Путь к государственному добру

Если государственную собственность нельзя приватизировать, ее можно взять в концессию. 21 июля президент России подписал закон «О концессионных соглашениях». Он открывает дорогу для развития обветшавшей инфраструктуры — дорог, электросетей, объектов коммунального хозяйства, потому что позволяет инвесторам вкладывать и зарабатывать на объектах, не подлежащих приватизации. Предприниматели считают, что закон нуждается в серьезной доработке, но довольны тем, что он вообще принят. Концессии — способ содержания государственного или муниципального имущества, не подлежащего приватизации, за счет частных инвестиций. С помощью концессий российские и иностранные предприниматели смогут брать в долгосрочную аренду автомобильные дороги и инженерные сооружения транспортной инфраструктуры, объекты железнодорожного и трубопроводного транспорта, морские и речные порты, морские, речные суда и суда смешанного типа, аэродромы, объекты единой системы организации воздушного движения, гидротехнические и электротехнические сооружения, объекты коммунального хозяйства, метрополитен и общественный транспорт, медицинские объекты и объекты социально-культурного и социально-бытового назначения. При этом объектом концессионного соглашения не может быть земля. (Подробнее о правовых аспектах закона — в «Точке зрения» депутата Госдумы Лианы Пепеляевой). Первое чтение законопроекта состоялось в Госдуме в 1996 году. Депутатам потребовалось 9 лет, чтобы принять его в трех чтениях, а 21 июля закон подписал президент России Владимир Путин. Уже осенью российские предприниматели смогут начать использовать закон. «Мы давно ждали этот закон. Очевидно, что он еще сырой, но радует то, что создан хотя бы костяк, который будет обрастать подзаконными актами и становиться все более рабочим. Концессии — это перезревший вопрос для транспорта и вообще для инфраструктурных отраслей», — заявил «КС» первый замгендиректора ОАО «Аэропорт Толмачево» (Новосибирск) Алексей Чертенков. «Закон является полезным, прогрессивным, имеющим большой потенциал в ходе его реализации. Он должен способствовать существенному повышению эффективности не столько управления, сколько использования государственной собственности», — уверен директор по развитию лесозаготовительных и деревообрабатывающих комплексов корпорации «Илим Палп» Дмитрий Чуйко. Однако он отмечает и недостатки нового нормативного акта: «Не упомянут такой важнейший компонент государственной собственности, как лесной фонд. По нашему мнению, совершенно необходимо в ходе доработки закона включить в сферу применения право на концессию участков леса. Тем самым инвестор получает доступ к освоению незакрепленных участков лесного фонда. В целом это обеспечило бы существенное повышение инвестиционной привлекательности лесопромышленного комплекса и его ускоренное развитие. Ведь не секрет, что отрасль является очень капиталоемкой и испытывает серьезный инвестиционный голод». Закон о концессионных соглашениях — главный козырь государства в деле привлечения инвесторов в программы развития инфраструктуры, — считают специалисты аудиторско-консалтинговой группы «Развитие бизнес-систем» (РБС, Москва). Очевидно, что без решения инфраструктурных проблем не сдвинутся с места многие инвестиционные проекты. Так, развитие зоны Нижнего Приангарья в Красноярском крае (достройка Богучанской ГЭС, строительство нового алюминиевого завода, ЦБК) до последнего времени сдерживалось нерешенностью вопросов транспортной доступности района — отсутствием автомобильных и железных дорог (что требовало почти $2,5 млрд инвестиций). «Инертность, нерешительность и мучительно долгий процесс принятия решений по объекту концессии способны отпугнуть частного инвестора вне зависимости от условий концессионного соглашения. Кроме того, концессионные соглашения, как правило, заключаются по социально значимым объектам, для которых срок возврата инвестиций может измеряться не годами, а десятилетиями. Далеко не каждый инвестор готов стать концессионером на таких условиях. Поэтому говорить о реальном вкладе закона о концессионных соглашениях в развитие инфраструктуры Сибири можно только в среднесрочной перспективе — пять-семь лет», — считает директор департамента правового консультирования РБС Александр Кошкин. Привлекательными объектами для концессионных соглашений в Сибири, по оценке РБС, будут электроэнергетика, лесное хозяйство, транспорт, объекты ЖКХ, строительство. «В транспортной инфраструктуре применение концессий направлено на обеспечение доступности месторождений полезных ископаемых, строительство перерабатывающих мощностей, на создание и модернизацию транспортных артерий, связывающих предприятия одной ФПГ, на совершенствование каналов экспорта сырья и продукции в европейскую часть России, Китай и страны АТР», — уверен Кошкин. Однако не исключено, что объектами для концессий могут стать и не слишком масштабные проекты. В таком случае частным инвестором сможет выступить средний или малый бизнес. «В Красноярске подобными объектами могут стать филармония (Большой концертный зал), Дворец спорта им. Ярыгина, а также дома престарелых, развитие которых интересно общественным организациям», — уверена вице-президент ООО «Русские инвесторы-Сибирь» Мария Давыденко. «Размер компании не является определяющим критерием в использовании концессий. Распределение концессий будет диктоваться характеристиками объектов и условиями инвестирования. Прецеденты могут быть разными — ФПГ может взять в концессию участок железной или автодороги, инфраструктуру ЖКХ крупного города, товарищество собственников жилья — свой дом, а индивидуальный предприниматель — полигон ТБО. Гораздо важнее условия концессионного соглашения, взаимные гарантии состоятельности концендента и концессионера и формы ответственности за невыполнение соглашений», — считает Александр Кошкин. По оценке Всемирного банка, в 1990-х концессионеры реализовали в развивающихся странах более 600 транспортных проектов на общую сумму $125 млрд. А французская Suez управляет концессионными проектами в сфере ЖКХ на $30 млрд. Однако ожидать масштабных вложений российским властям не стоит. Основным источником инвестиций в капитал в Сибири по-прежнему остаются собственные средства предприятий. Пополнение же оборотных средств происходит чаще всего за счет выпуска векселей и получения банковских кредитов. Поэтому возникает опасность, что использовать концессии в Сибири смогут только крупные предприятия, обладающие значительным объемом свободных финансовых ресурсов или возможностью легко привлечь кредиты. «Возьмем для примера строительство новой станции метро. Допустим, метрополитен отдает это строительство в концессию на десять лет. Давайте посчитаем, какие региональные компании «потянут« этот проект. Только крупные», — говорит директор ООО «Банковский дом Лугинин и партнеры» Вячеслав Лугинин. Поэтому, считает аналитик, региональный бизнес может заинтересоваться только профильными концессиями. «Для того чтобы привлечь мелких концессионеров, должны быть созданы условия для инвестирования из крупных международных фондов. Но когда концессию покупает небольшая компания, это не вызывает интереса у крупного фонда. Потому нужно контактировать с любыми региональными фондами и давать им расчеты прибыльности проекта. Существующие формы привлечения инвестиций не способны реализовать эту программу. В нашей стране подобные проблемы можно решить через создание мелкими компаниями крупного фонда для покупки концессии», — уверен Лугинин. Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ