Кассовый прогресс

Бум строительства больших супермаркетов и огромных торговых центров в Сибири активизировал и смежные отрасли. Немаловажным фактором, влияющим на впечатление покупателя от торгового центра, является обслуживание на кассе. «Покупатель многое прощает, если на кассе он остается доволен», — замечают владельцы сибирских торговых центров. Кроме того, современный рынок диктует свои правила игры — огромный ассортимент товаров, высокие объемы продаж и минимальное время обслуживания покупателя — все это заставляет ритейлеров использовать современные технологии в торговом оборудовании. Каким должно быть современное рабочее место кассира (РМК), выяснял корреспондент «КС» ИГОРЬ МЕЛЬНИК. Что используется Конструкция кассовых комплексов обуславливает посадку кассира и в итоге сказывается на скорости обслуживания покупателей. Фото Михаила ПЕРИКОВА Контрольно-кассовый комплекс имеет аппаратную часть (терминал кассира) и программную часть, которая ведет весь учет продаж и осуществляет взаимодействие кассовой точки со всеми отделами торговой организации (склад, бухгалтерия). Все программные продукты можно поделить на две группы. Первая — это стандартизированные решения, например, S-Market, ПО на базе продуктов «1С» и другие системы. Их отличием является то, что они написаны с учетом стандартных нужд пользователя и не всегда могут полностью его удовлетворить. Поэтому на рынке появилась вторая группа программных продуктов, написанных под конкретного заказчика. Такие системы, как правило, наиболее полно отвечают требованиям заказчика, но все же могут уступать стандартным решениям по мощности и некоторым характеристикам. Программные продукты обычно изготавливаются под конкретное оборудование, поэтому, выбрав систему автоматизации, заказчик «привязывает» себя к определенному производителю. Например, так произошло в новосибирской сети «Гигант». «В наших торговых центрах установлено ПО S-Market, а в связке с ним обычно идет оборудование Fujitsu и Siemens Nixdorf», — рассказывает гендиректор компании «Гигант» Евгений Сиренко. Аналогичная ситуация и в торговой сети «Квартал» — по информации ИТ-отдела компании, в сети установлено программное обеспечение «СУПЕРМАГ», в связи с чем выбиралось то оборудование, которое с ним совместимо, — Siemens Nixdorf и Toshiba TEC. На сибирском рынке представлено немного производителей, основные — Siemens Nixdorf, Fujitsu, IBM, Toshiba Tec. Организация РМК Кассовая зона, или POS-терминал (Point-of-Sale) в магазинах самообслуживания является основным функциональным блоком по обслуживанию покупателей. От того, насколько удобно, надежно и быстро обслужат покупателя, зависит его общее впечатление от торгового центра. Существуют два вида кассовых комплексов — моноблочные и дисперсно-модульные. Первые строятся по принципу «все в одном», то есть одно устройство совмещает в себе кассу, принтер для печати чеков, дисплеи покупателя и продавца и в результате занимает меньше места. А дисперсно-модульные комплексы состоят из системного блока, к которому подключается все необходимое периферийное оборудование, в результате такая конструкция дает свободу в расстановке оборудования в кассовом боксе. Выбор конструкции обуславливает посадку кассира и в итоге сказывается на скорости обслуживания покупателей. «Есть два вида посадки кассира: фронтальная, то есть лицом к покупателю, и классическая, когда кассир вынужден постоянно поворачиваться от покупателя к кассе, — рассказывает специалист по маркетингу группы компаний «ЗТО« Валерия Дутова. Если Вы решили заняться сетевым маркетингом, то выберите себе только одну компанию, в которой будете работать. Не заниматься, а именно работать и продолжать работать в этой фирме.. На двух стульях усидеть невозможно. Уж лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих. Изучите маркетинговые планы компаний и выберите то, что Вам подходит, то что для Вас приемлемо и не противоречит вашим принципам. Я ушла в другую структуру потому что мой бывший директор захотела работать в двух компаниях. У нее была стабильная зарплата в 40 000 тысяч каждый каталог. И она стала выходить на новый уровень. Но потом она перешла в другую компанию. — Фронтальная посадка позволяет существенно ускорить обслуживание покупателей, а при классической кассир тратит очень много времени на поворот, и это ведет к снижению пропускной способности кассового узла». Использование фронтальной посадки возможно только с дисперсно-модульными комплексами, а классической — с моноблочными. Таким образом, в крупных торговых центрах предпочтение отдается дисперсно-модульным конструкциям. Впрочем, и моноблочные системы имеют свой спрос. «Мы эксплуатируем моноблочные терминалы в небольших магазинах, соответственно, с меньшей пропускной способностью. А дисперсно-модульные терминалы — в магазинах с большими площадями. Нагрузка на кассовый узел здесь более ощутима«, — отмечает ИТ-директор компании «Холидей-Классик» Алексей Коробкин. «В бутиках кассиры вообще могут не сидеть — подошел, выбил чек, отошел, поэтому в них тоже удобнее использовать моноблоки«, — считает коммерческий директор компании «ДатаКрат-С» (занимается автоматизацией торговли) Александр Нефедов. В кассовых комплексах могут использоваться различные типы дисплеев, начиная от двух- и четырехстрочных люминесцентных дисплеев и заканчивая LCD-мониторами 12–15 дюймов. Также есть терминалы с сенсорными экранами, что позволяет отказаться от клавиатуры. Например, 12- и 15-дюймовые сенсорные дисплеи новой модели POS-терминала IR-700 от компании Epson произведены на основе резистивных панелей, что позволяет им выдерживать несколько миллионов нажатий. Однако сенсорные панели подходят скорее для магазинов малой проходимости, чем для супермаркетов. «Сенсорные панели рано или поздно выходят из строя и практически не подлежат восстановлению. Поэтому такие POS-терминалы ставятся в основном в бутиках, магазинах непродуктовой и нехозяйственной направленности, таких как магазины одежды и обуви», — говорит Валерия Дутова из «ЗТО». Очень важно обеспечить удобство работы кассира на узле, и владельцы торговых сетей это понимают. «Покупатель очень многое прощает, если на кассовом узле он остается доволен. Несмотря на то что дисперсно-модульные кассовые системы несколько дороже, мы выбираем их, поскольку с ними можно оборудовать кассовый узел более гибко, настраивая его на отдельного покупателя», — говорит Евгений Сиренко. Часто ли ломаются кассовые комплексы В принципе, POS-терминал способен работать очень долго. Госреестром РФ срок его службы определен в семь лет с года выпуска, но многие продавцы считают, что и он занижен. Другое дело, что на рынке постоянно появляются новые, более современные системы, и владельцам торговых компаний приходится менять оборудование, чтобы не отставать от прогресса. Модернизация POS-терминала может быть вызвана и изменением требований госструктур, как это недавно произошло с введением ЭКЛЗ (защищенной электронной контрольной ленты). ЭКЛЗ была введена, чтобы предотвратить корректировку данных фискальной памяти кассового аппарата, которая осуществлялась в массовом порядке недобросовестными торговцами. Модернизировать всю систему продавцов вынуждает также развитие программных продуктов. «Системы, написанные 10–12 лет назад, как правило, однозадачны и не позволяют вводить какие-то дополнительные услуги, такие как оплата через платежные системы или использование дисконтных программ. Поэтому многозадачность здесь необходима, и будущее — за ПО на платформе Windows и Linux», — подводит итог директор компании «Гамбит» (разработчик ПО) Андрей Ботов.

Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ