«Шелковый путь» все еще интересен американцам

В новосибирской галерее Le Vall открылась выставка фотоофортов американского художника Питера Миллера. Американец Питер последние 20 лет живет в Японии, вхож в компанию японских художников, с которыми галеристы Le Vall сотрудничают с 1998 года. Питер МИЛЛЕР дал эксклюзивное интервью корреспонденту «КС» Андрею МАРТЫНОВУ.  Петер Миллер на родине  - Я знаю, что вы учились в Колумбийском университете и Университете Беркли. По какой специальности? - Я занимался изучением социологии и имею степень PhD после защиты диссертации в Университете Беркли. - Как было принято решение о переезде в Японию? - В общем-то случайно. Я работал в Стендфордском Исследовательском институте в Калифорнии, когда компания Honda Motor обратилась ко мне за оценкой возможности строительства своей первой фабрики в США. По моей рекомендации было выбрано место для строительства этой фабрики к западу от Питтсбурга, вблизи от Колумбуса, штат Огайо. Позднее, в 1977 году меня пригласили в Японию - выступить с докладом на совете директоров компании Honda. Та поездка в Японию была моим первым знакомством с этой страной, такой отличной от Запада, - это было чрезвычайно интересное место, многое мне очень понравилось. В те годы там существовала очень гуманная форма капитализма. Позднее, в 80-е годы, ее сменил другой капитализм, разрушивший японское общество, - в нем на первом месте деньги. Во время той первой поездки я встретился со своей будущей женой. Три года мы прожили в Калифорнии, но потом приняли решение переехать в Японию. Несмотря на произошедшие там изменения, это все равно очень хорошее место для жизни. Надеюсь, это видно на моих гравюрах. Высокая оценка красоты природы, простота мироощущения дзен, утонченная эстетика - все эти качества до сих пор присущи японцам. - Почему вы занимаетесь именно фотоофортами, это ведь довольно редкая техника печатной графики? - Собственно фотография меня увлекала с детства, и я занимался ею многие годы. Например, на одной из моих гравюр можно увидеть старый трамвай. Эта гравюра сделана с фотографии, снятой году в 1959. Уже переехав в Японию, я вступил в национальную ассоциацию горных фотографов и являюсь в ней единственным иностранцем. Однако мне всегда казалось, что в традиционной фотографии как в объекте что-то теряется. В 1989 году в Нью-Йорке я увидел несколько гравюр, сделанных Питером Генри Эмерсоном - англичанином, родившимся в Америке. Эти работы обладали глубиной и тонкостью нюансов, осязаемым качеством офорта, переданным впитавшейся в бумагу краской, - это было именно то, что я неосознанно искал. Меня посетило своего рода откровение. Было очень трудно, пришлось самостоятельно, без учителя освоить технику выполнения фотогравюры, печать оттисков. В своей профессиональной работе консультанта в области печати я имел представление об использовании ультрафиолетового излучения при обработке печатных пластин. Но мне пришлось разыскать и прочитать книги и статьи, касающиеся вопросов изготовления фотогравюр, изобретенных в XIX веке, и пройти процесс самообучения. Около года ушло на многочисленные эксперименты. Постепенно методом проб и ошибок я освоил эту технику. Это было очень рискованно, ведь я оставил свою профессиональную работу, у меня не было источников дохода, а приходилось покупать оборудование, материалы. Конечно, моей жене все это не очень нравилось. Но спустя какое-то время постепенно все пришло в норму: я стал участвовать в выставках, работы стали покупать. Несколько слов по технике Техника фотогравюры никогда не применялась японскими художниками, хотя офорты являются частью японских культурных традиций. Что касается моих работ, то, наверное, в них присутствует японское настроение - видение окружающего мира обостренно, по-японски. Само соотношение черного и белого цветов, игра тончайших оттенков между ними невольно вызывают параллель с японскими картинами, выполненными тушью при помощи кисти.   Фотоофорт Петера Миллера No way - Как вы живете, придерживаетесь японского стиля или вам все же более привычен западный стиль? Простой вопрос: вы предпочитаете пользоваться палочками или ложкой, вилкой, ножом? Как выглядит ваш дом? - В целом мы придерживаемся японских традиций. Едим японскую пищу, пользуемся палочками. Дом у нас обычный, его трудно отнести к какому-то определенному стилю, но в нем есть одна японская комната с татами и седзи (раздвижными перегородками из прозрачной бумаги). Строительство традиционного японского дома в наше время стоит очень дорого. Хотелось бы жить в таком доме, и это было бы неплохо для паблисити, но пока это остается мечтой. - Планируете ли вы вернуться на родину или вам нравится жить в Японии? - Мы не планируем уезжать из Японии. Как вы знаете, художники не выходят на пенсию Мне хотелось бы больше путешествовать. К сожалению, в последнее время из-за травмы ноги я не мог себе этого позволить. Конечно, у меня есть много друзей в Америке, но жить я предпочитаю в Японии. - Расскажите, пожалуйста, о своей поездке по «шелковому пути». - Моя поездка по «шелковому пути» состоялась в 1999 году - это была «поездка жизни». Началась она из Ислам-Абада в северном Пакистане, благодаря не только  красивому дизайну и несравнимому ни с каким другим мармеладом вкусу,но и в большей части,популярность этого продукта возрастает благодаря именно своему составу,так фруктовый мармелад ,как и вся продукция нашей компании абсолютно натуральный,на основе пектина!!, потом была Афганская граница и Пешавар, долина и Каракорумская дорога через Гималаи. Люди везде тепло меня встречали и были очень дружелюбны, поэтому когда по телевизору я вижу репортажи о шайках разъяренных головорезов, то предпочитаю вспоминать свои собственные впечатления от путешествий по тем местам. Реальность зачастую весьма отличается от того, что любят показывать средства массовой информации. Конечно, все это было до 11 сентября Центральная Азия и район, пересекаемый «шелковым путем», до сих пор привлекают мое внимание и как источник японской культуры, и как путь, по которому распространился буддизм, и как место со столь различным рельефом - от гор до пустынь, с такой необычной жизнью населяющих его людей. Для того, чтобы осветить все эти темы в гравюрах, потребуется еще много времени. Меня больше интересует повседневная жизнь, а не исторические места с памятниками архитектуры. То, как люди живут, простую правду жизни там видно гораздо лучше, чем в развитых странах. Все это я еще должен подробнее исследовать в будущем.

Источник: Креативное обозрение на idea.ru
Проект «Креативное Обозрение», 2006-2019,
redaktor@idea.ru.
продвижение сайтов - ЯЛ