Машиностроению Кузбасса - быть!

Сегодня машиностроение - третья отрасль в Кузбассе по объемам выпускаемой продукции и налоговых поступлений в бюджет. Машиностроение обеспечивает современным оборудованием весь промышленный комплекс области: горняков, металлургов, химиков и сельское хозяйство.   Директор ОАО «НИИВЭМ» Валерий Григорьевич Власов Надо сказать, что еще пять лет назад отрасль была ориентирована таким образом, что 2/3 производственной продукции вывозилось за пределы области. Так реализовывалось 90% взрывозащищенных электродвигателей и низковольтной аппаратуры, 85% самоходных кранов, 80-90% магнитных пускателей, 90% подшипников, 70% погрузчиков-экскаваторов, 40% горно-шахтного оборудования. В то же время в область ввозилось из ближнего и дальнего зарубежья, других регионов России около 100% карьерного оборудования и 70% угледобывающей техники, 95% бытовой техники. Сопоставление же потребностей базовых отраслей промышленности Кузбасса и возможностей машиностроительного комплекса показало, что около 80% необходимой номенклатуры может изготавливаться в Кузбассе. По мнению руководства области, главная роль в развитии научно-технического прогресса, в техническом перевооружении всех отраслей экономики Кузбасса по праву принадлежит машиностроению. В связи с этим были предприняты конкретные меры по восстановлению и подъему машиностроительных предприятий Кузбасса.  Президент Клуба машиностроителей Кузбасса, директор по продажам ООО «ПО «Юрмаш» Борис Михайлович Ефременков (справа) и генеральный директор ОАО «Анжеромаш» Сергей Германович Альков  «Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев считал одной из главных задач развитие наукоемких отраслей, - говорит вице-президент Клуба машиностроителей Кузбасса Владимир Агафонов. - Так сложилось, что Кузбасс (да и Россия в целом) является сырьевым придатком в мировой экономике. И так может продолжаться на протяжении еще многих и многих лет, если не выработать подход к решению проблем в других отраслях экономики. Необходимо было в короткие сроки начинать создавать высокопроизводительное, конкурентоспособное, импортозамещающее оборудование для добычи и переработки угля, нефти, включающего очистные угледобывающие машины, проходческие комбайны, металлоконструкции для трубопроводов и многое другое». Для решения данных задач в 2000 году и был создан региональный Клуб машиностроителей. Он объединил руководителей ведущих машиностроительных предприятий Кузбасса: Сергея Алькова (ОАО «Анжеромаш»), Бориса Ефременкова (ОАО «Юрмаш»), Айрата Шарипова (ОАО «Прокопьевский подшипниковый завод»), Петра Гауса (ЗАО «Сибтензоприбор»), Виктора Дорна (ОАО «Завод «Продмаш»), Юрия Кузнецова (ОАО «Кузнецкий машзавод»), Евгения Милешина (НПО «Развитие»), Юрия Енина (ОАО «КАРЗ»), Валерия Власова (ОАО «НИИВЭМ»), Евгения Денисенко (завод «КВОиТ»). Членами Клуба также являются Владимир Агафонов (начальник отдела департамента АКО) и Александр Качула (арбитражный управляющий УК «Прокопьевскуголь»). По словам заместителя губернатора Александра Копытова, «Клуб появился в начале сложного экономического преобразования отрасли и объединил наиболее опытных машиностроителей. За счет их ума, таланта и желания сотрудничать со всеми отраслями экономики региона нам удалось в короткий срок добиться значительных результатов. В последние два-три года мы стараемся по максимуму размещать заказы на изготовление оборудования на местных предприятиях. Одним из главных достижений можно считать то, что нам удалось реанимировать «Юрмаш». Он по-прежнему остается флагманом кузбасского машиностроения, и это по-прежнему градообразующее предприятие, с ним администрация области связывает перспективы развития угольного машиностроения».   Директор ЗАО «Сибтензоприбор» Петр Петрович Гаус «В создании Клуба решающую роль играла областная администрация, - утверждает директор ЗАО «Сибтензоприбор» и первый президент Клуба машиностроителей Кузбасса Петр Гаус. - Власти поняли, что требуется неформальная организация, на которую можно опираться при управлении машиностроительной промышленностью. Областная администрация была не только инициатором, она и по сей день оказывает постоянную помощь в нашей работе, в организации встреч с представителями других отраслей. Развитие машиностроительных предприятий за счет освоения новой продукции, в том числе импортозамещающей для нужд горнодобывающей, металлургической и других отраслей промышленности Кузбасса является приоритетным на сегодняшний день. И, кстати, государство наконец заметило отечественного производителя: с 1 января этого года снижен НДС, с 2005-го будет значительно снижен социальный налог, 1 января 2007 года предполагается еще одно снижение НДС, теперь до 14%. Хочу отметить, что члены Клуба участвуют в разработке областных законов по развитию промышленности Кузбасса, городских и областных программ по созданию новых рабочих мест». «В любом процессе всегда нужны человек или структура, которые бы организовывали, цементировали это дело, - говорит директор завода «КВОиТ» Евгений Денисенко. - Мы ведь различные предприятия по возможностям и специфике, и объединить нас - дело довольно сложное. Тем ценнее для нас каждая встреча, тем больше к ней готовимся и лучший результат получаем. На сегодняшний день мы расширили номенклатуру нашего предприятия. Мы работаем с металлургами, угольщиками и рударями достаточно много, основной партнер - «Русский алюминий». А ведь раньше мы были узкоспециализированным предприятием. Именно благодаря Клубу мы пошли на расширение ассортимента. Сейчас география наших заказчиков очень широкая: от Ростова-на-Дону, Вологды и до Камчатки. Мы продолжаем работать и с предприятиями нашего профиля, энергетиками: «Иркутскэнерго», «Алтайэнерго», «Бийскэнерго», «Томскэнерго», «Омскэнерго», «Новосибирскэнерго».  Арбитражный управляющий УК «Прокопьевскуголь» Александр Викторович Качула  «В настоящее время кузбасское машиностроение имеет стабильный рост объемов. Я бы сказал, что Клуб машиностроителей сыграл здесь свою роль, - уверен президент Клуба Борис Ефременков. - Сотрудничество в таком виде дает возможность представителям разрозненных предприятий встретиться и поделиться своими замыслами, проблемами». «На определенном этапе возникла необходимость общения. В период перехода на рыночные отношения не хватало информации, и каждый ее собирал по крупицам, - говорит генеральный директор НПО «Развитие» Евгений Милешин. - Для начала Клуб стал для нас обучающим центром. Предприятия - члены клуба не конкурируют между собой, поэтому мы могли изучать ошибки и достижения друг друга, смотреть на развитие спроса. Клуб сделал нас более открытыми, способными к конструктивному диалогу как с потенциальными потребителями, так и с властями и с представителями других отраслей». «Клуб дает возможность оперативно получать информацию, а также двигаться вперед, выбирая наиболее перспективные направления, - объясняет директор «КАРЗа» Юрий Енин. - Кстати, бизнес-планы других предприятий направляются областной администрацией и департаментом промышленности для анализа именно в клуб. Нам это дает возможность ориентироваться на новые тенденции, изучать специфику вновь строящихся и развивающихся предприятий. Сегодня, например, мы на предприятии имеем новые разработки в ГШО. Приступили к освоению и разработке ремонтно-технической документации, технологии на восстановление, которым нет аналогов. Чтобы выжить, запустили в производство новый гидроманипулятор, посевной комплекс, гидравлический кран. По сельскому хозяйству закрываем почти 100% областных потребностей. Основное направление деятельности нашего предприятия в ближайшее время - производство комплексов «ПК-Кузбасс», капитальный ремонт агрегатов большегрузных автомобилей». По словам Владимира Агафонова, первый же год показал, что Клуб оправдывает свое существование: «Так, одной из задач было завоевание рынка. Мы сами планировали и проводили встречи с ведущими предприятиями - потенциальными заказчиками. Обсудить всегда есть что: качество, ассортимент, желания потребителей и возможности производителей. На одной из таких встреч с руководством «Запсиба» выяснилось, что те дозаторы, которые металлурги везли из-за пределов области, может производить «Сибтензоприбор». Мы проанализировали, сколько реальных заказов дали наши встречи (а их в год проходит от четырех до семи), оказалось, что этого объема хватит, чтобы полностью загрузить один из наших машиностроительных заводов. Выездная коллегия на «Юрмаше» также дала свой результат. Туда были приглашены все региональные потребители продукции в Кузбассе, и теперь «Юрмаш» довольно уверенно стоит на ногах. Сейчас машиностроители Кузбасса стараются вытеснить своих конкурентов с регионального рынка, например, из той же угольной отрасли. Произведенная в Кузбассе угольная техника вполне может заменить технику того же уровня, сделанную в Польше или на Украине. По цене она гораздо более доступна, ремонтная база всегда под рукой, а что касается качества, на недостаток которого ссылаются потребители, то сегодня конструкторы предприятий над этим вопросом работают. Если раньше везли в Кузбасс почти 100% проходческой техники, то сейчас на эту нишу претендуют «Юрмаш» и «Анжеромаш». Сельскохозяйственное машиностроение также нашло свой путь: многофункциональные сельскохозяйственные комбайны «Конкорд-Кузбасс» - современные машины, доказавшие свои преимущества на полях». «Новокузнецк - центр металлургии Кузбасса. Казалось бы, у нашего предприятия идеальное расположение - бок о бок с заказчиками, - рассказывает генеральный директор ОАО «Кузнецкий механический завод» Юрий Кузнецов. - Географически мы действительно находимся недалеко от таких металлургических гигантов, как «Запсиб» и КМК, но договориться о сотрудничестве смогли при содействии Клуба машиностроителей. А ведь мы не первый год на рынке и поставляли нашу продукцию в разные регионы России. Но именно на заседании Клуба мы смогли найти точки соприкосновения, обсудить конкретные потребности наших металлургов». «По-прежнему большой проблемой для машиностроения региона остается рост цен монополистов, - говорит директор ОАО «Прокопьевский подшипниковый завод» Айрат Шарипов. - В прошлом году рост цен дал +50%, в этом году уже +50% есть, а перед новым годом планируется еще одно повышение. Здесь не следует забывать, что продукция машиностроения специфическая. В ее себестоимости металл составляет 60%! Любое повышение цен сказывается на себестоимости нашей продукции. На фоне острой конкуренции (например, только в Китае 2,5 тысячи подшипниковых заводов) монополии просто подрезают нам крылья». «Клуб - это некоммерческая организация, наверное, это и хорошо, - считает арбитражный управляющий УК «Прокопьевскуголь» Александр Качула. - Преследуемая цель - возможность открыто общаться, находить нестандартные решения. Вот, например, сегодня для всего машиностроения проблемой является отсутствие кадров. Что делать, чтобы на машиностроительные предприятия люди хотели идти работать? Изучая на одном из последних заседаний Клуба опыт кадровой работы КМК и «Азота», мы решили привлечь к диалогу профессионально-технические колледжи и училища. И сегодня напрямую приглашаем студентов на практику на наши предприятия, показываем условия работы, задачи и т.д.». «На мой взгляд, машиностроение - по-прежнему самая забитая отрасль в России, - говорит директор ОАО «НИИВЭМ» Валерий Власов. - Государство оставило эту отрасль без внимания. У нас в России очень маленький внутренний рынок для машиностроения: химические заводы не строят, флот не потребляет нашу продукцию, оборонка тоже. Большинство предприятий выживает только за счет огромной номенклатуры, предлагая свои услуги по модернизации. Поэтому самое главное наше достижение на сегодняшний день - мы выжили! А выжили благодаря быстрому обновлению продукции и мобильности наших КБ, а также взаимопомощи, которая объединяет машиностроителей, ведь сообща и информационные, и социальные вопросы решать проще». ЗАО «Сибтензоприбор» (бывший Топкинский механический завод) является крупнейшим предприятием в России по производству тензометрических датчиков, весоизмерительных и весодозирующих систем, а также одним из ведущих предприятий по производству запасных частей для горно-шахтного и котельного оборудования. По ряду выпускаемых приборов, систем управления и средств автоматизации завод имеет монопольные позиции на рынке России. На предприятии четыре крупных направления: тензометрия (тензорезисторы, тензодатчики), дозаторы непрерывного и порционного действия; весы любой модификации в статическом и динамическом исполнении; ленточные конвейеры и расходные части к ним; изготовление котлов водогрейных и запчастей для котлов, работающих на твердом топливе. Калтанский завод «КВОиТ» основан в 1960 году. Специализация - изготовление котельно-вспомогательного оборудования и трубопроводов низкого давления для тепловых электростанций. В настоящее время налажено производство оборудования для предприятий черной и цветной металлургии. Это элементы грейферов шести наименований, металлоконструкций различного назначения, травильных и кислотных ванн, ленточных конвейеров. Одно из последних достижений - производство электролизеров для НКАЗа. Для предприятий угольной промышленности на заводе изготавливают рамы натяжные приводные, корпуса мельниц, шнеков и другое оборудование. ООО «ПО «Юргинский машиностроительный завод» - это мощный комплекс машиностроительной индустрии со своей металлургической базой, уникальным оборудованием, энергетическим хозяйством, цехами подготовки и обеспечения производства. В настоящее время освоен выпуск 25 типоразмеров крепей для вынимаемой мощности пластов от 1,3 м до 5,3 м для различных горно-геологических условий. Производственные мощности завода позволяют выпускать не менее 10 крепей в год. Предприятием изготавливается три типа модернизированных конвейеров, дробилки кускового угля производительностью 1000-1300 т/час, которые по своим техническим характеристикам превосходят российские аналоги и не уступают зарубежным. «Юрмаш» производит ремонт любого горно-шахтного оборудования, а также ремонт и изготовление отдельных изделий для разрезов и углеобогащения. Завод выпускает маслопрессы и жаровни для пищевой промышленности, которые на сегодняшний день представляют собой современное высокопроизводительное маслоотжимное оборудование производительностью от 25 до 150 тонн в сутки, в том числе малогабаритные маслопрессы Т9-МП производительностью 10-25 кг/час для фермерских крестьянских хозяйств. Предприятие является одним из ведущих производителей грузоподъемной техники в России. Более трех десятилетий здесь выпускаются краны на пневмоходу марки КС-4361А, которые при низкой отпускной цене сохраняют оптимальный набор технических характеристик. С 2001 года выпускается самоходный кран на короткобазовом шасси КС-4871 грузоподъемностью 20 тонн. Для эксплуатации крана в тяжелых условиях бездорожья применяется высокопроходимое и маневренное шасси гусеничного трактора ТТ-4М-01. Одна из последних разработок - автомобильный кран КС-55722, смонтированный на шасси автомобиля «КамАЗ-53228», КС-55722-1 на базе «Урал-55571-1252-10» и стреловый самоходный кран КС-5871 на короткобазовом шасси грузоподъемностью 25 тонн. Металлургический завод, входящий в состав ООО «ПО «Юрмаш», производит слитки из углеродистой легированной стали весом до 15 тонн, отливки из цветных металлов, стальные отливки от нескольких граммов до 5 тонн. В производственный сектор НПО «Развитие» входят предприятия, специализирующиеся на выпуске светотехнических изделий для угольной промышленности (головные аккумуляторные светильники 16 модификаций, стационарные сетевые светильники 14 модификаций), коммутационной пусковой аппаратуры (источники питания для шахтных электрических сверл и для осветительных установок), гидромуфт, разветвительных коробок, автоматических зарядных станций, аппаратуры связи, аппаратов защиты человека от поражения электрическим током. В состав объединения входят предприятия, оказывающие услуги населению (ремонт электродвигателей, ремонт автомобилей, изготовление изделий из металла, пошив спецодежды). Научный и конструкторско-технологический сектор НПО «Развитие» включает в себя институт новой техники и технологий (ООО «Институт «ИНОТЕХ», г. Прокопьевск), конструкторское бюро автоматики и электроники (ЗАО «КБ «АВТЭЛ», г. Томск), ООО «Фирма «Аэротест» (г. Люберцы), специальное конструкторское бюро (СКТБ, г. Прокопьевск). В настоящее время объединение выпускает уникальную по многим параметрам продукцию, а именно - взрывобезопасные светильники для шахт, источники питания для них, системы автоматики и громкоговорящей связи. Стационарные шахтные и сетевые светильники, производимые объединением, предназначены для общего освещения подземных выработок не только шахт, но и производственных помещений обогатительных фабрик, предприятий мукомольной и цементной, нефтегазовой и химической промышленности. Основной вид деятельности ОАО «Анжерский машиностроительный завод» - производство горно-шахтного оборудования и запасных частей к нему. Забойные конвейеры серии «Анжера» работают в составе высокопроизводительных механизированных комплексов российского и зарубежного производства. В последние годы освоены и внедрены в производство новые редукторы РПК-80, РПП-80, передающие мощность до 400 кВт; перегружатели ПСП-26 (-308) с загрузочной станцией; дробилки универсальные ДУ-910-01, ДУ-910-02. Совместно с польской фирмой «Дамель» налажен выпуск шахтных электродвигателей мощностью от 250 кВт и выше, одно- и двухскоростных. Создан конвейер нового поколения «Анжера-34» с приводной станцией крестовой разгрузки, широкими лито-сварными рештаками, калибром тягового органа 34*126 мм. Спроектирован и изготовлен ленточный конвейер ЛТА-100 длиной сто метров. Кузнецкий механический завод более 40 лет занимается производством горно-шахтного оборудования и горно-режущего инструмента. Номенклатура изделий предприятия насчитывает более 600 наименований. Хорошими техническими данными обладают самоходные (пневматические, электрогидравлические) бурильные установки типа УБШ и переносные типа ПБУ для проходки горизонтальных и наклонных выработок при строительстве гидротехнических сооружений и тоннелей сечением 6-25 м и при добыче полезных ископаемых буровзрывным способом в рудах и породах различной крепости. Предприятие выпускает 34 вида бурового инструмента - это буровые коронки и резцы. Коронки в основном предназначены для бурения шпуров и скважин на рудниках и угольных предприятиях при проходке горных выработок при породе с крепостью 1=10-12 единиц. Назначение резцов - бурение шпуров по углю и породе на угольных предприятиях. Особым спросом у угольщиков пользуются резцы РП-25, РП-28, РП-30, РУ-43, БИ-741. Хорошо зарекомендовали себя производимые на заводе коронки долотчатые типа КДП 43, КДП 40. А также добычные резцы PC-25, PC-32, PC-35, PC-38. Освоен и начал производиться дорожный резец PC-17. Для угольных шахт с гидравлической добычей производятся углесосы 14УВ6 и запасные части к ним. Высокомоментный (40 кг/м) лопастной гидромотор ВЛГ-400А предназначен для безредукторного привода горных и других машин и механизмов с передачей крутящего момента непосредственно рабочему органу или через передаточный механизм. ОАО «Прокопьевский подшипниковый завод» было создано в 1948 году. Проектная мощность - 140 тыс. подшипников в год. В 1962 году выпущен 10-миллионный подшипник. В настоящее время годовой выпуск более чем 110 типов подшипников составляет 3,8 млн штук. Завод предоставляет услуги по изготовлению форсунок на котлы КВТК-100, вальцовок и комплектующих к ним, шестерен цилиндрических и др. В цехах завода производится ремонт насосов типа «Д», «К», «ЦН», редукторов, а также высокоточной измерительной техники. Институт НИИВЭМ отмечает в этом году 45-летие. С момента своего создания он тесно связан с угольной отраслью Кузбасса и является головной организацией по взрывозащищенному электрооборудованию в РФ. Взрывозащищенные электродвигатели серии ВАО, ВРП, АВР, ВРМ, ВРПФВ и др., разработанные в НИИ, эксплуатируются практически на каждой шахте. После дезинтеграции СССР институт в кратчайшие сроки разработал и принял активное участие в организации производства всей гаммы рудничных взрывозащищенных электродвигателей мощностью от 1,1 до 355 кВт, выпускаемых ранее на предприятиях Украины и Молдовы. Для выпускаемого на машиностроительных заводах Кузбасса и других регионах России (Нижний Новгород, Ульяновск) высокопроизводительного горно-шахтного оборудования институтом разработана и освоена большая номенклатура двигателей с водяным охлаждением, в том числе и двухскоростных, поставляемых в комплекте со специальными пускателями, разработанными в НИИ. В настоящее время институт заканчивает разработку электропривода для ленточных и скребковых конвейеров с системой «мягкого» пуска и регулируемого электропривода подачи комбайна. Решение АКО о передаче ОАО «Завод ВЭМТО» в управление институту позволило за три года фактически создать впервые в электротехнической промышленности Инжиниринговую фирму (НИИ с мощной лабораторно-исследовательской базой и мобильным опытным производством), способную быстро и квалифицированно создавать новые образцы и даже партии в/з АД с регулируемой аппаратурой для весьма важных отраслей, в первую очередь угольной, и вести совместные разработки электроприводов с основными разработчиками ГШО в РФ: «Юрмаш», «Анжеромаш», «Гипроуглемаш» (г. Москва); ЦНИИ «Подземмаш» (г. Москва), УЗТС (г. Ульяновск), машзаводов в Копейске и Туле и др. ОАО «Завод «Продмаш» основано в 1942 году. Основное направление - изготовление мельнично-элеваторного оборудования, транспортных систем и технологического оборудования для агропромышленного комплекса (мельницы, комбикормовые заводы, установки по переработке СОИ, транспортеры винтовые, скребковые, ленточные, установки затаривания и взвешивания мешков, вальцовые станки, дробилки, зернохранилища). За последние годы освоены и внедрены в производство архивное оборудование, шкафы связи, оборудование для супермаркетов. Все изготавливаемое оборудование на предприятии покрывается полимерно-порошковым покрытием. Внедрены комплекс технологического оборудования для приготовления сухих строительных смесей, оборудование для приготовления и сжигания водоугольного топлива. Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ