«Мы заинтересованы в приходе крупнейших компаний»

Взаимоотношения власти и бизнеса остаются одной из самых острых проблем российской экономики. К этой теме «» испытывает особый интерес, регулярно обращаясь за комментариями к руководителям сибирских регионов. Сегодня о правилах игры, которые устанавливают региональные власти для коммерческих, финансовых и промышленных структур, корреспонденту «КС» МИХАИЛУ СТОЛЯРОВУ рассказывает председатель Совета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», губернатор Иркутской области БОРИС ГОВОРИН.   Фото Аркадия УВАРОВА - Борис Александрович, в Иркутской области столкнулись интересы многих крупнейших российских ФПГ. Существуют ли определенные правила поведения обладминистрации во взаимоотношениях с этими группами? - Безусловно. В первую очередь, все участники хозяйственных процессов на территории Иркутской области должны действовать в рамках законодательства. Мы заинтересованы в приходе крупнейших компаний, так как реализация проектов на территории нашей области требует сил и могущества - как финансового, так интеллектуального. Малый и средний бизнес просто не сможет управлять такими предприятиями, как Усть-Илимский лесопромышленный комплекс или Ангарская нефтехимическая компания, из-за нехватки сырья, оборотных средств, специалистов. ФПГ дают рабочие места, зарплату, налоговые отчисления, формируют внебюджетные фонды. Поэтому у нас ровные отношения со всеми. Стараемся взаимодействовать, понимая, что у каждой группы есть свои интересы, связанные с извлечением максимальной прибыли, а у регионов - свои. - Не секрет, что, например, в Кемеровской области финансово-промышленные группы, желающие начать какой-либо бизнес, должны получить одобрение областной власти. Новосибирский губернатор Виктор Толоконский требует, чтобы с ним согласовывали состав органов управления и кандидатуры руководителей крупнейших предприятий. В Иркутской области есть нечто подобное? - Я придерживаюсь рыночных принципов и принципов невмешательства в хозяйственную деятельность со стороны государства. Обсуждение вопросов взаимодействия с собственниками предприятий, расположенных на территории Иркутской области, проходит по определенным правилам. Но чтобы бизнесмен сначала должен был идти в администрацию области согласовывать свои намерения - такого нет. Считаю это нонсенсом. Мы должны создавать равные права для всех хозяйствующих субъектов, и если у них есть желание прийти и купить собственность - пожалуйста, право на это закреплено законом и не подлежит регулированию административным путем. Только после того, как приобретение состоялось (например, НК ЮКОС пришла на АНХК), мы можем проводить консультации по поводу участия компании в решении региональных проблем. - Но конфликты вокруг передела собственности все равно возникают, в том числе и в Иркутской области. Как сейчас обстоят дела на Усть-Илимском лесопромышленном комплексе? - Идет вялотекущий конфликт. Стороны, в нем участвующие, обмениваются информационными и правовыми ударами. Акционерам надо было уже давным-давно сформулировать условия внеочередного общего собрания акционеров, обсудить происходящее и принять решения. «Энергопром» осуществляет контакты с разными коммерческими структурами, в том числе с «Русалом», по поводу продажи своего пакета акций - около 30 процентов. «Континенталь-инвест» также ведет переговоры и с «Илим Палп Энтерпрайз», и с «Русалом». Окончательного решения ситуация не получила. На самом предприятии идет брожение, подкрепляемое призывами профсоюзной организации и обращениями к органам государственной власти. Просят вмешаться в конфликт. Но это примитивные социалистические подходы, когда наемные рабочие и акционеры переносят решение всех своих бед на государственную власть. Тогда как точку в конфликте на ЛПК должен поставить только суд. - Еще одно проблемное место - АО «Иркутскэнерго»... - К управлению энергосистемой пришли новые собственники в лице алюминиевых компаний. Созданы новые органы управления. Государство, обладающее 40 процентами акций, работает консолидированно, без казусов между Минимущества и областной администрацией. Мы намерены отстаивать интересы области. Походя принимать решения об участии обладминистрации в управлении энергосистемой было бы опрометчиво. - Федеральная власть сейчас активно формирует так называемые вертикально-интегрированные структуры в сфере оборонного комплекса. Как вы оцениваете вхождение новосибирского и иркутского авиационно-производственных объединений в состав АВПК «Сухой»? - Перед ВПК сейчас стоит задача не только обеспечения армии, но и преодоления конкуренции на международном рынке. Идея создания концернов кажется абсолютно справедливой, ведь аккумулируются средства на научно-исследовательские и конструкторские цели. Это адекватный шаг правительства на складывающуюся ситуацию в мире. Что касается ИАПО, то завод, по существу, уже давно вошел в состав АВПК «Сухой», передав часть акций. Наш завод имеет стабильные заказы примерно на 10-15 лет вперед, загружен на полную мощность. Ситуации на ИАПО и НАПО отличаются, как небо и земля. У нас сейчас действующее предприятие, которое создает тысячи новых рабочих мест. - По вашему мнению, это связано с более ранним вхождением в холдинг? - Нет, не связано. Поддержка АВПК не была столь значимой для ИАПО. Больше зависело от инициативы местных властей и менеджеров самого предприятия. - Борис Александрович, вы не только губернатор, но и председатель Совета МА «Сибирское соглашение». С момента образования федеральных округов прошло уже больше полутора лет, изменилось ли в связи с этим содержание работы ассоциации сибирских губернаторов? - Несомненно, мы имеем возможность сделать первые оценки: каким образом межрегиональная ассоциация осуществляла взаимодействие с новым институтом государственной власти - полномочным представителем президента РФ. Мне кажется, в этих отношениях присутствует личностная специфика. Леонид Драчевский изначально не встал на путь конфронтации с МАСС, а выбрал путь делового, конструктивного сотрудничества. Не в пример отношениям, которые развивались в других федеральных округах. Леонид Драчевский вполне аргументированно ввел в состав аппаратных совещаний председателя исполкома МАСС Владимира Иванкова. Это решение было нами одобрено. Получилась очень хорошая интеграция. С одной стороны, административные ресурсы аппарата полномочного представителя, его близость к президенту и правительственным структурам, следовательно, возможность информировать центр о текущем положении дел на территории СФО. С другой стороны, нами наработан десятилетний опыт, создана мощнейшая информационная и организационная база, которая сейчас, на мой взгляд, эффективно используется аппаратом представителя президента. Знаменитый мармелад теперь и в Красноярске.Формовой желейный мармелад тм на основе пектина. Пектин - это природный полисахарид, который является естественным очистителем организма. Он способствует нормализации обменных процессов, улучшает кровообращение и перестальтику кишечника, а также снижает содержание холестирина в организме, выводит из организма радиоактивные вещества, токсичные металлы,радионуклиды, пестициды и прочее! Проводятся совместные заседания окружного Совета и Совета МАСС. Итоги сотрудничества нас удовлетворяют. - Помогает ли работа Леонида Драчевского вам как губернатору? - Настройка нового государственного института - процесс трудоемкий и непростой. Из самого понятия «полномочный представитель президента» следует, что президент часть задач поручает решать своим представителям в округах. Но этот институт находится в становлении и не имеет пока завершенного содержания. Мы притираемся, ищем формы сотрудничества. Но были примеры и практического вмешательства в текущую ситуацию в регионах, например, тяжелейшей зимой 2000 года. Во время серьезного напряжения в ТЭКе, ЖКХ полпред и его аппарат принимали активное участие в содействии органам местного самоуправления и регионам. - В будущем году одной из главных проблем отношений между центром и субъектами Федерации, вероятно, станет реализация решения федерального правительства о повышении зарплаты работникам бюджетной сферы. Бюджеты регионов на 2002 год называются «зарплатными», но искать средства придется самим регионам. Не вызывает ли опасений у региональных властей возможная нехватка средств? - Оплата труда работников бюджетной сферы нуждается в очень серьезной коррекции, потому что ее размер, например, в Иркутской области, по сравнению с оплатой труда в промышленности меньше в два с лишним раза. Повышение оплаты труда бюджетникам имеет принципиальное значение, так как работа учителей, врачей становится непрестижной. Дискутировать по поводу повышения зарплаты нет необходимости. Иное дело - механизмы решения этого вопроса. Правительство допускает свободное толкование действующего законодательства, как это было раньше с законами об инвалидах, о ветеранах. Эта проблема общая для всех территорий. Для Иркутской области цена вопроса составляет 4,2 млрд рублей. Правительство пытается ввести некие нормы: если расходы на зарплату превышают 40% консолидированного бюджета, то федеральная власть готова принять участие в частичной компенсации этих расходов. Но наша позиция заключается в том, что Федерация должна в полном объеме передать источники для реализации этого решения. Консолидированный бюджет России имеет финансовую возможность повысить зарплату бюджетникам.

Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ