы любой желающий мог добавить штрих к фотографии). Можно было колоть грецкие орехи с помощью деревянных агрегатов типа «щелкунчик» и лежать на сплетенной из цветных лоскутов раскладушке. Из многочисленных проектов выставки, кроме непременных фото и видео Мизина и Шабурова, выделялся стенд с документацией первомайской акции «Монстрация», кукла с пропеллером вместо головы, шахматы с зеркалом поперек доски. «Игрушка», как и предыдущие выставки Фонда Кондратюка под кураторством Константина Скотникова, демонстрирует искусство, сделанное «на коленке», - дешевое и низкотехнологичное, доступное в исполнении практически каждому. Коллаж, фотография, видео или флэш-анимация не требуют затрат, зато подразумевают выдумку и ясную художественную идею. Сказать, что на «Игрушке» были сплошь шедевры, язык не повернется, но главное достоинство выставки - отсутствие страха перед реальностью, способность оперировать для высказывания самыми «нехудожественными» предметами. Отсутствие пафоса и постамента показательно - художники чувствуют себя равными зрителю, отказываясь не только от миссии проповедника и учителя, но и от позы созерцателя. Искусство как игра - именно этот посыл отличает несерьезную «Игрушку» от пафосного «Арт-Новосибирска». Какая позиция сегодня более востребована, сказать невозможно. В отличие от «Арт-Москвы», с которой берет пример новосибирский фестиваль, коммерческая составляющая последнего ничтожна. Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ