Недолгое счастье агрохолдингов

«Сегодня сельское хозяйство Алтая переживает глубокий кризис. Если в 2003 году в отрасли был хоть и незначительный, но рост, то за год положение намного ухудшилось», - говорит руководитель «Алтайагропромсоюза» Сергей Серов. Как оказалось, ставка на интеграцию и создание местных агрохолдингов «не сыграла» - им не хватило ресурсов. В результате больший эффект пока имеет протекционистская политика местных властей. Сельское хозяйство и переработка не в самых аграрных регионах - Новосибирской и Кемеровской областях - уходят вперед по сравнению с традиционным лидером - Алтайским краем.   Фото Михаила ПЕРИКОВА «Негативные изменения - за это время вырезали 58 тыс. голов крупного рогатого скота, почти 40 тыс. свиней, 300 тыс. голов птицы - происходят на фоне резкого сокращения бюджетных ассигнований на поддержку АПК, - считает руководитель «Алтайагропромсоюза» Сергей Серов. - В 2004 году на эти цели из краевого бюджета было выделено 670 млн рублей, в этом году - всего 280 млн. Сегодня в регионе широко разрекламирована программа по льготному кредитованию сельхозтоваропроизводителей. Однако при потребности в кредитах только на весенне-полевые работы на сумму около 2 млрд рублей хозяйствами на сегодняшний день получено всего 480 млн. Из них 80% направлено на погашение кредитов прошлых лет». Даже в зернопереработке Алтая ситуация несколько ухудшилась. По словам гендиректора АПК «Русское поле» Бориса Беньковского, общая прибыль в отрасли в 2004 году составила всего 69% к уровню 2003 года, средний уровень рентабельности сегодня - всего 10-12%. «2004 год стал худшим за последнее время для сельского хозяйства края как с точки зрения экономики, так и организации работы», - заявил «КС» председатель комитета крайсовета по аграрной политике и природопользованию Николай Золотухин. По данным крайадминистрации, в 2003 году сальдированный финансовый результат сельскохозяйственных предприятий оказался отрицательным - убытки в 361 млн руб. Количество прибыльных предприятий составило 381, убыточных - 376. В 2004 году сальдированный финансовый результат сельхозпредприятий с учетом реструктуризации долгов (пени, штрафы) составил 1,61 млрд руб., количество прибыльных предприятий - 520, убыточных - 272. Без учета реструктуризации долгов убытки хозяйств составили 93,8 млн руб., количество прибыльных предприятий - 355, убыточных - 437. Впрочем, далеко не все эксперты расценивают положение в АПК региона как катастрофическое. «В прошлом году впервые за последнее время сельское хозяйство края получило прибыль в размере 1,6 млрд рублей, уменьшились просроченная кредиторская задолженность предприятий и количество убыточных хозяйств. И даже сокращение поголовья скота можно рассматривать как позитивную тенденцию, поскольку вырезается непродуктивное стадо. Не случайно продуктивность в животноводстве в прошлом году резко повысилась (по данным Главного управления сельского хозяйства края, в этом году сельхозпредприятия Алтая достигли наивысшей суточной продуктивности в производстве молока за последние 10 лет. - «КС»). Впрочем, относить все эти положительные сдвиги к заслугам нынешнего или предыдущего руководства крайадминистрации я бы не стал. Это в первую очередь плод усилий самих сельхозтоваропроизводителей», - считает заведующий кафедрой экономики и менеджмента Алтайского государственного технического университета Владимир Бородин. По словам и. о. вице-губернатора по сельскому хозяйству Ивана Лоора, «приоритетным направлением нашей работы станет передача экономически слабых животноводческих хозяйств эффективным собственникам и инвесторам». Подобный опыт в крае уже имеет место. Вслед за растениеводством в сфере интересов крупного капитала в первую очередь зернопереработчиков, оказалось птицеводство. В 2004 году ОАО «Алейскзернопродукт» приобрел птицефабрику »Комсомольская», а агрохолдинг «Алтайские закрома» - птицефабрику «Новоеловская». Подобная стратегия сегодня обусловлена тем, что производство комбикормов достаточно высокозатратно и зернопереработчики, приобретая птицефабрики, одновременно решают проблему с реализацией своей продукции. По словам гендиректора алтайского ЗАО «Грана» (контролирует несколько мелькомбинатов и сельхозпредприятий) Валерия Гачмана, для агрохолдингов создание цепочки полного производственного цикла вызвано прежде всего необходимостью поддерживать высокую конкурентоспособность основного бизнеса: «Наш опыт показывает, что в сельхозпроизводстве можно добиться многого, в том числе за счет внедрения современных технологий, например, в животноводстве. Сегодня комбикормовая промышленность края загружена всего на 10%, однако при переходе в наших хозяйствах на интенсивное кормление животных (проведенное с помощью инновационного отдела ОАО «Алтайзернопродукт») наш комбикормовый завод в Хабарском районе уже работает на полную мощность».  «Холдингам удается притормозить процесс развала сельского хозяйства, - считает президент Союза зернопереработчиков Алтайского края Виктор Фоминых, - однако происходит это за счет того, что они взваливают на себя все большие обременения». Фото Аркадия УВАРОВА  Поддерживает идею создания вертикально интегрированных холдингов и гендиректор ООО «Алтайские закрома» Александр Терновой: «Только за счет грамотного менеджмента нам всего за год удалось вывести из кризиса птицефабрику «Новоеловская», сделать этот проект рентабельным и потеснить с рынка менее конкурентоспособную продукцию. Однако подобные проекты будут успешными только в том случае, если изменятся роль и ответственность органов власти. Ведь сейчас главы районных администраций проблему пополнения бюджета решают самым простым способом: повышают ставку аренды на землю вместо того, чтобы создавать стимулы для эффективной работы инвесторов». Согласен с этим мнением и Владимир Бородин: «С точки зрения экономических интересов как производителей, так переработчиков интеграция может быть полезной, если инвесторы обновляют технический парк, внедряют новые технологии. Однако при этом важно не обременять инвестора обязательствами по содержанию социальной сферы. Переработчики должны заниматься непосредственно бизнесом и быть нацеленными на получение прибыли, тогда как реализацию социальных программ в этом случае должно взять на себя государство». «Агрохолдинги вынуждены в некотором смысле подменять собой государство и поддерживать вместо него сельхозтоваропроизводителей. Чем больше перерабатывающие мощности, тем глубже агрохолдинги заходят в село и привлекают для этого большее количество кредитных средств. Таким образом холдингам удается притормозить процесс развала сельского хозяйства, но за счет того, что они взваливают на себя все большие обременения», - отмечает президент Союза зернопереработчиков Алтая Виктор Фоминых. Любопытно, что именно подобная попытка одновременно решать бизнес-задачи и осуществлять социальные программы стала одной из причин, по которой ассоциация сельхозпереработчиков «Интер» в прошлом году отказалась от идеи развития сельхозпроизводства на базе приобретенного обанкротившегося совхоза (подробнее об этом читайте в интервью с председателем правления ассоциации Сергеем Михеевым в этом же номере). «В этом году на зерновом рынке очень неблагоприятный цикл, а рынок переработки в этом году находится в страшной депрессии. Предприятия работают либо убыточно, либо на грани убытка. Произошло падение цен на зерно. Вообще, это не самый удачный год для всех агрокомпаний», - делает неутешительный вывод и председатель совета директоров Сибирской хлебной корпорации и «СибХлебПрома» Дмитрий Терешков. Другим направлением работы стал отказ крайадминистрации от практики поддержки убыточных хозяйств - их общая задолженность по итогам 2004 года перед «Алтайагропродом» составила 128 млн рублей. В то же время почти половина сельхозпредприятий региона производит две трети сельскохозяйственной продукции, имеет возможности для расширения производства, увеличения объемов выпуска, но не располагает для этого достаточными финансовыми ресурсами. По мнению сельхозчиновников, государству следует поддерживать именно такие предприятия, тем более что только в этом случае есть гарантия возврата кредитных средств. Специалисты сходятся во мнении, что принятых администрацией мер недостаточно. «Ставка только на интеграцию всех проблем АПК не решит, поскольку местные агрохолдинги не смогут взять на себя ответственность за всех сельхозтоваропроизводителей - для этого у них просто не хватит ресурсов, - говорит глава администрации Поспелихинского района Валерий Краутер. - Поэтому мы должны повысить роль государства и его участие в АПК. Я не выступаю за то, чтобы давать сельхозтоваропроизводителям какие-то огромные дотации, но и совсем отказываться от поддержки нельзя». О необходимости усиления роли государства в поддержке АПК говорит и Сергей Серов. «Алтай - дотационный регион, здесь нет нефти и газа, и в валовом региональном продукте доля сельхозтоваропроизводителей и переработчиков составляет 54%. С одной стороны, это хорошо, с другой - плохо, поскольку подобный дисбаланс негативно отражается на инвестициях в другие сферы. Однако кризис сельского хозяйства Алтая - не исключительный случай. Сегодня в целом по России только 25% стабильно работающих сельхозпредприятий. И виноваты в этом по большей части не сами сельхозтоваропроизводители, а диспаритет цен на сельхозпродукцию, и прежде всего на энергоносители. Когда заявляется о том, что сельское хозяйство страны получит 50 млрд руб. прибыли, - это не более чем миф. Ведь при этом не учитываются ни амортизационные отчисления, ни заработная плата, которая, например, на Алтае в сельском хозяйстве в среднем составляет 1881 рубль. Даже если ее попытаться повысить всего лишь до средней для края заработной платы, то потребуется дополнительно 3 млрд руб. Понятно, что никакой прибыли на это не хватит». С этим мнением согласен и Александр Терновой: «Благодаря протекционистской политике местных властей сельское хозяйство в не самых аграрных регионах - Новосибирской, Кемеровской областях - ушло далеко вперед по сравнению с Алтайским краем. Сейчас там урожайность составляет 16,6 центнера с гектара, в крае - 11,9. Да и себестоимость производства пшеницы в соседних регионах ниже, чем на Алтае. Не случайно наш агрохолдинг предпочитает сейчас покупать зерно именно там». В свою очередь председатель совета директоров АПК «Хлеб Алтая» Андрей Игошин полагает, что сельское хозяйство региона в равной мере нуждается в дополнительных инвестициях государства и частного капитала. «Сегодня АПК края находится в плачевном состоянии, и необходимость принятия экстренных мер назрела уже давно. Но ограничиваться целенаправленной бюджетной поддержкой одних только эффективных хозяйств нельзя. Село само по себе не может выжить, поэтому и льготное финансирование АПК ведется во всем мире. Да и привлекать деньги нужно не только из регионального, но и из федерального бюджета, - считает Игошин. - Однако не менее важно создавать условия для прихода в сельское хозяйство Алтая ведущих лизинговых компаний, банковских структур, которые могли бы предложить и крупным сельхозпредприятиям, и небольшим фермерским хозяйствам современную технику от лучших мировых производителей по схемам, которые в крае пока недоступны. Это, пожалуй, сейчас главное (помимо кредитования), в чем нуждаются алтайские хозяйства и что могло бы серьезно стимулировать их рост. Уверен, в этом случае перемены к лучшему не заставили бы себя долго ждать». Всего в 2005 году в краевом бюджете на финансирование лизинговой программы для сельхозтоваропроизводителей предусмотрено 100 млн. руб. Однако, по данным комитета крайсовета по аграрной политике и природопользованию, в настоящее время обеспеченность сельского хозяйства региона основными видами техники составляет 40-50% от нормативной потребности. С учетом того, что более 80% сельхозмашин выработали свой ресурс, фактическая обеспеченность техникой достигает только 25-27%. Коэффициент обновления парка в 2004 году составил по тракторам - 0,9%, зерноуборочным комбайнам - 1,6%, кормоуборочным - 3%. Между тем, при нормативе обновления в 10% необходимо приобретать около 900 пахотных тракторов, 980 зерноуборочных и 220 кормоуборочных комбайнов и около 2000 единиц основной посевной и почвообрабатывающей техники ежегодно. «На это потребуется от 6,6 млрд до 7,2 млрд руб. ежегодно. Только на приобретение запчастей сельхозпредприятиям края ежегодно требуется 1,5-1,6 млрд руб. И создать благоприятные условия для развития производства в АПК можно только путем перехода на реализацию инновационных программ с использованием краевого бюджета на консолидированной основе с федеральными средствами и ресурсами предприятий», - полагает председатель комитета Николай Золотухин. В то же время эксперты не склонны переоценивать возможности государства. «Сегодня исполнительная власть, конечно, не может напрямую влиять на частные предприятия. Однако, учитывая огромную значимость сельского хозяйства для края, краевой администрации все равно следовало бы активнее вмешиваться в процесс реструктуризации убыточных и неэффективных хозяйств, невзирая на их форму собственности, понуждать к уходу руководителей, засидевшихся на своем месте и не способных развивать свои предприятия. Но главное, органы власти сегодня должны уже не управлять бизнес-процессами, а оказывать консультационную помощь участникам рынка», - отмечает Владимир Бородин. «Частного капитала не хватит на то, чтобы поднять сельхозтоваропроизводство в России. Без государственной поддержки все равно не обойтись, - считает Виктор Фоминых, - но можно с уверенностью сказать, что если все-таки государственная поддержка появится, то те агрохолдинги, которые имеют земельные участки, окажутся в более выгодном положении по сравнению с теми, кто не пошел этим путем». Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ