Задавить умом

Смартфоны вскоре начнут активно вытеснять с рынка «обычные» сотовые телефоны. Этому есть три причины: во-первых, постепенно увеличивается процент «умных трубок» среди всех продаваемых телефонов, во-вторых, падает их цена, и в-третьих, при покупке своего следующего сотового телефона большинство людей, как правило, стремится к большей функциональности. Продажи смартфонов существенно увеличивают обороты сотовых дилеров, и они начинают проводить различные маркетинговые программы для продвижения этой группы товаров на рынок. В то же время далеко не все производители мобильных телефонов уделяют смартфонам пристальное внимание. По оценкам крупнейшего дилера сотовых телефонов в России компании «Евросеть», в 2005 году в стране было продано 33,5 млн мобильных телефонов на сумму $5,5 млрд, рост по отношению к прошлому году составил 10% в натуральном выражении и 28% — в денежном. Все большее количество людей предпочитает поменять свой старый телефон на смартфон Доля смартфонов в продажах российских сотовых дилеров пока невелика и в большинстве случаев исчисляется процентами. «Сейчас смартфоны занимают от 3% до 5% от общего объема продаж мобильных телефонов», — делится пресс-секретарь группы компаний Divizion Очир Манджиков. «В нашей сети доля смартфонов за последние три месяца менялась следующим образом: 4,53% в ноябре 2005 года, 6,31% — в декабре и 8,93% — в прошлом месяце, — рассказывает руководитель по связям с общественностью группы компаний DIXIS Татьяна Москалева. — В среднем по 2005 году на долю смартфонов в наших продажах приходилось 6,79%». Несмотря на пока скромные показатели по доле рынка, смартфоны демонстрируют лучшие темпы роста. «В 2004 году на долю смартфонов приходилось не более 1–2% всех продаж сотовых дилеров. В 2005 году продажи смартфонов, по предварительным данным, выросли на 400% и составили 450 тыс. устройств, в то время как рынок мобильных телефонов в целом в России вырос всего на 20%», — отмечает Очир Манджиков. «Мы считаем смартфоны очень перспективным направлением для себя. Количество «умных« телефонов хотя и составляет пока относительно небольшой процент от общего числа продаж, растет стремительными темпами. Потребитель наконец почувствовал удобство подобных технологий и с удовольствием отдает предпочтение функциональным мобильным устройствам, — говорит Татьяна Москалева. — Мы стремимся различными способами стимулировать продажи смартфонов в нашей сети: постоянно корректируем ценовую политику, стараемся поддерживать широкий ассортимент этой товарной группы, а также постоянно проводим различные маркетинговые программы и рекламные кампании». Кроме того, рынок сам способствует увеличению продаж смартфонов — снижается средняя цена, что незамедлительно сказывается на покупательском спросе, потребительское кредитование также способствует росту продаж. Важным фактором является также то, что быстрыми темпами растет рынок замещения, когда новый телефон покупается на замену устаревшему. По оценкам экспертов, сегодня этот рынок уже составляет около 60%. Покупатели, «распробовав» простенькие, малофункциональные модели, при покупке следующей модели стремятся приобрести более дорогие, функционально насыщенные мобильные телефоны, в том числе смартфоны. «Однако стоит отметить, что зачастую смартфон покупается не для использования всех его широких функциональных возможностей, а для имиджа, ведь он свидетельствует о статусности владельца», — отмечает Очир Манджиков. С ним соглашается и глава сибирского офиса корпорации Nokia Андрей Покровский: «За последние полгода наши продажи смартфонов в Сибири увеличились на 18% — это быстрее, чем в целом по России. Эту тенденцию мы объясняем не только ростом интереса потребителей к высоким технологиям, но и тем, что многие покупатели считают, что пользоваться смартфоном так же престижно, как иметь автомобиль «премиум«-брэнда». Лидером на рынке смартфонов является компания Nokia. Финская корпорация уже давно начала уделять активное внимание производству «умных мобильников» и не прогадала — сейчас ее доля на этом рынке, по разным оценкам, составляет 70–90%. «Более 70% продаж наших смартфонов приходится на модели Nokia во многом благодаря широкой линейке смартфонов в ассортименте данного производителя. Доля ближайшего конкурента — компании Siemens — в три раза меньше, чем у Nokia», — отмечает Очир Манджиков из Divizion. С ним соглашается и Татьяна Москалева: «В настоящий момент основную долю в продажах смартфонов по-прежнему занимают модели Nokia, что вполне логично, ведь по количеству «умных« телефонов в ассортименте этот производитель лидирует». Однако на второе место Москалева ставит не Siemens, а Sony Ericsson: «Эта компания прочно закрепилась на втором месте благодаря удачным моделям, ставшим хитами рынка смартфонов (P800, P900 и P910i)». В «Евросети» пальму первенства по количеству моделей и объему продаж смартфонов также удерживает Nokia. «В нашем ассортименте около 14 моделей смартфонов Nokia, по другим производителям ассортимент составляет две-три единицы. За последние полгода доля продаж смартфонов Nokia в нашей сети составляет в среднем около 90%», — делится PR-менеджер сибирского филиала компании «Евросеть» Ульяна Смольская. Таким образом, получается, что для того чтобы занять существенную долю на этом рынке, необходимо предлагать широкий ассортимент моделей, чем, например, не может похвастаться американская Motorola, которая является одним из лидеров мирового и российского рынков сотовых телефонов. В активе этой компании пока только одна модель (из реально продающихся в России) — MPx220, основанная на платформе Microsoft Smartphone 2003. Как рассказали «КС» в компании Sony Ericsson, производитель продолжит развивать линейку устройств на базе платформы Symbian Series 60 (S60). В этом году Sony Ericsson успела анонсировать уже три новых продукта на базе этой платформы — W950, М600 и долгожданное продолжение Р-серии — Р990. W950 представляет собой мультимедийный смартфон из серии Walkman со встроенным винчестером на 4 Гб и сенсорным экраном, а M600 оснащается 80 Мб внутренней памяти и имеет сенсорный 2,6-дюймовый экран. У компании Nokia смартфонов так много и они появляются так часто, что перечислять их все затруднительно. Приведем лишь комментарий руководителя направления Multimedia корпорации Nokia в странах СНГ Игоря Харлашкина: «Доля смартфонов в поставках Nokia в Россию увеличивается. В частности, происходит расширение ассортимента и увеличение продаж мультимедийных устройств из новой Nseries (N70 и N90). Достоинства смартфонов очевидны — прежде всего это многозадачность и открытая операционная система. Для пользователей это прежде всего означает богатую функциональность, в том числе возможность установки индивидуального программного обеспечения, например, русско-английского словаря. Таким образом, вместо нескольких устройств (телефона, фотокамеры, органайзера, плеера и др.) пользователь имеет одно многофункциональное устройство». По словам Игоря Харлашкина, в ближайшие месяцы компания начнет поставки N80 и N71, кроме того, в течение этого года также планируется появление ряда других новинок на базе S60. Другие производители сотовых телефонов также проявляют интерес к рынку смартфонов, но пока ограничиваются выпуском одной, максимум двух моделей. Таким образом, расстановка сил на этом рынке в ближайшее время вряд ли изменится.Модели, составившие десятку лидеров в январе 2006 года в продажах компании DIXIS 1. Nokia 6260 2. Nokia 3230 3. Nokia 7610 4. Nokia 6680 5. Nokia 6630 6. Nokia 6670 7. Nokia N70 8. Nokia N90 9. SonyEricsson P910i 10. Nokia 7710 Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ