Сибирь станет цивилизованной частью мира через транспортное освоение

Социально-экономические процессы в современной России во многом определяются тенденцией общемировой глобализации экономики. В то же время становится все более очевидной опасность ослабления социально-экономических связей сибирских территорий с центральной Россией и усиления таких связей с приграничными государствами. Из-за этого возникает необходимость создания механизмов консолидированного развития Сибири и России, способных обойти названные проблемы и обеспечить устойчивое развитие Сибири в составе РФ. Ключевой подсистемой, обеспечивающей создание этих механизмов, является концепция транспортной безопасности и транспортного освоения Сибири.   Разработчиками концепции стали начальник Западно-Сибирской железной дороги Владимир Старостенко, ректор Сибирского госуниверситета путей сообщения Константин Комаров и начальник Западно-Сибирского окружного межтерриториального управления воздушного транспорта Минтранса России Владимир Тасун. Концепция отражает перспективность развития коммуникативной инфраструктуры Сибирского региона (включающей в себя железнодорожный, автомобильный, воздушный, речной транспорт, оптико-волоконную связь и множество других составляющих) и соответствует одной из трех стратегий, предусмотренных концепцией развития Сибири, разработанной по поручению Владимира Путина. Как отмечает идеолог концепции транспортного освоения Сибири Константин Комаров, первая стратегия - транспортно-ориентированная - рассматривает Сибирь узкофункционально. В этом проекте данный регион представляется как участок суши с наиболее благоприятными условиями для создания «транспортного моста» по северо-восточному вектору Европа - страны NAFTA - страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Для реализации этой программы необходима реконструкция Транссиба с завершением строительства Севсиба как продолжения БАМа на запад. Также необходима глобализация Транссиба в виде продления его в Трансконтинентальную полимагистраль с веткой через Берингов пролив и сухопутной веткой через пролив Невельского на Сахалин и в Японию. В этот проект входит и создание прямого выхода из Якутии в центральный Китай. Вторая стратегия - ресурсо-ориентированная - рассматривает Сибирь всего лишь как кладовую природных ресурсов, подлежащую индустриальному освоению. Эта стратегия не предполагает развития дорожной инфраструктуры и ограничивается отстраиванием широтных ответвлений, ведущих к крупным месторождениям полезных ископаемых. Основное преимущество этой стратегии в ее относительно низкой капиталоемкости. Однако очевидно, что рано или поздно произойдет истощение месторождений, и очаги ресурсодобычи превратятся в очаги социального бедствия. В качестве главной установки третьей стратегии - социально-ориентированной - выступает необходимость заселения Сибири. При этом заселение должно проводиться разумно и планово, в его основу необходимо положить опорную железнодорожную транспортную решетку. В связи с этим ведется речь о строительстве в дополнение к «глобализованному» Транссибу и достроенному Севсибу широтной Полярной магистрали и соединительных линий. Все это образует общую сеть, в узлах которой будут размещаться территории с устойчивой связью с любой точкой России и мира. И именно в этом случае можно будет говорить о вступлении Сибири в XXI век как цивилизованной части мира, где основными факторами развития становятся люди и коммуникативная инфраструктура. Основываясь на последней стратегии, Константин Комаров, Владимир Старостенко и Владимир Тасун немаловажную роль отводят общему центру региона, который должен сыграть главную роль в реализации планов развития Сибири. По мнению разработчиков, именно Новосибирск в силу своего географического положения может и должен стать этим центром.   Константин Комаров: «Новосибирск являет собой беспрецедентный пример урбанизации». Фото Татьяны КРАВЧЕНКО Новосибирск являет собой беспрецедентный пример урбанизации в неевропейской части России. Он обладает развитой городской инфраструктурой, производственными площадями, банковской системой, крупнейшими за Уралом деловыми центрами, квалифицированной рабочей силой. И главное, что особенно отмечено разработчиками программы - высочайшим научным потенциалом, способным обеспечить потребности всего региона в процессе реализации программы развития. Также, по словам Константина Комарова, Новосибирск уже в настоящее время достаточно тесно входит в существующую систему международных транспортных коридоров. Новосибирск - это и крупный железнодорожный узел, и мощная развязка автомобильных дорог. В городе имеется речной порт, через который может производиться северный завоз. Новосибирск также является окружным авиационным центром. В городе имеются огромные складские площади, способные принимать миллионы тонн грузов. В самой истории развития Новосибирска, его местоположении, отмечает Константин Комаров, имеется некие до сих пор неосознаваемые, неизученные факторы, предопределившие превращение города в крупнейший мультимодальный узел в мире. По словам Константина Комарова, в настоящий момент нет единого управляющего инструмента, чтобы выстроить все механизмы реализации программы освоения Сибири. Прежде всего этому мешает то обстоятельство, что многие региональные экономические процессы завязаны на Москве. Например, сейчас дешевле растаможить грузы из Китая в Москве и привезти в Новосибирск. Федеральным законом регионам запрещено растаможивать грузы, не предназначенные непосредственно для местных предприятий. Поэтому уже сейчас можно говорить о том, что проект создания мультимодального узла затрагивает всех. В настоящее время на рассмотрении у губернатора Новосибирской области Виктора Толоконского находится проект постановления о создании постоянно действующего совета по реализации плана развития Новосибирска в качестве мультимодального узла. Планируется, что председателем этого совета будет Виктор Толоконский, его заместителями - первый вице-губернатор Виктор Косоуров и Константин Комаров. В состав совета также войдут двое других непосредственных разработчиков программы - Владимир Старостенко и Владимир Тасун, глава МПС Николай Аксененко, представители министерства связи, таможенных органов, речного транспорта, банковских структур. А в середине октября концепция развития Новосибирского мультимодального транспортного узла будет рассмотрена в рамках конференции, посвященной проблемам Транссибирской железной дороги. Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ