PR-менеджеры нужны всем, но не все знают, кто это

В условиях жесткой конкурентной борьбы очень важен имидж предприятия, а руководители, которые о нем не заботятся, проигрывают. Поэтому одним из самых важных специалистов на предприятии становится менеджер по связям с общественностью. В Новосибирске потребность компаний в таких специалистах за последний год возросла, по разным оценкам, в 4-6 раз. Но эта штатная единица достаточно новая на рынке труда, и не все работодатели четко представляют себе, каковы должностные обязанности и требования, предъявляемые к пиарщику.   Рисунок Владимира СТЕПАНОВА По словам Екатерины Скороходовой, консультанта по подбору персонала агентства «Центр кадровых решений», спрос на пиарщиков растет: только за последние полгода они закрыли 4 такие вакансии. Зарплаты специалистов зависят от должностных обязанностей: от 4 до 15 тыс. рублей. Крупные фирмы хотят получить максимально подготовленного PR-менеджера. Обязательное условие - знать специфику той отрасли, в которой работает компания. «При подборе пиарщика мы столкнулись с определенными трудностями. Сначала мы попытались найти его через кадровое агентство. Они предложили нам хороших специалистов, которые, к сожалению, не знали нашей специфики, - говорит Светлана Сарычева, начальник службы рекламы ЗАО «ССС-900». - А нам нужен был готовый специалист, разбирающийся в сотовой связи, хорошо знающий терминологию. Новичкам на вхождение в материал требуется, как правило, месяца 3-4. Я нашла специалиста сама, через знакомых. Им оказался молодой человек, которому был интересен этот рынок, причем до такой степени, что он по собственной инициативе начал писать статьи и налаживать контакты. Сейчас его основные обязанности - формирование PR-политики фирмы и проведение PR-мероприятий». Как правило, в должностные обязанности PR-менеджера входит создание положительного имиджа компании, разработка и организация PR-стратегии, проведение cпециальных мероприятий (презентаций, промоушн-акций). А наиболее распространенные требования - опыт работы около 2-3 лет в области PR или рекламы, опыт написания статей и пресс-релизов, грамотность, креативность, энергичность. Несмотря на то что специальность «менеджер по связям с общественностью» в Новосибирске можно получить в Сибирском институте рекламы и в Новосибирском гуманитарном институте, по оценкам рекрутеров, такое образование не приветствуется. Выше котируется гуманитарное, а лучше - журналистское образование. (Например, в НГУ студенты-журналисты в обязательном порядке проходят курс «Реклама и PR».) Поэтому наличие специального образования у кандидата-пиарщика не дает ему никакого дополнительного преимущества при приеме на работу. Диплом университета выглядит надежнее. По общему мнению рекрутеров и специалистов по PR, главная проблема при подборе пиарщика - нечеткое понимание руководителями обязанностей специалиста. Часто путают должности пресс-секретаря и пиарщика: первый развивает связи со СМИ, пишет статьи, отслеживает их появление, собирает архив материалов. В отличие от PR-менеджера пресс-секретарь не определяет PR-стратегию. В отделе PR и рекламы могут работать также специалисты по медиапланированию, которые составляют график появления материалов в СМИ и на рекламоносителях, выявляют их эффективность, отслеживают звонки, поступающие после публикации. Такая путаница, по мнению специалистов, возникает из-за сравнительно недавнего появления этой профессии на рынке. «Были случаи, - говорит директор «Центра кадровых решений» Ильгиз Валинуров, - когда работодатели хотели, чтобы пиаром занимался офис-менеджер». О том, как они пришли в PR и где этому учат, корреспонденту «Континента Сибирь» АННЕ СЕМЕНОВОЙ рассказали специалисты в области связей с общественностью. Максим Марков, директор Агентства маркетинговых технологий Direct-MEDIA: - Рынка специалистов пока не существует. Еще несколько лет назад такой профессии не было, на нее нет спроса. Заниматься именно PR я никогда не думал. За 450 г порошка для коктейля нужно заплатить 2200 р., аналоги в группе заменителей пищи обойдутся вам почти в такую же цену. Со спортивным питанием ситуация проще: протеин, скомбинированный с клетчаткой, omega-3 и витаминами стоит значительно дешевле. Решить, что выгоднее купить в Москве – Энерджи Диет или его аналог, можно, изучив данную таблицу. Обучался этому за рубежом, в России - негде. Можно, конечно, учиться у московских специалистов, но надо иметь в виду, что мы и Москва решаем вопросы различных масштабов. Получить образование традиционным способом невозможно. Владимир Косых, исполнительный директор АМТ DirectMEDIA: - Попал в пиарщики стихийно. Начал заниматься маркетингом в то время, когда можно было заниматься чем угодно, не имея опыта. Все знания фактически приобретал на собственном опыте. Обкатывать на практике важнее. Сами преподаватели в приватных беседах признают, что некому сейчас учить. Мы в свое время истратили много буржуйских денег, чтобы на опыте проверить, какие из описанных технологий действуют, какие - нет. Есть, конечно, какие-то курсы, тренинги. Но получать спецобразование пиарщика нет смысла. Сейчас PR-менеджеру важнее уметь разбираться в вопросах экономики, юриспруденции и так далее. Специфика работы в том, что менеджмент российского предприятия не мыслит такими категориями, как год, два, три, так что фактически нам приходится решать проблемы экстренного характера. А для этого западные технологии не подходят. Лариса Рогозина, начальник отдела по связям с общественностью и рекламы ОАО «Сибакадембанк»: - Свой первый опыт в PR я получила еще в школе: в старших классах я была секретарем комитета комсомола. Профессионально заниматься вопросами PR и рекламы начала случайно, мой диплом никак не связан с PR. Во времена перестройки я попала в небольшую фирму, директор которой проводил что-то вроде ликбеза для своих сотрудников: раздавал нам книги по различным темам, и затем каждый читал «лекции» для остальных. Мне досталась книга по рекламе, а также обязанности по рекламному сопровождению работы фирмы. Большой PR-опыт я получила, работая на «25-м канале». Потом был Новосибирский банк Сбербанка России и обучение в академии Сбербанка в Омске. Затем стажировка в Россбербанке и несколько обучающих семинаров в Москве, организованных академией Сбербанка совместно с академией госслужбы при президенте РФ для рекламистов и PR-менеджеров банка. В моих планах - дальнейшее обучение в академии при президенте. PR-менеджеру приходится постоянно учиться: это и психологические тренинги, и специализированные семинары, и отслеживание литературы, и общение с людьми этой профессии. Сама работа пиарщика не терпит успокоенности и постоянно требует повышения квалификации.

Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ