Денег не хватает

Парк строительной техники стареет с каждым годом. Пока строительную отрасль спасает аренда техники, а также лизинговые схемы ее приобретения. Однако если темпы обновления парков техники не возрастут, отрасль ожидает механический кризис. При этом строители видят в ситуации единственный выход: рынок строящегося жилья должен стать более рентабельным.   По оценкам экспертов, износ техники практически всех строительных компаний Новосибирска сегодня составляет порядка 70-80% По данным Новосибирского областного комитета статистики, удельный вес машин с истекшим сроком службы еще в 2002 году почти по всем позициям превысил 50% (см. график). И ситуация усугубляется с каждым годом. По словам гендиректора строительной компании «Атон» Александра Крымко, старение парков - безусловная проблема отрасли. Гендиректор компании «Новосибирскжилстрой-2» Виктор Урванцев также уверен, что износ строительной техники практически у всех компаний города составляет порядка 70-80%. При этом часть техники, такой как бетоносмесители, изношена «в ноль». Старение парков отмечают также и компании, строящие свой бизнес на сдаче строительной техники в аренду. По словам директора одной из таких компаний - «АТиМ» - Владимира Закамского, «старение парка в полной мере мы ощущаем и на себе. Ремонт и обслуживание техники обходятся очень дорого, за год удается обновить не более 1-2 единиц». Пытаясь справиться с проблемой старения парков, строители применяют различные схемы аренды техники или приобретают ее по лизинговым схемам. По словам гендиректора строительной компании «Краснообск. Монтажспецстрой» Виктора Плахотникова, «с экономической точки зрения сегодня нам выгоднее не приобретать технику, а брать ее в аренду. Хотя, конечно, техника, которую мы берем, также является старой. При этом отмечу, что купить отечественную технику стало труднее, ограничено количество предложений по ее реализации. Предложений по продаже импортной техники сегодня на рынке больше, однако с ней возникают проблемы, связанные с ремонтом и приобретением запчастей. Если импортный автотранспорт имеет сервисные центры, то по спецтехнике таких центров пока нет». «В нашей компании техника обновляется каждые 3-4 года, старее механизмов нет, - говорит гендиректор компании «Союз-10» Александр Михайлов. - За прошлый год основные фонды компании были увеличены на 15 млн рублей. Хотя, если мне ежедневно не нужен большегрузный транспорт, то я предпочту брать его в аренду. То же самое и с башенными кранами, хотя в городе уже начала формироваться тенденция, когда строители приобретают такие краны в собственность». Аренда специализированной техники может обойтись строительной компании в сумму от 4 до 8 тыс. рублей в час, автотранспорт стоит несколько дешевле. Для сравнения: стоимость бульдозера советского производства составляет порядка 1,4-1,5 млн рублей, кубовой экскаватор стоит в пределах 2 млн рублей, простой автокран на базе автомобиля МАЗ - 700-800 тыс. рублей. Башенные краны челябинского производства обойдутся строителям приблизительно в 6 млн рублей, аналогичная техника питерского производства стоит уже 12-15 млн рублей. Владимир Закамский отмечает, что с увеличением объемов строительства в последние два года строительные фирмы стали чаще обращаться в компании, сдающие технику в найм. Директор департамента землеройной техники компании «Либхерр-Русланд» Игорь Шлапунов считает, что отечественная промышленность не способна адекватно обновить отрасль. Это, по его мнению, позволило в последние 2-3 года активно развернуться на российском рынке поставщикам зарубежной техники. Шлапунов также говорит, что «сегодняшние схемы приобретения техники (лизинг, аренда) начинают напоминать принципы работы западных компаний. У строителей по определению не может хватать оборотных средств на покупку техники, если это происходит, то компания ведет неграмотную финансовую политику». Александр Крымко отмечает, что лизинговые схемы, предлагаемые банками строителям в последние 2-3 года, стали очевидным шагом вперед. «За последние два года, - комментирует Крымко, - с помощью лизинговых схем наша компания приобрела 25-тонный автокран, автобетоновоз, экскаватор и высотный башенный кран». Отмечают строители и появление на рынке предложений по продаже б/у техники зарубежного производства. «Пока тенденция неутешительна, - говорит Владимир Закамский из «АТиМ», - темпы старения значительно опережают темпы обновления». По словам господина Урванцева, причина медленного обновления техники состоит в низкой рентабельности строительного бизнеса: «Сверхприбыль, получаемая при строительстве дома, оседает у посредников, рентабельность же строителей составляет не выше 15%. Часто этого не хватает даже на покрытие налогов, не говоря уже об обновлении парка». По его мнению, выходом из ситуации могла бы стать государственная политика по увеличению рентабельности строительного бизнеса. Только тогда, уверен собеседник «КС», у строителей появятся деньги на новую технику или ремонт старой. При этом Александр Михайлов уверен, что технику обновлять надо в любом случае: «Пусть лучше не хватит денег, чтобы масло на хлеб намазать, но технику необходимо купить. Обновление основных фондов - важнейшая задача любой строительной компании. Тут нужно говорить, что не у всех на это есть возможности. Сегодня строительная отрасль - сформировавшийся рынок, на котором хватает любых предложений, был бы покупатель».Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ