Красноярскому краю не хватает мощностей

Краевые власти Красноярья делают ставку на привлечение инвесторов и развитие новых производств. Однако только благоприятного климата для бизнес-групп, имеющих интересы в крае, оказывается недостаточно. Рост производства не может происходить без ввода новых энергомощностей. Если ситуацию с финансированием энергетической отрасли не изменить в ближайшее время, то она вскоре может затормозить развитие Красноярского края. Объемы потребления электроэнергии в промышленности края в этом году выросли по сравнению с прошлым годом на 3,17%. Рост продолжается, но оборудование стареет. Сегодня его износ составляет более 60%. В ОАО «Красноярскэнерго» уверены в необходимости инвестиций в отрасль. Прежде всего в обновление фондов и технологий, в достройку значимых в крае объектов: ТЭЦ-3, Сосновоборской ТЭЦ. Не только промышленность, но и население сегодня потребляет гораздо больше, чем в то время, когда вводилось в строй сетевое хозяйство. Поэтому сегодня в крае ощущается дефицит энергетических мощностей. Но если недостающую электроэнергию можно купить на рынке, то с ее доставкой потребителям существуют большие проблемы. В первую очередь это связано с невозможностью передавать по имеющимся в крае ЛЭП требуемые мощности. В том числе и в Нижнее Приангарье. Необходимо строительство новых ЛЭП и подстанций. В то время когда краевая администрация связывает большие надежды с развитием лесопромышленного комплекса региона, приходящие в край инвесторы начинают испытывать трудности при выборе площадок для строительства интересных им объектов. Показательным примером может служить ситуация с «ЕвразХолдингом». Его «дочка» - компания «ЕвразФинанс» выбрала площадку для строительства завода по производству плит МДФ на территории Лесосибирска. ЛЭП, расположенных в этом районе, не хватает, чтобы пропустить дополнительные мощности, поэтому сейчас рассматривается вопрос о строительстве линии электропередач Красноярск-Шапкино протяженностью около 200 км. Стоимость проекта составляет более 700 млн руб., а если учитывать еще и реконструкцию двух подстанций в Абалаково и Раздолинском, на это потребуется более 1 млрд руб. При этом в 2004 году государство определило, что ОАО «Красноярскэнерго» должно направить на реконструкцию и техническое перевооружение в 2004 году чуть более 800 млн руб., а на новое строительство - чуть более 300 млн руб. Из них на объекты, непосредственно относящиеся к передаче электроэнергии, выделено 179 млн и 28 млн руб., соответственно. На самом же деле требуется средств в 3-5 раз больше. А реальное выполнение инвестиционной программы по итогам 2004 года будет еще меньше. Дело в том, что хотя тарифы на 2004 год остались на уровне прошлого года, цены на оборудование, уголь, транспортные перевозки выросли. Следовательно, физические объемы в строительстве новых энергетических объектов и реконструкции уменьшатся. Если ситуацию с финансированием энергетической отрасли не изменить в ближайшее время, то она уже вскоре может стать тормозом развития Красноярского края. Какие инвестиции ни приходили бы в регион, новые проекты (заводы, предприятия и другие компании) не смогут работать без энергетических мощностей. Сегодня энергетические компании обладают единственным источником доходов - продажей энергоресурсов по установленному тарифу. Тариф устанавливает государство в лице РЭК Красноярского края. По каждому объекту в этом тарифе расписаны все статьи расходов - на покупку угля, на ремонт, на реконструкцию, на покупку оборудования и т. д. Размер прибыли при этом также определяет государство. Чтобы обеспечить финансирование ремонта, замены оборудования, строительства новых энергообъектов, требуется повысить тарифы в несколько раз. Безусловно, это маловероятно. Возможно, выход заключается в реформировании электроэнергетики. На данный момент ни один инвестор не станет вкладывать деньги в энергетику, так как, во-первых, срок окупаемости капитальных вложений в отрасли составляет 5-7 лет, во-вторых, размер прибыли жестко фиксирует государство, и этот размер не зависит ни от энергетиков, ни от инвесторов. Такие условия делают инвестиции невыгодными и рискованными. При реформировании электроэнергетики будут выделены конкурентные виды бизнеса (генерация, то есть производство тепло- и электроэнергии, сбытовая деятельность, сервисный ремонтно-строительный бизнес), а также монопольные виды деятельности (передача энергии, диспетчеризация). Первые будут работать в рыночных условиях, вторые будут регулироваться государством, как и раньше. В итоге реформирования электроэнергетика станет привлекательной для инвестиций. Уже сегодня можно это увидеть на примере Богучанской ГЭС. Ряд частных инвесторов готовы участвовать в достройке этой станции. Но пока несовершенство механизмов привлечения средств в энергетику тормозит приход инвесторов. Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ