Маниакальный «Прилив»

С 8 по 10 июля в Новосибирске и Барнауле проходил фестиваль под названием [pre]live, организованный кемеровским глянцевым журналом «Мания» совместно с московским издательством Ad Marginem, кинообъединением «Свои2000» и новосибирской компанией «Пати Бум». Жанровый диапазон фестиваля - кино, музыка, мода и литература.   Главный юродивый отечественного рока - Петр Мамонов Фестиваль логично было бы назвать именем Петра Мамонова, 54-летней легенды русского рока, основателя группы «Звуки Му». Именно он должен был стать главной фигурой, или, как модно говорить сейчас, хэдлайнером мероприятия - в новосибирской части программы был указан его спектакль «Мальчик Кай и Снежная королева» (обозначенный как балет) и, кроме того, концерт в клубе «Рок-Сити». Фильм «Пыль», участник Московского кинофестиваля, привезенный на фестиваль, тоже имел отношение к Мамонову - он снялся в одной из главных ролей, причем был единственным из профессионалов. Кроме этого, в программе значилась презентация уже успевшего нашуметь романа Арсена Ревазова «Одиночество 12», выпущенного издательством Ad Marginem, фэшн-инсталляция в ArtDanceAtelie Маши Гуцайт, молодого модельера, живущего и работающего в Париже, фотопроект Димы Мишенина и концерт питерской команды WK? в частной пивоварне «Тинькоff». Про большую часть событий достаточно сказать, что они состоялись. Самым интересным стало выступление Петра Мамонова - хотя вместо обещанного балета на сцене ДК им. Октябрьской революции он представил программу песен с двух своих последних альбомов. То, что делает Мамонов, - это своеобразный театр одного актера с пластикой больного церебральным параличом, гибрид эпилептической пантомимы и юродства, достигающий градуса настоящего безумия. Отдельные фразы, положенные на монотонный бит, смысла имеют немного, но обнаженный по пояс и обливающийся потом Мамонов, дергающийся и катающийся по полу, - зрелище еще то. Хотя бы с точки зрения самоотдачи и вложенной энергии. Как поет он сам в одной из песен, «я такой особый дядечка». Молодые люди, ничего до этого про Мамонова не знавшие, выходили из зала со съехавшей набекрень «крышей». Принципиальная контркультурность Петра Николаевича показалась анахроничной и маргинальной, рассчитанной на очень специфическую публику. Хотя после концерта сам Мамонов уверял, что поет он для простого народа. То, что он заблуждается, доказывает тот факт, что небольшой зал был полон наполовину. Хотя, возможно, отсутствие «лома» на первом большом выступлении (в восьмидесятых годах были квартирные концерты, о чем Мамонову напомнили его поклонники) в Новосибирске следует отнести на счет организационных огрехов всего мероприятия. Презентация романа Арсена Ревазова «Одиночество 12» могла бы стать действительно значимым событием, будь она организована более продумано. Но местом презентации в последний момент вместо книжного магазина стал магазин Depo, участники опоздали, время сдвинулось, а диджею Вайперу не дали играть на улице жители дома, в котором находится магазин. В общем, посмотреть на писателя, успешно «русифицировавшего» Эко, Мураками, Дэна Брауна и Переса-Реверте, пришли лишь журналисты. Роман, однако, очень неплох. И написан уж получше, чем «Код да Винчи», хотя местами затянут, местами невнятен, а кое-где видны фабульные неувязки. Тем не менее читается «Одиночество 12» на одном дыхании, и причина тому - легкость непритязательного письма, мешающего современный сленг, тексты песен, анекдоты и фигуры героев - тридцатилетних представителей миддл-класса, в которых узнаешь если не себя, то некоторые черты своих знакомых. Сам автор и издатели отрицали, что роман изначально писался для заполнения свободной ниши книжного рынка. Но в итоге получилось качественное чтиво, что редкость. Начавшись как эклектичное (хотя и с претензией на радикальность) издание с уклоном в клубную культуру, наследующее традициям «Птюча» и ориентированное на продвинутую молодежь, «Мания» в последних номерах (вышло семь номеров за два года) становится более глянцевым журналом и пытается стереть грань между столицей и провинцией, привлекая к сотрудничеству авторов как московских, так и сибирских. Увидела, как тает на глазах мой мастер по маникюру. Спросила, на какой диете она сидит и она мне рассказала про New Diet - функциональное питание для похудения! Я сразу предположила, что нужно ограничить себя во... Фестиваль в целом стал одним из немногих попыток «десантировать» столичную модную тусовку в провинцию, причем не отдельных персонажей, а «комплексно», создав определенный контекст. Контекст, однако, создаваться не хочет, и «Прилив» (таково, по созвучию с [pre]live, второе название фестиваля) оказался невысок. Не «новая волна».

Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ