Первая скрипка мира и его мама

Знаменитый Максим Венгеров, самый высокооплачиваемый скрипач мира, лауреат «Гремми» и многих других престижных премий, дал единственный концерт в Новосибирске, родном городе, в котором не был шестнадцать лет. На родину выдающийся музыкант приехал вместе с родителями, чей вклад в воспитание сына трудно переоценить.   Лариса Венгерова рассказывает, как надо воспитывать сына, чтобы он стал выдающимся скрипачом. Максим с мамой согласен. Фото Михаила ПЕРИКОВА «Мировая суперзвезда», «музыкальный колосс», «величайший скрипач», «несокрушимая скала», «музыкант, который рождается раз в сто лет» - музыкальная пресса всех континентов не скупится на эпитеты. Величина популярности Максима Венгерова сравнима со степенью безумия поклонников поп-звезд. Впрочем, на его выступлениях, которые скрипач умеет превращать в эффектные и запоминающиеся шоу, эмоциональная реакция публики напоминает атмосферу рок-концертов. Максим Венгеров вместе с родителями уехал на Запад в 1990 году шестнадцатилетним юношей. За эти годы сделал блестящую карьеру, получил все мыслимые награды и записал два десятка дисков на самых престижных лейблах. За все прошедшие с отъезда годы в России он бывал лишь несколько раз. Год назад он впервые дал сольный концерт в Москве, в Большом зале консерватории. В начале декабря нынешнего года выступил на этой площадке еще раз. В Новосибирске 15 декабря он дал единственный концерт в Большом зале филармонии, билеты на который раскупались как горячие пирожки, несмотря на цену (до 2000 рублей). Цена, надо сказать, достаточно скромная по сравнению со стоимостью билетов на проходившие осенью выступления Владимира Спивакова с оркестром «Виртуозы Москвы». В родной город, знакомый до слез, Максим Венгеров прилетел с родителями и в сопровождении телевизионщиков компании BBC, снимающих фильм о нем. На встречу с журналистами маэстро прибыл сразу после визита в школу-лицей при консерватории, где он встречался с педагогами и учениками. Было видно, что Максим по-настоящему взволнован и растроган - разговор начался с признаний в любви Новосибирску. Тридцатилетний музыкант сказал, что, приземлившись в Толмачево, сразу же почувствовал себя тринадцатилетним подростком. С этого момента вся очень неформальная и искренняя беседа свернула на рельсы воспоминаний детства - о доме, в котором они жили, о первом концерте с симфоническим оркестром Арнольда Каца, который вундеркинд сыграл уже в пятилетнем возрасте. К разговору, уточняя и поправляя сына, присоединилась мама Максима Лариса Борисовна - и стала главным персонажем встречи, с потрясающей откровенностью поведав, как и какими методами она сделала из сына великого музыканта. Методы, надо сказать, радикальные. Так, Лариса Борисовна рассказала о том, как четырехлетний сын отказывался играть на нескольких первых занятиях для педагога Галины Турчаниновой, и мать, не в силах сломить упрямство мальчика, заперлась с ним в ванной и отхлестала его. «Мокрой тряпкой?» - уточнили знающие эту семейную легенду. «Просто вот этой рукой, так, что ладонь красная была!» - ответила мама гения. Мальчик все равно отказывался играть, и только слезы матери заставили его взяться за скрипку. Решила поделиться своим мнением по поводу "идеальной еды" New Diet. Чтобы не придираться к составу, скажем прямо, что на упаковке он очень даже привлекательный! Натуральные ингредиенты, витамины.

 Он сыграл все задания - и педагог после паузы сказала ставшую уже легендарной фразу: «Такие музыканты рождаются раз в сто лет!» Легенд и преданий, связанных с детством гения, много. Но под всеми ними есть твердая почва факта. Так, история о том, что маленький Максим мог кататься на своем трехколесном велосипеде только глубокой ночью, после того как под контролем мамы закончит играть на скрипке, совершенно реальна. На пресс-конференции Максим не перебивая слушал, как Лариса Борисовна в подробностях раскрывает воспитательную методу. Более того, к тридцатилетию сына она написала книгу, в которой изложила принципы собственной воспитательной системы. Книга «Педагогический этюд» вышла в 2004 году. Сам Максим в предисловии к книге пишет: «Эта книга - из серии «Как приготовить пищу» или «Самоучитель иностранного языка», такое же конкретное практическое пособие по воспитанию детей и, если хотите, будущих музыкантов-профессионалов». Нет сомнения, что вклад родителей в карьеру сына сравним с ролью педагогов. Пять с половиной лет Максим проучился у Галины Турчаниновой в Новосибирске и столице. Затем пять с половиной лет - у профессора Захара Брона, выпустившего целую плеяду блестящих музыкантов, в том числе и Вадима Репина, еще одну мировую знаменитость. Оба они решили оставить учителя и начать собственную карьеру - и этот разрыв, насколько можно было судить по тому, что рассказывали Максим и его мать, происходил болезненно. Молодым скрипачам пришлось в буквальном смысле тайно бежать из Любека, не попрощавшись с учителем. Сейчас Максим Венгеров объясняет, что этот шаг необходимо было сделать именно тогда, чтобы, наконец, получить самостоятельность. Первые рецензии на самостоятельные концерты Максима, по воспоминаниям Ларисы Венгеровой, были убийственными. Но музыканта поддержали «старшие товарищи». Из тех, кто его опекал особенно заботливо, Максим называет дирижеров Даниэля Баренбойма и Мстислава Ростроповича. Ростроповича он называет практически членом семьи. С ним, кстати, Максим и записал пластинку, удостоившуюся в нынешнем году «Гремми». По словам Венгерова, после исполнения Скрипичного концерта Бриттена Ростропович, друживший с английским композитором, сказал новосибирскому скрипачу: «Бенджамен был бы доволен...» Статус мировой суперзвезды обязывает ко многому: Максим играет по 130 концертов в год, проводит мастер-классы, преподает в консерватории города Саарбрюкена (Германия), дирижирует, осваивает, изменяя скрипке, альт. А в новом году намерен брать уроки джазового музицирования и научиться танцевать танго: планируется шоу, в котором Максим будет не только играть, но и танцевать. С 1998 года Максим Венгеров играет на скрипке работы Страдивари, у которой необычный низкий голос. Скрипка была куплена им на аукционе за свои деньги (многим музыкантам инструменты такого класса предоставляют фонды или спонсоры), а после окончания карьеры скрипача он надеется передать ее своим детям. Детей, впрочем, пока нет даже в проекте - что сильно огорчает маму музыканта. Но, если вдруг появятся, им не обязательно становиться музыкантами; главное, по словам Максима, - чтобы были хорошими людьми. Будучи гражданином мира (израильский паспорт, дом в Монако, квартира в Амстердаме), Максим Венгеров продолжает считать себя новосибирцем. Сибиряком его считает и критика, и публика. Он, Вадим Репин и Дмитрий Хворостовский сделали Сибирь известной в музыкальном мире, считает Максим Венгеров. Уже после пресс-конференции музыкант признался корреспонденту «КС», что больше всего все эти годы ему не хватало снега, и больше всего он рад именно снегу: «Понимаете, то он там [за границей] талый, то вообще...» Чего-чего, а уж снега зимой в Сибири хватает.

Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ