«Малозначительных преступлений не бывает»

В августе текущего года в федеральных округах были созданы Главные управления МВД РФ. Они призваны курировать, координировать и анализировать работу местной милиции, а в чем-то даже быть «глазами и руками» Министерства в регионах. Корреспондент «Континента Сибирь» ЕГОР ЕГОШИН встретился с начальником ГУ МВД России по Сибирскому федеральному округу ЮРИЕМ СКОВОРДИНЫМ. Генерал-майор милиции Юрий Сковордин родился в 1949 году в Петропавловске Северо-Казахстанской области. В 1972 году окончил Омскую высшую школу милиции. Проходил службу в УВД Кургана в должностях следователя, старшего инспектора уголовного розыска, старшего инспектора по особо важным делам. После окончания Академии МВД СССР прошел ряд должностей и был назначен начальником уголовного розыска УВД Курганской области. В 38 лет (своеобразный рекорд) стал начальником УВД Курганской области, на этой должности проработал 13 лет. С октября 2000 года - начальник ГУВД Пермской области. В августе 2001 года получил новое назначение - на должность начальника ГУ МВД России по СФО. Женат, имеет двоих сыновей.   - Юрий Петрович, в чем, на ваш взгляд, смысл создания федеральных структур в регионах: в укреплении вертикали власти, в стремлении вывести УВД и ГУВД из-под влияния руководства муниципалитета и субъектов Федерации? - Создание Главных управлений в округах я считаю вполне закономерным элементом реформирования всей государственной власти в России, поэтому рассуждать сегодня о том, правильно ли данное решение, на мой взгляд, бессмысленно. Сразу после создания окружных управлений руководство МВД и, что характерно, главы субъектов Федерации признали, что это необходимо. Что касается стремления вывести УВД и ГУВД из-под влияния исполнительной власти Это влияние не всегда негативно. Как известно, борьба с преступностью - предмет совместного ведения Федерального центра и исполнительной власти, поэтому и те, и другие в равной степени ответственны перед населением за его безопасность. Конструктивное влияние со стороны властей я могу только приветствовать. Конечно, нас не может не настораживать влияние на правоохранительные органы с корыстными целями. Но в Сибирском регионе таких серьезных фактов, когда милиция проводила политику местных властей, игнорируя приказы Министерства, пока не выявлялось. Однако вопрос это непростой - по некоторым областям до 75% объема финансирования правоохранительных органов идет из местных бюджетов. А кто платит, как гласит пословица, тот и заказывает музыку - На должность руководителя ГУ по Сибирскому федеральному округу вы были назначены с поста начальника ГУВД Пермской области. Считаете ли вы, что возглавлять ГУ МВД России и региональные ГУВД должны специалисты, что называется, со стороны, ранее не связанные с этими регионами? - Совершенно не обязательно. В этом вопросе должен быть дифференцированный подход. В излишне политизированных регионах, например в Приморье, в подобных ситуациях желательно назначать человека «со стороны». В иных случаях начальник ГУ или ГУВД может быть и местным. - Не так давно произошла реорганизация РУБОП. Чем это, на ваш взгляд, вызвано? - Дело в том, что управления по борьбе с организованной преступностью, занимаясь этим сами, руководили соответствующими подразделениями УВД и ГУВД субъектов Федерации. Откровенно говоря, в «палочном подходе», которым они руководствовались, была порочная практика - погоня за показателями. Нынешняя реформа предполагает, что областные УБОП выводятся из-под подчинения РУБОП и вливаются в состав криминальной милиции. Эти изменения, в частности, позволят избавиться от параллелизма и дублирования в оперативно-розыскной деятельности. Ведь раньше сотрудники УВД, ГУВД и РУБОП боролись с одними и теми же группировками, при этом подразделения по борьбе с оргпреступностью не отвечали ни за ситуацию на конкретной территории, ни за динамику преступлений, ни за их раскрываемость. Все это порождало, с одной стороны, соперничество между подразделениями МВД, а с другой - отношения взаимного неприятия, что нанесло, на мой взгляд, большой ущерб системе. Вошедшее в состав ГУ оперативно-розыскное бюро возьмет на себя некоторые функции РУБОП, но будет заниматься только межрегиональной организованной преступностью. Все остальные дела будут расследоваться территориальными УВД. И Управление будет вмешиваться только в тех случаях, когда с работой не будут справляться органы местной милиции. - Полномочны ли вы как начальник ГУ принимать кадровые решения, касающиеся смены руководства местной милиции? - Порядок назначения существенно изменен: сейчас руководители органов внутренних дел субъектов Федерации будут назначаться указом президента по представлению министра внутренних дел РФ. Кандидатуры, безусловно, пройдут согласование с главами субъектов, но мнения губернаторов не будут определяющими. Что касается кадрового состава правоохранительных органов, то меня, как любого руководителя, он в полной мере не может устраивать. Сейчас мы, кстати, начинаем комплектовать кадровый состав Главного управления, и все сотрудники в обязательном порядке пройдут полную аттестацию. Такой фильтр, по-моему, просто необходим. - Актуальная сегодня тема - предотвращение терактов. Как вы считаете, хватит ли для этого усилий только спецслужб и милиции? - Как человек, который способен оценивать эту угрозу, могу сказать, что никто от терактов не застрахован, и последние события тому явное подтверждение. Но свести к минимуму возможность их совершения мы в состоянии. Причем не только усилиями ФСБ, милиции, прокуратуры. Здесь необходимо тесное сотрудничество с населением и местными властями. - Как вы оцениваете уровень преступности в СФО? Есть ли региональная специфика? - Надо сразу сказать, что в СФО уровень преступности всегда несколько выше, чем в среднем по России, что объясняется историческим развитием региона. Сибирь всегда была традиционно местом ссылок, местом проживания ранее судимых граждан. Другая особенность в том, что между регионами существует большая разница показателей: например, в Бурятии за 8 месяцев этого года совершено более 2100 преступлений на 100 тысяч населения, тогда как в Кемеровской области - 1350. И это меня беспокоит, потому что такого отличия объективно быть не может. Конечно, в какой-то степени это объясняется издержками устаревших методов оценки деятельности органов внутренних дел: сейчас уровень преступности формально определяется количеством принятых от населения заявлений. Поэтому если в соседних регионах существенно отличаются цифры статистики, это еще не значит, что в одном воруют, а в другом - нет. Просто в одних регионах позиция руководства заключается в том, что необходимо регистрировать абсолютно все преступления, в других же бывают случаи неполной регистрации. Дело в том, что в нашем Уголовном кодексе нет понятия границы между проступком и преступлением. Происходят так называемые «копеечные» кражи, когда дело не возбуждается в силу минимального нанесенного ущерба. В этих случаях заявление обычно «списывается». Но, например, для одинокой пенсионерки кража единственной курицы - весьма существенная потеря Отсутствие четких границ, нерегистрация «малозначительных» преступлений и порождает возможность манипулировать статистикой. Об этом, кстати, говорил и министр МВД Борис Грызлов во время своего последнего приезда в Новосибирск. Но лично моя позиция, основанная на милицейском опыте, - регистрировать все заявления от населения. Количество преступлений зависит и от уровня благосостояния, хотя прямой зависимости нет - воруют у нас, к сожалению, везде. Но резкое обнищание, отсутствие постоянного места работы, безусловно, дополнительно подталкивают людей к совершению преступлений. Например, в Бурятии, Читинской области, Республике Тыве, где уровень доходов очень низкий, регистрируется и больше преступлений. На общем фоне неплохо выглядят Кемеровская, Омская и Новосибирская области. Но чрезвычайно низкий уровень преступности в Кемеровской области у меня вызывает серьезные опасения. При том, что больше 80% населения области живет в городах, где, как правило, выше уровень преступности, количество зарегистрированных правонарушений там значительно меньше, чем в соседней Новосибирской области, где городских и сельских жителей примерно поровну. Мне кажется, уровень преступности в Кемеровской области несколько занижается, и причину этого мы будем выяснять. - Юрий Петрович, существует мнение, что наличие так называемых «воров в законе» в какой-то мере помогает милиции: на той территории, которую они «держат», нет беспредела. Что вы думаете по этому поводу? - Говорить так может только тот, кто абсолютно не знает ситуацию. На какие средства живут «воры в законе», причем живут весьма неплохо? Они ведь не работают - деньги им дает преступное сообщество, так называемый общак. А эти средства бандиты зарабатывают отнюдь не на разгрузке вагонов! Поэтому говорить о помощи правоохранительным органам со стороны «воров в законе» в высшей степени неверно. мармелад Фруктовый рай (330 грамм) - отличный подарок на 8 Марта под заказ !От 3 от 5 шт! конфеты мармелад 425г-66грн мармелад Gold 330 г Мармелад фрукты - подарок на Святого Николая, к Новому Году Там, где я работал, в Курганской и Пермской областях, «воров в законе» не было. И как только они появлялись, быстро отправлялись назад, за решетку. - А могут ли местные власти в чем-то помочь милиции? - Надо, чтобы финансирование органов внутренних дел не зависело от воли и желания местных властей, а было основано только на законе. А помогать надо не милиции, а населению, которое она обслуживает.

 

 

Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ