Козырь для конкурентной борьбы

На российском рынке финансовых услуг стремительно растет спрос на новый инструмент управления дебиторской задолженностью - факторинг. В 2004 году объем факторинговых операций в целом по России вырос в два раза. По оценкам экспертов, в ближайшие годы спрос на этот инструмент вырастет в 50 раз, причем в основном за счет региональных компаний. По данным КБ «НФК «Уралсиб-НИКойл», объем рынка факторинга в России в 2004 году составил около $1,5 млрд. По предварительным оценкам, в 2005 году этот рынок удвоится. По состоянию на 01.10.2004 ФК «Уралсиб-НИКойл» занимал 54% российского и сибирского рынка факторинга, на втором месте находится банк «Центрокредит» (14,72%), на третьем - Промсвязьбанк (12,44%), на четвертом - НОМОС-банк (9,46%), на пятом - банк «Петрокоммерц» (4,91%). По оценкам участников рынка, в 2004 году наметилась тенденция, которая станет определяющей при развитии нового инструмента управления дебиторской задолженностью: факторинг начинают активно использовать предприятия и компании не только в Москве, но и в регионах. «17 филиалов, занимающихся факторинговым бизнесом, приносят нашей компании более половины ее годового дохода. В Новосибирском филиале за 2004 год оборот по факторингу вырос в 2,5 раза», - говорят представители КБ «НФК «Уралсиб-НИКойл» (Москва). «По нашим прогнозам, в ближайшие годы рынок факторинга в Сибири должен вырасти раз в пятьдесят. В целом по России факторинговый рынок растет со скоростью приблизительно 200% в год, и нашей стране в течение нескольких лет вполне реально нагнать Европу, - анализирует ситуацию управляющий Новосибирским филиалом НОМОС-банка Ирина Демчук. - Основным стимулом возрастающего спроса на факторинг служат общие положительные тенденции в экономике, стабильная политическая ситуация и рост конкуренции в секторе товаров потребительского рынка, особенно в крупных городах». Сейчас наиболее активно факторинговыми операциями пользуются компании, работающие в пищевой, парфюмерной, косметической отраслях, а также предприятия, производящие алкоголь, напитки и хозяйственные товары (анализ проведен на основе статистики, представленной КБ «НФК «Уралсиб-НИКойл»; остальные участники рынка заявили, что подобную информацию пока не собирают). В числе лидеров уже несколько лет находятся компании, занимающиеся производством, поставкой и продажей продуктов питания, алкоголя, напитков и строительных материалов. В совокупности представители только этих трех отраслей сегодня занимают более 60% рынка факторинга. Представители Промсвязьбанка считают, что рост факторинговых операций в 2005 году, скорее всего, будет вызван обострением конкуренции между оптовыми компаниями: «С одной стороны, наблюдается тенденция укрупнения оптовых компаний практически по всем направлениям, с другой - конкуренция между ними переходит на новый уровень. Важную роль играет не только цена, но и качество обслуживания, оперативность и «полнота» поставок. Таким образом, оптовые компании просто вынуждены расширять спектр дополнительных услуг». По мнению собеседников «КС», в данном случае факторинг является одним из самых привлекательных инструментов конкурентной борьбы, так как в настоящее время факторинговые операции еще недостаточно распространены, а значит, их использует небольшое количество участников рынка. Кроме того, с помощью факторинга можно быстро пополнить оборотные средства, что не всегда удается сделать за счет кредитов, так как проблемой практически любой оптовой компании является отсутствие достаточного обеспечения. Это позволяет привлечь клиентов из числа предприятий малого и среднего бизнеса. Однако у факторинга есть и ряд минусов, прежде всего - цена. В среднем по Новосибирску компания может взять кредит в банке под 14-18% годовых. Стоимость факторинга составит от 16% до 21%, а с учетом комиссии увеличится до 27-30% годовых, то есть факторинг фактически в 1,5 раза дороже обычного банковского кредита, и удорожание товара при отсрочке на месяц составит 3-3,5% годовых. Однако, по словам директора Новосибирского представительства КБ «НФК «Уралсиб-НИКойл» Сергея Радько, комиссию можно распределить между продавцом и покупателем: «Скажем, компания при отсрочке на месяц на 1% увеличивает цену на товар для своего дебитора и 1,5% платит сама за средства, полученные от факторинговой компании. Стоимость ресурсов для компании составляет те же 18% годовых, что и за кредит. Но для факторинга залог не требуется». В то же время часть клиентов компаний заявили, что использование факторинга принесло им дополнительные проблемы. «Факторинг подразумевает жесткую банковскую дисциплину, а для многих наших клиентов выдерживать график погашения платежей и выплаты процентов достаточно сложно. Как следствие, идут штрафные санкции, и мы сталкиваемся с проблемой погашения платежей по факторингу», - заявили «КС» топ-менеджеры сразу нескольких компаний Новосибирска и Красноярска. «У нас возникали аналогичные проблемы, но пока нам удается урегулировать эти вопросы с партнерами и клиентами, - говорит замдиректора ООО «ТД «Мальдива» (Красноярск) Константин Веселов. - Главное, чтобы факторинговая компания предоставляла реальную, а не заниженную отсрочку платежа, чтобы наши клиенты могли реализовать полученный товар и спокойно рассчитаться». Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ